Он был пятым сыном в семье крестьян-удмуртов, способным учеником, талантливым учителем, ученым, писателем и поэтом, с успехом заведовал Вотским отделом народного образования, стоял у истоков создания автономии своего народа, руководил детским домом, центральным музеем Ижевска и оставил после себя богатое литературное наследие. Он угас также ярко и стремительно, как и появился на небосводе зарождающейся республики. Как вспоминали его родные, в жизни выдающегося просветителя Удмуртии были три большие любви – его Родина, его Семья и его Творчество.
Родился Кузебай Герд (при рождении – Кузьма Павлович Чайников) 2 (14) января 1898 года в семье крестьянина-середняка деревни Большая Докья Малмыжского уезда. С детства отличался любознательностью, тянулся к книгам. После окончания земской начальной школы продолжил образование в двухклассном училище села Вавож, далее – в Кукарской учительской семинарии. В январе 1918 года был назначен членом правления уездного учительского союза и заведующим Вотского отдела при уездном отделе народного образования. Активно участвовал в создании удмуртских школ.
Герд – узел
Самим выбором псевдонима Герд (что по-удмуртски обозначает узел, единство, связь), молодой поэт Кузьма Чайников пытался подчеркнуть свое предназначение быть первым в борьбе за самоопределение народа и вести за собой.
Сразу после Великого Октября с присущим ему темпераментом Кузебай Герд ворвался в литературно-общественную жизнь, положил начало многим культурным событиям, проторил путь многим поколениям удмуртских писателей.
С марта 1920 года заведовал издательским отделом Вотского комиссариата, находящегося в Сарапуле – по сути, первого республиканского правительства, стоял у истоков создания автономии удмуртского народа. Он искренне верил в будущее молодой советской республики, где удмурты обретут свое счастье и национальное величие.
В этот же период он официально меняет фамилию Чайников на свой литературно-революционный псевдоним. Документы о смене фамилии хранятся в фондах Отдела записи актов гражданского состояния Исполкома Сарапульского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов за 1920 год.
Герд и Надежда
В 1918 году Кузебай Герд встречает и свою большую любовь – ею стала уроженка Мултанской волости юная Надежда Ирисова. В своих воспоминаниях она живо и образно описывает, каким заботливым и любящим был Кузебай Герд в жизни, его отношение к быту и воспитанию дочери Айно.
Герд и творчество
Писал Кузебай Герд на русском и удмуртском языках. Еще в годы учебы в семинарии издавал рукописный журнал "Семинарское перо", где размещал свои стихи и рассказы.
За короткий период, когда имел возможность печататься, успел опубликовать около 400 стихотворений, 12 поэм, повесть, десятки рассказов, пять пьес и свыше ста научных статей.
Он является основоположником удмуртской советской детской литературы, автором учебников для начальных классов: "Шуныт зор" ("Теплый дождь") (1924), "Выль сюрес" ("Новый путь") (1929), "Начальная геометрия" (1926), "Арифметика" (1925), "Окружающая нас природа" (1925) на удмуртском языке.
После образования Вотской автономии Герд возглавил дошкольный отдел народного образования, был директором Ижевского детского дома, занимался литературной деятельностью.
В 1922 году он поступает учиться в Высший литературно-художественный институт имени В. Я. Брюсова. После окончания учебы работает в Центральном музее Ижевска. 19 декабря 1925 года утвержден в аспирантуру по специальности "этнология".
30 ноября 1922 года в Москве впервые заявило о себе общество по изучению вотской культуры "Бӧляк". Инициаторами его создания стали Кузебай Герд и группа студентов центральных вузов страны. Общество предполагало объединение удмуртского народа на родственных началах для поддержки и взаимопомощи.
Членов общества интересовал широкий круг вопросов: удмуртский язык и литература, религия и быт, положение удмуртской женщины и воспитание детей, экономика Вотобласти и просвещение удмуртов, удмуртский фольклор. За шесть лет существования общества "Бӧляк" была проделана колоссальная работа. Его члены первыми приступили к изучению истории формирования удмуртской интеллигенции, систематическому изучению и пропаганде истории удмуртов, завязали тесные отношения с родственными организациями.
Герд и трагедия
В конце 1925 года у организации начались трудности. В стране в это время шла борьба с буржуазным национализмом, в котором огульно обвинялись представители национальной интеллигенции и все те, кто интересовался национальной культурой. Вскоре общество "Боляк" было ликвидировано, а его активистам предъявлены обвинения в контрреволюционной деятельности.
В 1932-1933 гг. органы главного политического управления сфабриковали широко известное дело "СОФИН".
Название дела, сфабрикованного главным политическим управлением Нижегородского края, происходило от слов "Союз освобождения финских народностей" (СОФИН). В мае 1933 г. было утверждено обвинительное заключение. Суду предавались 28 человек. Кузебай Герд и Трофим Борисов также обвинялись в шпионаже.
После ареста Кузебая Герда его супруга жила и работала в Сарапуле. Дочь Айно окончила лесомеханический техникум, была участницей Великой Отечественной войны, умерла в 1985 году. Внук Николай работал в городской пожарной охране, затем уехал в Ленинград.
Из воспоминаний жены Кузебая Герда, Надежды Антоновны:
- Это был исключительно энергичный, деятельный, живой человек. В семейной жизни таких людей не найдешь никогда. Я прожила с ним 14 лет. Он ни разу не дал мне стирать, всегда была прислуга, хотя я сама нигде не работала. На работу уходил на цыпочках, чтобы нас с дочкой не разбудить, страшно баловал, а дочь иначе не называл, как "моя единственная дочь", ему хотелось, чтобы детей у нас была куча, он очень любил детей, и они его любили. В дошкольном детском доме ни воспитателей, ни няней так не любили, а только "дядю Кузю". Увидят его и все бегут ему навстречу.
Иногда он засядет писать - и до 6 часов утра, а потом, не спавши, идет на работу. За столом всегда с дочкой вместе сидели. Он давал ей бумагу, карандаш, и она подражала отцу и писала до тех пор, пока не уснет на столе, и он тихонечко перенесет ее на кровать. Это был исключительный семьянин.
В то же время он был очень веселый, шутник, проказник, в компании всех насмешит, с ним нигде не соскучишься. Был исключительно чистоплотен, через три дня мылся в бане и менял все белье и даже постельное. Никогда я не чистила ему обувь, никогда не гладила брюки - всегда сам. Любую женскую работу умел делать: сшить, спрясть, соткать восьмицепочные, двенадцатицепочные скатерти, полотенца, половики. Все это не хуже любой женщины он умел делать. Я спрашивала его, где он научился, он говорил, что у матери были только сыновья и не было ни одной дочери, а мать учила его потому, что он любил женскую работу и приходилось помогать матери.