Больной вопрос разделил жителей села на два лагеря. Сторонники говорят о плохом качестве сигнала сотовой связи и необходимости установки вышки. Тогда как противники утверждают, что не против технологий и прогресса, но излучение от высотной конструкции, возведенной в пределах населенного пункта, может нести угрозу их здоровью. Активисты создали инициативную группу, собрали бумаги с подписями, направили обращение в администрацию, в прокуратуру. Абсолютное большинство противников - люди среднего и пожилого возраста.
На сход пришли 82 человека. Всего в селе проживает около 1400 человек. На встрече присутствовало руководство района, приехали глава района Александр Старцев, депутаты, на вопросы жителей в режиме видеосвязи ответил представитель оператора связи Теле2. Подъехали и жители деревни Байдалино, где сотовая связь есть только местами и очень плохое качество Интернета. Вела собрание глава муниципального образования "Дизьминское" Алена Поздеева.
- Население недовольно плохой связью в селе, - ввела в курс дела глава. – В этом году оператор Теле2 дошел до нас, чтобы установить мачту с антенной для передачи сигнала. Прежде чем выбрать место, рассматривалось несколько участков: возле лесничества, на ул. Чепецкой, был также вариант размещения антенны на мачте Мегафона. Но нигде не получается стопроцентного охвата. Нашли наиболее оптимальное место.
- Почему возле школы, детского сада, клуба, жилых домов? Электромагнитные поля плохо влияют на человека, на детородную функцию, на потомство, развиваются раковые заболевания. Мы защитим своих детей. Нам этого не надо! – категорично заявила одна пенсионерка.
- Просим запретить установку вышки внутри населенного пункта. Связь нужна, с этим никто не спорит, но выделили бы место на окраине, на безопасном расстоянии для жителей, - пояснили активисты.
Другая часть жителей, не испытывающая тревожности по поводу развития сотовой связи, не разделяла возмущения односельчан:
- А почему мобильными телефонами пользуетесь? От них что, нет излучения?
- Ни опасность, ни отсутствие вреда электромагнитного излучения для человека не доказаны. Есть только предположения, - выразил свою позицию молодой человек.
- Будете выступать, оператор вообще откажется от нас, и будем сидеть без связи и интернета.
- А прошедший год показал, что без качественной сотовой связи сегодня не прожить. Особенно тяжело приходилось детям, студентам на дистанционном обучении.
Разговор был горячим. Байдалинцы не разделяли возмущения недовольных дизьминцев.
- Поставьте вышку в Байдалино! Хоть в огороде! Мы с телефонами ходим на дорогу! Поживете, как мы, перестанете возмущаться!
Представитель компании Теле2 постарался успокоить граждан, что вышки сотовой связи 4G безопасны. Он подчеркнул, что базовые станции Теле2 устанавливаются в соответствии с действующими нормами (он даже предоставил необходимую разрешительную документацию на оборудование) и никакой опасности для окружающих не представляют. На каждую антенну вышек Роспотребнадзор дает заключение на размещение. Причем в России нормы допустимого уровня электромагнитного излучения в несколько раз строже, чем, к примеру, в США.
Специалист администрации Ярского района напомнила жителям, что установка вышки осуществляется бесплатно в рамках национального проекта "Цифровая экономика". Другой такой возможности может и не быть. Но никакие доводы на протестующих не действовали.
Обсуждение животрепещущего вопроса завершилось голосованием. Против вышки отдали свои голоса 37 человек, за 34. Остальные воздержались. Остается ждать решения прокуратуры.
Комментарий пресс-службы компании МегаФон:
- Сейчас село Дизьмино находится в зоне действия сети МегаФона. Базовая станция здесь установлена еще в 2013 году, и благодаря ей все эти годы у жителей есть голосовая связь и 3G-интернет. Всё телеком-оборудование сертифицировано и соответствует санитарным нормам, что подтверждено Роспотребнадзором.
Сейчас сеть работает в штатном режиме. Жалобы на качество связи от жителей села не поступали. В случае обнаружения единичных трудностей в пользовании услугами, просим абонентов сообщить об этом в компанию любым удобным способом: через контактный центр, сайт, написать нам в соцсетях или обратиться в офис.