Профессиональный праздник железнодорожников был учрежден еще до Великой Отечественной войны в 1936 году. С гордостью отмечает всегда этот день мама Николая Витальевича Мешкового - Людмила Тимофеевна, всю свою жизнь до пенсии проработавшая дежурным по станции.
В Казахстане Николай родился, до армии успел отучиться в Кзыл-Ординском железнодорожном техникуме. А после армии всего лишь год проработал по специальности на родине. Судьба его закинула в Заволжье, в Пугачевской дистанции пути он стал работать мастером-путейцем.
На станции "Тополек" - с 1991 года. Столько же существует и семья, кстати, железнодорожная целиком! Супруга Николая Витальевича - Любовь Владимировна (на снимке они вместе) - дежурным по станции "Тополек" работает также с начала девяностых.
Символом трудовых достижений в семье по праву считается папино звание "Почетный работник Приволжской железной дороги" и "Лучший мастер РЖД" - общий железнодорожный стаж Николая Витальевича перевалил за четверть века.
- Я считаю, что профессия железнодорожника - очень сложная, ответственная, но интересная. Я своими родителями горжусь! Хотя сама по их стопам не пошла, учусь на программиста на 3-м курсе технического университета, - говорит дочь Людмила.
Работа мастера-обходчика железнодорожных путей требует умения оперативно решать задачи различной степени сложности при дефиците времени, быть в постоянной готовности к экстренному действию в условиях монотонных будней, верно оценивать ситуацию риска, незамедлительно устранять погрешности, неполадки, выявленные при осмотрах верхних строений пути и железнодорожного полотна. Труд железнодорожника в любой сфере является необычайно ответственным, так как связан с безопасностью большого количества людей.
"Выкинуть плеть что угодно может, - про сваренные между собой "железяки", для нас тут всё одно: "рельсы-шпалы", - говорит Николай Витальевич, а его перегон от Щигров до Таволожки протяженностью 48 километров. - Чем заниматься приходиться? Какие опасности? Углы, рихтовка, разрывы рельс - ежедневный кропотливый труд. Могут ночью выдернуть из-под одеяла. Стрелочник - сами знаете, всегда будет виноват, не дай Бог что. Бригадиры у нас хорошие: Денис Сергеевич Чернов, Сергей Николаевич Замеженин, Владимир Анатольевич Малахов, монтеры опытные, подготовленные - Геннадий Алексеевич Ярынкин, Анатолий Николаевич Беляев, Андрей Александрович Малахов. Каждый выполняет ту работу, которую должен".
Язык путейца специфичен, вытаскивает на Божий свет свои "заковыки". "Путевые сигнальные знаки совсем запылились: надо посылать обходчика пути вместе с монтёром пути и лестницей, чтобы протёрли. Рихтовка выскочила: надо ленту посмотреть. Рельс надо менять на одном из перегонов, ненадежен, а людей, как обычно, не хватает. Стрелки! Опять одна дурит. Сегодня специалисты на стрелках, надо ловить момент!"
Железная дорога развивается, совершенствуется, ездят новые, высокоскоростные поезда, а, между тем, вокзала на "Топольке", как такового, нет, иные пассажиры, как очнувшись, удивляются, что билет на поезд надо ехать покупать в Пугачев, или что поезд на станции стоит минуту, еле выпрыгнуть успеешь из вагона, поэтому сейчас редко кто ездит поездом.
По словам дежурного по станции Любови Владимировны Мешковой, подачей вагонов и грузов занимается в большей мере "Тополек". Потоком идет по нашим железнодорожным путям зерно, щебень, нефть. Напряженность - 12 миллионов брутто-тонн.
Железная дорога гарантирует хороший заработок, работники не жалуются, профессия была и будет востребована. Спрашиваю, воспользовались ли хоть единожды супруги-железнодорожники своим правом бесплатного и беспрепятственного проезда по всей России в период отпусков? Пожали плечами, не привыкли, дескать, чтоб отпуск проходил вне дома. Вот и опять затеяли ремонт, дела на сельском подворье нескончаемые.
Живут супруги в "Семипалатинске" - так кто-то остроумно назвал часть Арбузовки близ школы. В этой школе дочка училась. Надеются мама с папой, что когда-нибудь будут учиться и внуки.