Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Глазовского района и северных районов Удмуртской Республики

427629, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Драгунова, 69
телефон: +7 (34141) 5-78-82
e-mail: idnakar18@mail.ru

Деревня с четырехсотлетней историей

Примерно в пяти километрах от Глазова расположено одно из старейших поселений Глазовского района – деревня Солдырь. Солдырь переводится как "солнечная гора". Впервые упоминается в переписных книгах в 1615 году, то есть имеет возраст более 400 лет.

В старину поселение Солдырь являлось неофициальной столицей северных удмуртов, проживавших на среднем течении реки Чепцы. Рядом с древним городищем "Иднакар" (9-12 в.в.) на Солдырской горе в определенное время проходили ярмарки, где население округи продавало изделия ремёсел и продукты своего хозяйства.

С северной стороны деревни протекает когда-то полноводная река Пызеп с притоками Омыть, Мучан, Варыж, на которых в дореволюционное время стояло 11 мельниц и 1 винокуренный завод.

Весной по большой воде с Вятки по Чепце поднимались косяки рыб: язя, окуней, осётра, жереха, леща, уничтоженных в результате ловли их бреднями, косынками, сетями многочисленными любителями браконьерской рыбалки. Сейчас даже пескарь стал редкостью, которого "гурманы" пускают на котлеты.

Коренной житель

В 2009 году на одной из красных горок Пызепа под названием "Ватемкар" проходили съемки удмуртского телевидения с присутствием большой группы краеведов города. К костру подошёл местный житель Анатолий Константинович Баженов с вопросом:

- Коз не видели?

Действительно, перед этим прошли мимо нас три козы. Мы спросили его, как называлось раньше это место и что это за яма в рост человека с восточной стороны площадки, заросшая травой. Он ответил, что местные зовут "Бакча пыр гоп". Он оставил свой адрес и ушёл искать коз.

При следующей встрече он рассказал о себе. Родился 15 августа 1935 года в Солдыре. Мама - Наталья Петровна - 1915 года рождения, тоже была солдырская. Имела 4 класса образования, и по тем временам считалась грамотной. Отец – Константин Семёнович - родом был из деревни Кляпово, немного ходил в первый класс, сколько-то работал зампредом. Дед Петыр тоже был солдырским, бабушка Прасковья родилась в Адаме.

Анатолий до 4 класса учился в местной школе, которая находилась в конце деревни со стороны Адама. Сейчас о ней напоминают только уцелевшие тополя. До 6 класса пришлось пешком ходить в Заболотное. Это сейчас школьников возят на автобусах, а тогда пройти до школы 8-10 километров считалось нормальным явлением. В обоих школах учились на удмуртском и русском языках. А в 14 лет пришлось идти в колхоз, чтобы помочь родителям. Косили, убирали сено, боронили, сеяли…

Жена, Антонина Ивановна, родилась в 1939 году в деревне Папогово Понинского района. Деревня была большая, старинная, около 300 жителей, с 4-х классной начальной школой, за которой располагалось местное кладбище. Посреди деревни находился большой родник, на нем потом поставили водонапорную башню, от которой по улицам провели водопровод.

В деревне располагалось правление колхоза, в который входили небольшие деревни: Бадӟымшур, Артёнки, Коршевихино, Коршуново, Гаврилёнки, Баскобай, Лудяшур…

Оба её родителя были местные, папоговские. Отец погиб на войне в 1941 году, а мама - Третьякова Елизавета Петровна - осталась с 5 детьми. Тоня рано начала работать в колхозе. Иногда посылали на Понинский льнозавод, где и познакомилась с будущим мужем, и переехала жить с ним в Солдырь.

Учхоз

В начале деревни со стороны города, где сейчас сады-огороды, земли принадлежали учхозу совхоза-техникума, остальные – колхозу "Колос". В учхозе располагалась кирпичная ферма на 100 коров и около 20 тёлок; два деревянных свинарника на 200 голов каждый. Ближе к дороге стояли шесть 3-х квартирных бревенчатых домов для работников скотного двора.

По ту сторону оврага размещались мастерские и гараж, котельная с высокой металлической трубой. Котельная работала на угле, который завозили из Адама. В овраге был пруд, в который запускали мальков карпа, но плотину каждую весну разрушало большой водой. По берегам пруда находились посадки смородины, крыжовника, капусты. В учхозе всё лето жили и работали студенты совхоз-техникума. Коров пасли на лугах у Пызепа. Из деревни в город ходили и ездили через мельницу, которая стояла на Пызепе ниже Солдыря. Через Чепцу в город переправлялись на дежурной лодке или пароме.

Поселение Идны

Каждое старое поселение, прилегающие поля, леса, холмы, овраги, родники и речки имели раньше свои названия, о которых помнили только старики. Так и Солдырь раньше называли деревня Иднакар – "поселение богатыря Идна". Хозяин каждого дома помимо имени и фамилии имел еще так называемый "корка ним" - имя дома.

У отца Анатолия Баженова было имя "Данё", а детей называли "данёос". Как он считает, это имя возможно перешло к их семье от деда Данила. А у жены "Абиёс". Как они вспоминают, в Солдыре живут: седьёс, тебейёс, гордъёс, дедьёс, кулисъёс, азвайёс, чупаос, пешковъёс, пиляос, горейёс, барамзиёс, педоръёс, бакча пырьёс, шириёс, кутянъёс, абеньёс, бастонъёс, падейёс.

Овраги, холмы, поля и луга тоже имели свои названия:

- "Карпал" - поле, где находилось древнее городище;

- "Лектӧлпал" - сторона, откуда дул холодный северный ветер;

- "Тюрагайгоп" - овраг, где пели жаворонки;

- "Кечкулонни" - место, где умер заяц;

- "Турын поттонни" - место, где заготовляли сено;

- "Чебер возь" ("Красивый луг") - здесь пасли коров;

- "Вуж вукое васьканни" - спуск к старой мельнице;

- "Нескож гоп" - речной залив в лощине.

Есть еще названия: "Починка някрез", "Сьӧд мувыл", "Ягул пал", "Гучин гурезь", "Гучин шур", "Гучин шай", "Шур возь", "Бигер шай", "Вуж гуртынни", "Чекморга гурезьйыл", "Хутор шай", "Учкон яр", "Пал", "Бакча сьӧр гоп"…

Ачар гоп

Рядом с Водозабором есть заброшенное поле, зарастающее сосняком, которое поднимается с каждым годом. Местная жительница деревни Будина Галина этот загадочный холм называет "Ачар гоп". Существует легенда, что в Гражданскую войну здесь похоронили шестерых красноармейцев.

С Гражданской войной связано и название оврага с ручьем напротив проходной "Водозабора" - "Урал шур". Жители улицы Пызепской считают, что здесь похоронен красный командир, родом с Урала.

Уроженец деревни Анатолий Максимов вспоминает, что его бабушка Прасковья Максимова, 1861 года рождения, показывала ему в детстве предполагаемое место захоронения богатыря Идны. Это на одном из спусков к реке Чепце, напротив "Водозабора". Ещё он вспомнил, что когда тянули кабель к строящемуся водозабору, баровая машина пропилила православный железный крест.

Ӟазег сиён, ӵӧж сиён

Баженов вспомнил ещё два островка леса "Падей гоп" и "Габи гоп", возможно, названные в честь "Падея и Габи". Были вокруг деревни и священные для жителей места, где проводились календарные обряды с жертвоприношениями. В сторону реки Пызеп в большом овраге у двух родников проводили обряд "Ӟазег сиён" и место называлось "Ӟазег сиён гоп" - овраг, где поедали гуся. А в овраге напротив проходной "Водозабора" у родников проводили обряд "Ӵӧж сиён", и место носило название "Ӵӧж сиённи" - поедание утки.

Хотя оба обряда были посвящены единому для всех календарному началу сенокоса, судя по различию принесенных в жертву птиц (да еще и в разных местах), можно судить о принадлежности жителей Солдыря к разным воршудно-родовым группам. Это заметно и в названиях мест. Напротив проходной "Водозабора" начинается овраг, углубляющийся в сторону Пызепа, в котором несколько родников собираются в бойкий ручей. Жители улицы Глазовской называют его "Коньы гоп", улицы Пызепской - "Урал шур".

Автор: Генннадий Ложкин

По этой теме: Солдырьистория селаГлазовский райониднакар новости

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 618

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика