Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

Лазарет

Любопытная Варвара

По пыльным полевым дорогам мы возвращались, что называется, не солоно хлебавши, хотя и до поездки на многое не рассчитывали. Добираться в жаркий солнечный день до местечка, что за Бартеневкой километрах в пятнадцати, под названием "Лазарет", было сущей пыткой.

Старенькая девятка Григория Маркова усердно везла нас все это время, грозясь перегреться. По дороге из Ивантеевки мы заехали за местным жителем Бартеневки Виктором Павловичем Зиновьевым.

Виктор Павлович в прошлом председатель сельского Совета, заступил на должность в разгар борьбы с алкоголизмом, это была середина 80-ых. Об истории села Бартеневка знает не понаслышке, более того, он принимал непосредственное участие в ее творении. С Григорием они знакомы еще давно и сейчас продолжают общаться, иногда обмениваются литературой.

Как бы извиняясь за свою увлеченность краеведением, садясь в автомобиль, Виктор Павлович пошутил: "Мы же чокнутые". С тем и направились в "Лазарет" - местный лес, расположенный в огромном овраге.

В любом деле важны единомышленники. Если они есть, то все по плечу. Мне, можно сказать, повезло, потому что среди миллионов интересов, которыми мог бы увлечься человек на земле, моим единомышленникам интересна история родного края. Таких людей обычно искать не нужно, они сами найдутся.

Некоторые жители района даже не подозревают, что есть у нас места, которые никак не обозначены, но по-своему, на местном уровне, являются эпическими.

Как учит нас история, многие знаковые события связаны с не лучшими явлениями в обществе. В нашем районе они имели место быть, а большая их часть - с периодом Октябрьской революции и гражданской войны.

Вот поэтому на этот раз нами было выбрано местечко под названием "Лазарет". Но перед тем, как побывать там, мы заглянули по настоянию Виктора Павловича на кладбище, то, что в старой части села, и посетили братскую могилу красноармейцев, погибших в 1918 году, оказалось, не совсем ту. "Лазарет" и братская могила связаны между собой одной историей.

Всего кладбищ в Бартеневке два. Село расположено на берегах Малого Иргиза. Раньше река разливалась весной, и если бы кладбище было одно, умерших в такое время людей пришлось бы переправлять с одного берега на другой.

А вообще у местных, по словам Зиновьева, принято, что тех, кто родом с правого берега, хоронят на нем, даже если в течение жизни он жил по другую сторону, и наоборот.

На кладбище нас интересовал, как было уже сказано, отдельный эпизод местной истории.

Дело было в далеком 1918 году. Из Большой Саратовской энциклопедии: "С началом гражданской войны Бартеневка оказалась в эпицентре событий. В конце июля 1918 года в окрестностях села собрались крупные силы белочехов и казаков. 3 августа Бартеневку занял Балаковский красный полк, который на следующий день повел наступление с тыла на стоявшего в Арбузовке противника, в результате чего белые вынуждены были отступить.

Во второй половине сентября в районе Бартеневки вновь велись бои. В 10 верстах к северо-западу в лесу находился лазарет красных, который вместе с охраной из 24 бойцов отряда Баулина, 70 ранеными, фельдшером и тремя санитарами оказался в тылу и 20 сентября был атакован белыми, которые отошли лишь под давлением подоспевшего на помощь конного отряда одного из николаевских полков Чапаевской дивизии.

В этом сражении погибли 16 красноармейцев, которых через два дня похоронили в братской могиле в центре села".

Оказавшись на месте, Виктор Павлович развеял несколько мифов, а заодно невольно поставил под сомнения некоторые утверждения энциклопедии, на которые изначально опиралась я.

"Братская могила на самом деле раньше находилась вот здесь, - рассказывает Виктор Павлович, указывая на могилу, в которой покоятся супруги Волобоевы, почившие в 1982 и 1997 годах. - Раньше на этом месте стоял деревянный обелиск, со временем он сопрел. Мы его убрали и заказали из камня в Чапаевске. Потом его постепенно передвигали, и оказался он в сторонке".

Небольшой бетонный обелиск в зарослях травы действительно скромненько стоял под деревом с соответствующей памятной надписью.

Виктор Павлович продолжил: "На том месте, где была братская могила, со временем образовалась небольшая яма - почва просела, а когда копали новую могилу, на небольшой глубине, примерно на метр, могильщики стали натыкаться на доски от ящиков для артиллерийских снарядов, именно из них были сделаны гробы для красноармейцев. Из-за того переноса памятника, все думают что братская могила там, где он стоит".

Выходит, над братской могилой уже совершенно другое захоронение! А еще возле памятника погибшим в годы Великой Отечественной, возведенного примерно в 1975 г., справа есть камень с надписью, гласящей, что на этом месте могила бойцов-красноармейцев. Появился он там потому как был план провести перезахоронение останков в центре села. Было даже постановление местной власти. Но на этом дело и закончилось.

Виктор Павлович, как собиратель истории, много интересовался событиями того времени, беседовал с односельчанами, которые могли что-то знать от своих родителей или дедушек-бабушек. Со слов своей бабушки узнал о том, что, например, белочехи, бывали на постое у местных жителей. Вели себя с населением уважительно. В избе всегда разувались. Откровенно признавали, что не знают, за кого и чего ради воюют. Перед тем, как принять бой, оставили хозяевам продукты и свою одежду.

По версии Виктора Павловича, в братской могиле хоронили и белочехов.

Дядя (1914 г.р.) Виктора Павловича, знавший эту историю с пересказов, запомнил, что бой между красными и белочехами произошел до начала уборочной страды, примерно в июле, велся он в районе оврага Березовый и Липового леса.

Дяде запомнился рассказ потому, что в нем был эпизод о том, как во время уборочной на полях находили раздутые трупы белочехов и тут же их и прикапывали. "Красных" хоронили на местном кладбище.

В погибшем отряде служил 17-летний сын красного командира Перфила Баулина. Командир был родом из Духовницкого района и приехал опознать сына. Это он распорядился откопать погибших, переодеть их и положить в гробы.

Говорили, что красноармейцев на самом деле было гораздо больше, не менее 150 человек. В том самом овраге, что теперь называется "Лазарет", действительно располагался госпиталь. В том бою была перебита практически вся его охрана. Могли уцелеть только те, кто спасал и уводил подальше раненых.

В другой отдельной статье в БСЭ о П.Ф. Баулине говорится, что он погиб в бою в ночь с 7 на 8 августа 1918 года. Тогда никоим образом он не мог воскреснуть и опознать сына в сентябре. Уборочная страда, наверняка, шла в июле-августе, и трупы солдат вполне могли быть обнаружены на полях.

Выходит, версия Виктора Павловича не лишена основания. "Лазаретом" овраг, поросший лесом, стал называться именно после этих событий, а до тех пор имел странное название "Балка неизвестна".

Местный библиотекарь Елена Белова - представительница рода Волобоевых, из числа первых поселенцев, сохранила воспоминания о некоторых пересказах местных жителей о событиях 1918-го. И вот другая версия.

Белочехи или белые вообще не нападали. На охрану лазарета наткнулся другой отряд красноармейцев, не разобравшись, кто есть кто в темноте, они перестреляли друг друга.

Прибывший на опознание сына Баулин распорядился отрыть бойцов, надеясь опознать сына по часам. Оказалось, один из уцелевших бойцов снял часы с покойного сына командира, чтобы их передать ему. То ли потому, что не поверил, то ли на то были какие-то другие причины, только того самого бойца Баулин расстрелял на месте.

Почему оказалось столь-ко версий? Быть может, речь шла о разных событиях? Или все гораздо проще - достоверно никто это не знает.

С описанием версий и сравнением статей я обратилась к координатору БСЭ Илье Козловскому. Вот что он ответил: "В своих статьях я использовал сведения из книг о Духовницком и Ивантеевском районах. Бои под Бартеневкой велись в конце июля и начале августа - об этом пишут авторы обеих книг. Если сын Баулина действительно погиб в этих столкновениях с белочехами, то Перфилий Федорович вполне мог побывать на его опознании накануне собственного последнего боя 8 августа под Левенкой (это ведь всего несколько километров от Бартеневки). Новые, сентябрьские бои за лазарет вел некий баулинский отряд, но я нигде не встречал сведений о том, что в его рядах сражался Григорий Баулин (который к тому моменту уже погиб). Вроде, все сходится.

Такая путаница с захоронениями того периода имеет место не в одной Бартеневке. В подобных братских могилах хоронили не только красноармейцев, но и комсомольцев, комбедовцев и прочих коммунистов, погибших от рук белых, зеленых и даже позже кулаков в период коллективизации. Документировалось все тогда плохо, учитывая специфику смутного времени, да и многие участники событий даже до 1950-х годов не дожили (войны, голод)".

Теперь, выходит, что два события и всего одна братская могила.

Возможно ли восстановить историю, спустя почти столетие? Вряд ли. В данном случае мы, конечно, имеем дело с воспоминаниями, переданными через поколения. И, как видим, неточности вкрадываются как в распространенные источники, так и в придания.

Мало кто из жителей села бывал в местечке под названием Лазарет, оно оказалось живописным. Находится практически на границе с Самарской областью, а в подтверждении этого, мы получили sms-сообщение, в котором "Мегафон" желал нам приятного путешествия.

На подъезде к "Лазарету" вспорхнул молодой выводок куропаток, да и вообще разнообразие живности было очень заметным. Травостой в этом году на загляденье, а здесь он еще богат разнотравьем. Под ногами ковром земляника, правда, ягод почти уже нет. На краю оврага обнаружились практически свежие следы кабанов, на траве были заметны тропки каких-то зверьков. Среди степи это своеобразный оазис. Внизу оврага есть вода, ее источники, по всей видимости, родники.

Вкупе в овраге создался свой микроклимат, который удачно поддерживает флору и фауну. Именно за счет местного микроклимата самообновляется лес, в подтверждении тому большое количество самосевной поросли деревьев.

Исследовать местность оказалось практически невозможно из-за густоты леса. Осенью было бы гораздо проще. Изначально мы решили ориентироваться на старые деревья. И они нашлись. Буквально с краю оврага был участок старых высоких берез, в обхвате стволы некоторых могли бы составить около метра, а в высоту - до 30 метров. На одной из них неожиданно обнаружили нацарапанные надписи имен и даже пятиконечную звезду. Некоторые надписи оказались совершенно неразборчивыми, а глубоко надрезанные походили на даты.

Позже я попросила проконсультировать по поводу возраста деревьев лесника с приличным стажем работы. Но своим ответом он лишь огорчил. Оказалось, в нашей местности березы не живут более 60 лет. Продолжительность ее жизни, по разным данным, может составлять от 100 до 150 и даже до 300 лет, некоторые экземпляры доживают до 400 лет и более. К тому же, по словам лесника, наша область - это последний ореол, в котором произрастают березы, т.е. для нее подходит климат.

Прибавьте сюда другие природные явления, которые мог пережить этот овраг - буреломы, сход вешних вод, или пожар.

Судя по местности, именно здесь вполне мог располагаться лазарет с красноармейцами. Место закрытое, есть вода для готовки и прочих нужд. Овраг имеет пологие края и наклон. На этом наш поход завершился.

Будем реалистами. Событие, произошедшее сто лет назад, практически рядовое, известных личностей среди бойцов не было. Бой не был каким-то значимым. О признаках какого-то подвига речи тоже нет. Ведь в эти смутные годы верх одерживали то одни, то другие.

Другое дело наше отношение к событиям. Во времена Советов увековечивание памяти бойцов было практически закономерным. То, что братская могила "затерялась", скорее, признак времени.

Но как же быть с нашей маленькой историей? Может, стоит более осознанно относиться к ее моментам и давать им оценку, в том числе, обдуманно подходить к переименованию улиц?

Этот пример - всего лишь своеобразный урок нашему поколению, дабы не забывали о значимости дней, которые проживаем и творим.

Автор: Татьяна ФЕДИНА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1930

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика