Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы...

Вячеслав Дементьевич Савин в июле 1969-го был направлен в Ивантеевский район на вновь строящуюся дорогу из Пугачева, где он работал дорожным мастером на железной дороге. За плечами тогда у него бы-ли учеба в училище, армия, техникум и опыт работы.

24 ноября станция "Тополек" отметила свое 45-летие со дня открытия

Дом семьи пенсионеров Савиных (на снимке), бывших железнодорожников, стоит совсем недалеко от железнодорожного полотна и старого здания станции, что на "Топольке". Такое соседство сразу навевает мысль о постоянном беспокойстве от грохота проходящих поездов.

"Вот, наверное, где не уснешь. Как только здесь люди живут", - подумала я. В беседе с хозяевами дома выяснилось, что никому никогда проходящие поезда не мешали. Савины словно и не слышат их - настолько привыкли. Под стук этих самых колес спали еще как крепко. Здесь они работали, и живут большую часть своей жизни.

Вячеслав Дементьевич Савин в июле 1969-го был направлен в Ивантеевский район на вновь строящуюся дорогу из Пугачева, где он работал дорожным мастером на железной дороге.

Родом он из Новоспасского Пугачевского района. За плечами тогда у него бы-ли учеба в училище, армия, техникум и опыт работы.

На строящейся станции ему предстояло провести ее укомплектование. В первую очередь нужно было выявить недостатки и недоделки. А их оказалось много, ведь строилась дорога солдатами, далеко не имеющими отношения к такому делу.

Строительство велось из двух точек. С одной стороны строили дорогу солдаты Волгоградской воинской части - они тянули ветку до с. Чигры (Самарская область), а с другой стороны - воинская часть из Тольятти шла им навстречу. Жили все в походных условиях, в вагончиках.

Когда состыковка произошла, Приволжская железная дорога приняла работу военных.

Открытие станции состоялось 24 ноября 1969 года. На "Тополек" приехала комиссия из областного управления железной дороги. Были подписаны все необходимые документы и акты. Вот об этой юбилейной вехе из истории станции напомнил нам Вячеслав Дементьевич Савин.

За годы работы он прошел путь от дорожного мастера до начальника железнодорожной станции. Его супруга - Валентина Степановна - тоже железнодорожник с 36-летним стажем. Семья приехала, имея на руках маленького ребенка.

Тогда же здесь появилась семья Шукаевых, основавшая свою династию железнодорожников. Т.Т. Солопова была первой дежурной по станции, А.Д. Юрьева - временно исполняющая обязанности начальника станции. Вскоре на эту должность был назначен Александр Филиппович Нечаев. В 1983 г. его сменил В.Д. Савин.

О времени расцвета станции её старожил рассказывает с удовольствием: "Станция росла и преображалась на глазах. Первое время не было дороги до Ивантеевки и дети начальника станции ездили учиться в школу-интернат в Ершов - их отправляли на "эске" (транспорт для перевозки рабочих). Чуть позже дети железнодорожников учились в Арбузовской школе. Здесь появились и садик, и магазин.

Грузы шли как в район, так и из района. Именно с рождением этой станции связано развитие района. Строительные грузы для хозяйств района шли тоже через эту станцию. В день разгружалось по 30-40 вагонов. Это были грузы для Райпо, нефтебазы.

Когда приехал сюда, в Ивантеевке были улицы Зеленая, Набережная, Садовая, да Мажаровка. Были деревянные здания больницы, милиции и бани. Вот что представляла из себя Ивантеевка. Всё остальное было построено позже.

За год через станцию отправлялось 1 млн. 800 куб. щебня. Хозяйства района отправляли по 30 вагонов и более своего урожая в южные и северные порты, Калининград, Эстонию, Латвию.

Не успевали выгрузить весь элеватор (Арбузовский), а он, если мне не изменяет память, вместимостью более ста тыс. тонн, как нам уже шел состав с урожаем из Сибири на переработку. Не меньше трех вагонов в сутки местная птицефабрика получала специальные птичьи комбикорма, а "Сельхозхимия" - свои грузы. "Сельхозтехника" регулярно принимала через станцию трактора и комбайны. На станции были свой локомотив и тепловоз, для того, чтобы передвигать вагоны бригады, которые работали круглосуточно.

В 1985-ом здесь появился газ в домах. Всё было для нормальной жизни и работы".

Спад жизни станции, как и во всей стране, пришелся на 90-е годы... Многие помнят, что раньше пассажиров от железнодорожной до автостанции возил автобус.

Железнодорожная станция "Тополек", когда-то возникшая, словно по волшебству, была обречена на недолгий век, и потихоньку угасла, теряя востребованность. Былые времена, когда жизнь здесь кипела день и ночь, ушли в давность.

В центральной межпоселенческой библиотеке есть сведения вплоть до предыстории строительства: "В начале 70-х годов XX столетия наши степные просторы были оглашены гудками первых составов. Станция "Тополек" связала наш район со всеми точками бывшего Советского Союза рельсами железнодорожной магистрали. Но идея строительства этой дороги появилась давно, еще в конце 19 века.

В 1871 г. первый железнодорожный состав пришел в Саратов из Москвы. Саратовская губерния была одной из пяти самых богатых по перевозке грузов по железной дороге. Поэтому поднимается вопрос о строительстве железной дороги в степных заволжских краях.

В 1895 г. была пущена в эксплуатацию железнодорожная ветка "Ершов-Николаевск (Пугачев)". В 1899 г. принимается решение о строительстве новой ветки от Николаевска до Самары. В 1907 г. в нашем районе начинают работу специалисты по составлению подробной карты, которая и поныне находится в нашем районе в комитете по землеустройству. Эта карта была необходима для прокладки дороги.

В 1910 г. было проложено 11 км путей. В 1937 г. начались ремонтные работы на этом отрезке. Затем работы были приостановлены. Строительство продолжилось лишь в суровом 1942 г. Удалось проложить пути лишь до Бартеневки. Однако уложенные рельсы пришлось снять после 1945 г. для восстановительных работ на дорогах, разрушенных войной.

Наконец, в 1964 г. появились специалисты-строители на отрезке "Пугачевск-Самара". С этих двух пунктов навстречу друг другу, подавая рельсы, двинулись строители Приволжского военного округа.

В марте 1970 г. пришел первый поезд. Его встречал весь район. Пассажирский состав из Саратова в Самару сопровождал начальник Приволжской железной дороги Гордеев. Он пожелал станции "крепнуть в экономическом плане, также как вскоре окрепнет и превратится в мощное дерево растущий неподалеку росток тополя". Росток деревца и стал одновременно названием и символом станции.

Первые грузовые вагоны, отправленные со станции, были с зерном. Быстро растущие темпы разработок известняка в карьерах в п. Знаменский остро поставили вопрос о необходимости соединить их со станцией "Тополек". В 1983 г. железная дорога пришла в п. Знаменский. В 1987-88 г. были построены подъездные пути к обоим карьерам.

Проектируемая 102 года назад и построенная спустя 71 год железная дорога, по праву считалась дорогой будущего…".

В последние годы станция "Тополёк" остается в стороне от бурлящей железнодорожной жизни.

Её старожилы - семьи первых железнодорожников - по-прежнему живут здесь. Они не забывают о своем профессиональном празднике, и не забывают о дне рождения станции. У Савиных в такие дни в доме всегда гости.

Теперь поезда мчатся мимо "Тополька", не останавливаясь, большинство из них - грузовые. Здесь уже не купишь билеты на поезд - касса не работает. Станция лишь продолжает обслуживаться небольшим количеством рабочих.

Но славную историю былых времен ничем не перечеркнуть. А Вячеславу Дементьевичу и его коллегам о них напоминают благодарности и грамоты за добросовестный труд.

Автор: Татьяна Федина

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1152

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика