Только так, наверное, можно оценить ситуацию по отношению к памятникам в нашем селе. Да! Памятниками мы богаты и можно с полной уверенностью заявить, что их у нас побольше, чем в любом селе района. А это, видимо, потому что Канаевка, находясь на границе областей, в период революционных событий, была на распутье всяких военизированных отрядов и ее частенько навещали разномастные идейные борцы.
Как рассказывали старейшие жители села, каких только этих самых отрядов не налетало на наше село. Здесь были и Попов и Пятаков, Пирогов и вакулинцы и какие-то зеленовцы и красновцы. Иначе, как банды, их не назовешь, потому что, залетая в село, они творили страшные жестокие расправы, не гнушаясь грабежом и прочими насильственными действиями. Эти расправы происходили в разных местах села, разное количество жертв было подвергнуто жестоким уничтожениям, были и расстрелы, и рубка саблями, и засекали плетьми. Вот так страдали жители нашего села, измученные неправедной политикой сторонников царизма и мечтавшие о новой справедливой жизни, за которую готовы были идти на любые жертвы. Вот за эту храбрость и самоотверженность им и ставили памятники, чтобы народ и наши потомки помнили о них и гордились ими.
Но вот здесь она нас и подкараулила, вторая фраза нашего заголовка, оказалось, что памятью-то мы и бедны. Сколько бы ни рассказывали нам свидетели тех легендарных времен, а также старожилы, слышавшие от родителей о происходивших событиях, все это потихоньку из-за предательского нашего равнодушия затягивалось тиной забвения. Конечно, слышавшие истории от старшего поколения уже по-разному трактовали происходящее. Вот, например, о расстреле на реке рассказы рознились, во-первых, в количестве. Кто-то утверждал, что было 16 человек, но все-таки больше фигурировала цифра 22. Некоторые говорили, что расстрел был в лесу на поляне, но большинство рассказывали о реке и Батишевой пристани. Предлагали, что перед расстрелом запелась песня "Мы жертвою пали в борьбе роковой…"
Но один и даже не один, а несколько источников, вполне компетентно заявляли, что в этой обреченной группе были муж и жена, присланные в наше село из центра, и вот они попросили палачей позволить им напоследок спеть "Интернационал". Как ни странно, это было разрешено, после чего акция завершилась, а тела были брошены в воду под лед.
Основным, более известным памятником нашего села является памятник борцам революции, который сейчас находится на территории школы, а раньше стоял в сельском парке. На нем есть фамилии наших замученных односельчан, но опять же память преподносит нам разные версии об их гибели. Было утверждение, что они погибли в разных ситуациях, но я беру на себя смелость заявить, что слышал из разных источников одну версию, вот такую: " В один из налетов на село бандиты выявили активистов-революционеров и привели их к церкви. Велено было собрать сход жителей села к месту казни и когда люди собрались, эти пятаковцы или вакулинцы на виду у жителей зверски изрубили саблями всю группу. Здесь имеет место такой героический факт - Кудинова Григория не выдали жители села и, можно сказать, спрятали его от бандитов, но он не пошел на сделку с совестью, а пошел к товарищам и вместе с ними принял страшную смерть".
Были они похоронены там же, а когда сажали парк, то поставленный им памятник оказался на территории парка. Еще один памятник стоял напротив старого клуба, чуть левее калитки в парк.
Помнят его жители, он был небольшой, деревянный выкрашенный в розовый цвет. Только вот никто уже не помнит, кому он был поставлен... А ведь люди, проходя мимо, кланялись этому памятнику, пионеры отдавали честь, но кому? Оказалось, что опять же в очередной набег, то ли поповцы, то ли зеленовцы схватили одного коммуниста и решили прилюдно расстрелять. Из толпы людей они услышали проклятия в свой адрес и увидели автора этих речей и на вопрос "А ты что тоже коммунист что ли?" услышали утвердительный ответ. Они выволокли его из толпы и поставили рядом с обреченным на казнь. Оба они были расстреляны и похоронены. Тут же был поставлен этот самый памятник.
Так кто же они? Один, оказывается, был по нашей родственной связи, т.к. наш двоюродный брат. В юношестве ходил, выпячивая грудь от гордости, что фамилия его деда фигурирует на памятнике - это Заборин и, по-видимому, Леонид, но точно никто не помнит, а семьи Забориных уже нет.
А вот кто был второй? Попытки выяснить у старых жителей села окончились неудачей и только потом одна из пожилых женщин вдруг вспомнила: "А ведь там похоронен коммунист Балабашин". Конечно, ни имени, ни отчества установить не удалось.
Как преподносит нам история, в селе был поставлен памятник продотрядовцам, которые, выгрузив излишки хлеба, выехали из села, но за селом при повороте на Яблоновый Гай были настигнуты богатыми мужиками и весь отряд был изрублен шашками. Особенно зверски отнеслись к женщине из отряда - она была буквально расчленена и брошена в воду. Как вспоминали старики, это была какая-то Анька Гореловская, а точнее, никто не вспомнил, как и не помнили, где был поставлен памятник.
Около одного из жилых домов в селе, где когда-то была отделенческая контора, стоял еще один памятник тех суровых годов, который не был связан с боевыми действиями. Но небольшая подоплека все-таки была. Там, на окраине села, находится небольшой курганчик, который был насыпан в память о жителях, погибших в голодовку 1921-1923 гг. Зимой обессиленные голодом люди не имели сил хоронить умерших и сначала складывали в амбар на краю села недалеко от кладбища, а потом, когда не стало сил таскать в амбар, просто сваливали в яму, так и получалась эта братская могила. Подоплека состояла в том, что богатенькие люди прятали излишки хлеба, закапывая его в землю и не желая им делиться, хотя на посев и на еду у них хлеб был. Сколько бы жизней было спасено в селе, если бы…
Потом на месте братской могилы был поставлен памятник. Но однажды один из районных деятелей увидел это сооружение и узнав, зачем оно здесь стоит, распорядился убрать памятник. Резюме было такое, мол, как это так было допущено, что при советской власти столько людей погибло от голода – это компрометирует власть и партию. И памятник был убран. А бугор виден и сейчас, и не плохо было бы задуматься нашей администрации и депутатскому корпусу о восстановлении памятника.
Ну, о памятнике погибшим и участникам в годы Великой Отечественной войны говорить не стоит. Хотя на нем некоторые имена отсутствуют, а у некоторых нет фотографии. Вот так! Насколько богаты - настолько и бедны.
Подтолкнула меня к данному повествованию публикация в нашей газете статьи А. Пронина о событиях, происходящих во времена борьбы за власть вокруг с. Журавлиха. Там тоже основной чертой проходит мысль о том, как небрежно мы относимся к нашей памяти, к нашей истории. А когда спохватываемся, то оказывается, что спросить-то уже не у кого, ведь кому это надо описывать каждый шаг нашей истории.
Хотя наших людей так испытывала жизнь, что мы не только должны, мы просто обязаны не просто помнить, но и фиксировать события, происходящие в семье, в родном селе, в любимом краю.