Каждый мегаполис имеет свою изюминку благодаря современным городским скульптурам или необычным фонтанам с фигурной композицией. Образ города чаще всего и запоминается вследствие нестандартных, привлекательных, а порой весьма спорных объектов.
Своеобразные монументы, оригинальные скульптуры и элементы уличного искусства — это уникальное явление общественных пространств нынешних городов, часто безликих из-за однообразных высоток спальных районов. В современном мире его называют "комфортной средой", где каждый архитектурный арт-объект может нести в себе некие исторические, мистические, двусмысленные, забавные и даже религиозные оттенки. Они придают самобытность тому месту, в котором появляются, какой бы смысл ни закладывали в них скульпторы. Бывают своеобразные композиции героев книг и кино, есть целый пласт работ современных мастеров, изображающих те или иные профессии, встречаются находящиеся в движении сложные конструкции. А также нестандартные изваяния, которые не оставляют равнодушными горожан. В общем, скульптурные шедевры различных жанров можно рассматривать как самостоятельное продолжение архитектуры типичной застройки современных городов. Особенно если они никого не оставляют равнодушным и цепляют даже заскорузлых скептиков. То есть выполняют свою главную задачу: вовлекают горожан в культурное пространство окружающей среды. А что же Сибирь? Она также не отстает от тенденции современной колаптики.
ТУВИНСКИЕ АКЦЕНТЫ
Начнем с юга нашей Енисейской Сибири — города Кызыла (бывшего Белоцарска). Конечно, установленная к месту скульптура способна украсить территорию, расставить акценты, а насытив историческими деталями, преобразить пространство. Мне кажется, что именно такой целостный образ заложен в монумент географического центра Азии, точнее, стилизации этого центра, а сама точка находится в сотне метров отсюда. Архитектурная композиция установлена на набережной, откуда видно, как в единый поток Енисея (Улуг-Хема) сливаются две реки: Бий-Хем и Каа-Хем. Она представляет собой высокий 12-метровый обелиск, увенчанный рогатым оленем, — это точная копия фигурки, раскопанной здесь в древнем кургане скифских правителей. Сама стела водружена на стилизованный земной шар, стоящий на трех львах. Монумент спроектирован республиканским художником Василием Деминым и возведен еще в 1964 году. Изначально на позолоченный обелиск крепилась карта Тувы, выложенная драгоценными и полудрагоценными камнями, но такая красота не сохранилась. Да и сама стела была заменена в 2014 году: на ней появились грандиозные животные, стремящиеся ввысь. Теперь обелиск расположен в фонтане, по периметру которого установлены 12 космогонических образов из восточного календаря, а с двух сторон стелы расположились два дракона.
Композиция "Царская охота" — еще одна интересная скульптурная группа столицы Тувы. Она отсылает к временам скифов: чета древних властителей мчится на разгоряченных лошадях за стремительной ланью. Кавалькаду участников вероятно соколиной охоты сопровождают грациозные барсы. Монумент вызывает неподдельные эмоции и будит воображение: каждый самостоятельно додумывает мифическую историю скифских охотников.
Стиль такого рода городской скульптуры, который вносит разнообразие в окружающий мир, широко используется в разных странах. Но чаще всего к ним относят изваяния, выполненные в более спокойных тонах, хотя символический смысл все же присутствует. Это можно сказать о фигурах оленихи и олененка, которые находятся на въезде в Кызыл и ассоциируются с городом: именно отсюда он начинается.
На мой взгляд, типичной городской скульптурой можно назвать композицию "Мой дом". Она представляет собой тувинца, рядом с которым лежит верблюд, а на его спине уложена юрта — типичный дом кочевника. Кстати, Кызыл действительно можно назвать городом контрастов, где начиональные жилища ютятся вблизи многоэтажек. Он необычный и вызывает неоднозначные эмоции, но, как и все города мира, стремительно впитывает в себя элементы современной архитектуры. Однако стараясь не устанавливать на своей территории объекты, которые являются примером дурновкусия. В этом отношении скульптурные композиции здесь действительно украшения, а не предметы, вызывающие недоумение и споры. Как, к примеру, носатый ангел, установленный в Санкт-Петербурге, в память о погибших от коронавируса медиках.
АБАКАНСКИЕ КРАСОТЫ
В наши дни городское пространство воспринимается жителями как территория, которую необходимо преображать. Пусть это будут малые архитектурные формы, всевозможные перголы и арки, цветочные композиции и элементы фигурного озеленения. Но появление любой городской скульптуры, как и фонтана, должно быть подготовлено окружением, чтобы чувствовалась гармония, а объект не ощущался никчемным, эдаким бельмом на глазу. При таком подходе в столице Хакасии есть немало интересных композиций, которые приходятся, что называется, к месту.
Одна из них — "Маленький принц" красноярского скульптора Андрея Мурзина. Мастер изобразил героя одноименного романа Антуана де Сент-Экзюпери сидящим на Луне в обнимку с розой. Мне кажется, это очень удачная скульптура, которая притягивает к себе горожан, делает небольшую площадь уютной и немного домашней. А выбитая сакраментальная фраза самого принца — "Мы в ответе за тех, кого приручили" — заставляет задуматься всех от мала до велика. Скульптура привлекает к себе, заставляет подойти, потрогать: потереть на счастье какой-либо элемент. Именно такие композиции делают город более приятным для человека, становятся местом для фотосессии.
В Абакане немало монументов, созданных по книжным мотивам, некоторые из них появились благодаря басням Ивана Крылова. Это городские скульптуры "Мартышка и очки" и "Стрекоза и Муравей". Возможно, есть и другие, ведь по планам абаканских архитекторов в городе должны быть установлены 44 скульптурные композиции, но других я не видела. Про обезьянку, которая сидит на фонарном столбе и держит очки, можно сказать, что она пользуется популярностью у горожан. А композиция стрекозы с муравьем, на мой взгляд, лишь украшает городские часы и является неким элементом декора. Есть в хакасской столице скульптурная группа на тему книги Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес": Алиса сидит на шляпе загадочного шляпника, а внизу задумчиво стоит пресловутый Кролик и вальяжно расположился Чеширский кот.
Композиция "Нежность" красноярского скульптора Константина Зинича никого не оставит равнодушным: заботливый барс тянется к своему детенышу, с любопытством рассматривающего бабочку. Среди других скульптурных работ мастера нельзя не отметить голову "Мечтателя". Задумка не совсем оригинальная: в Париже есть своя голова "Человек слушающий". В Хакасии каменная скульптура с чуть раскосыми глазами улыбается как Мона Лиза и смотрит вверх.
Кстати, в Абакане на въезде в город установлена необычная стела, именуемая в народе "Лора": якобы в память о секретаре обкома Ларисы Орешковой. Стилизованную фигуру женщины с поднятыми руками и чашей в знак гостеприимства сделали по эскизу еще одного красноярского скульптора — Александра Давыдова.
Вообще, к городским скульптурам в столице Хакасии относятся очень бережно, стараясь не нарушать ауру города, дополняя пространство, взвешенно выбирая место и тематику образов.
ИДЕИ КРАСНОЯРСКА
Столица Красноярья расположилась на обоих берегах Енисея, в каждом районе есть свои привлекательные архитектурные композиции: креативные фишки благоустройства. Но еще немало мест, которые хочется украшать и добавлять акценты. Ежегодно появляются новые городские скульптуры, арт-объекты и фотозоны. Периодически возникают своеобразные элементы, которые время от времени перемещаются по всему городу: декоративные новогодние елки, объемные шишки, книжные шкафы, рояли и многое другое. Если городская скульптура удачно вливается в пространство, то любой такой пятачок становится достопримечательностью, горожане с удовольствием делают селфи рядом с фигурой. Иногда весьма органично устанавливают фотозоны, наиболее яркие из них — скамейка с сердечками возле Дворца бракосочетания и поставленная в фан-парке "Бобровый лог" скамейка с "говорящим" волком в кедах.
В числе знаменитых красноярских скульптур можно назвать посвященные профессиям изваяния: мебельщику, клоуну, летчику, фотографу, музыканту, сантехникам… В городе немало фонтанов с достаточно интересными скульптурами, посвященными сибирским рекам, театральным персонажам, книжным и сказочным героям... Есть скульптуры хвостатым друзьям человека — кошкам и собакам, а также другим животным и птицам, которые создают приятную атмосферу общественного пространства.
Лично мне нравится городская скульптура в сквере "Добрый". Там весьма мило смотрится ладонь матери с маленьким ребенком. Композиция действительно символизирует добро и человеческое тепло. Но среди всех городских скульптур хотелось бы особенно отметить две, они привносят особый колорит месту, в котором установлены. Правда, далеко не каждый житель Красноярска знает, где они находятся. Они расположились в старой части города, недалеко от Исторического квартала возле корпорации "Империалъ", на площади Влюбленных, хотя этот пятачок никак не тянет на площадь. Можно сказать, что именно отсюда новомодное течение скульптурных композиций распространилось по городу.
Главная достопримечательность этого места — большие, с уникальным механизмом, песочно-паровые часы. Они работают и отсчитывают минуты скоротечной жизни, что весьма символично. Кстати, часовой механизм был разработан не абы где, а в Железногорске, в нынешнем "ИСС им. академика М. Ф. Решетнева". А само "космическое" устройство, отмечающее паром и свистом начало нового часа, разрабатывали непосредственно при участии главного инженера Николая Мишина. Каждые 25 минут изготовленная в старинном стиле колба песочных часов переворачивается, а на каждой стороне четырехметрового корпуса выбиты мудрые изречения: "Время исчисляется не часами, а ударами сердца"; "Каждую минуту Вы все больше становитесь тем, кем станете со временем"; "Не откладывай на завтра то, от чего можно получить удовольствие сегодня"; "В жизни мы жалеем не о том, что сделали, а о том, чего не сделали".
Вторая скульптура изображает пьяненького кудрявого мужичка, опирающегося на фонарный столб. Рядом собачка, приподнявшая заднюю лапу, которая с минуты на минуту "подмочит" ему репутацию. Эту композицию "Вечер" спроектировал красноярский скульптор Константин Зинич, хотя в народе закрепилось название "Дядя Вася-пьяница". Многие ассоциируют скульптуру с поэтом Сергеем Есениным, вероятно, из-за кудрявых вихров и собачонки, которая появилась намного позже: эдакий отсыл к стихотворению: "Дай, Джим, на счастье лапу мне…" Но все это досужие домыслы, не имеющие никакого отношения к классику.
У городской скульптуры есть будущее. Она продолжает развиваться, предлагая новые формы изобразительного искусства. Конечно, какие-то из них не пройдут проверку временем и будут снесены, но креативные и заставляющие задуматься останутся потомкам.