У каждого человека бывают в жизни ситуации, когда, как говорится, 100 раз прав, но не можешь доказать это. Редакции уже приходилось сталкиваться с вопросами от автовладельцев о навязывании "дополнительных" услуг страховыми компаниями. Обычно по таким поводам мы обращаемся в компетентные органы.
В последний раз в нашей газете о праве добровольного страхования жизни водителя черным по белому было написано: не законно навязывание страхование жизни и т.д. вместе с полисом ОСАГО. Достаточно открыть официальную страницу федеральной антимонопольной службы и зайти в раздел вопросов и ответов - там разъяснения со ссылками на законы.
Не имея личного авто, даже не представляла, каковы масштабы этой проблемы. На днях в редакцию обратился начальник Ивантеевского филиала ОАО "Саратовэнерго" Сергей Анатольевич БАЛАБАШИН. Казалось бы, и человек грамотный, и авторитет имеет, знает, с кем и как разговаривать, и куда обратиться, "если что".
Столкновение интересов с "Росгосстрахом" у С.А. Балабашина не впервые, но, несмотря на это, из года в год он оформляет страховку в этой компании. В семье Балабашиных практически постоянно два автомобиля, поэтому вопрос страхования у них стоит во главе прочих и является головной болью одновременно.
Некоторое время назад в это агентство обратилась супруга Сергея Анатольевича, но так и не смогла оформить страховку без страхования жизни.
Кроме всего, С.А. Балабашин рассказал, что ранее несколько раз ему все же удавалось договориться и настоять на страховании автомобилей без "излишеств". Только надоело это все порядком, достали страховщики Сергея Анатольевича! Ну, что же это за система непрошибаемая? Как разорвать этот порочный круг?
Хочу заострить внимание наших читателей на одной детали. Начальник "Росгосстраха" - бывший сотрудник органов внутренних дел и прекрасно разбирается в законах. У Сергея Анатольевича супруга - следователь в звании майора. Но перед страховщиками, как перед Богом, все равны.
После того, как С.А. Балабашин обратился в редакцию, опросила с десяток автовладельцев. Оказалось, что уйти без "добровольной" страховки из офиса страховщиков не реально. Некоторые признались, что сами себя вогнали в такое положение - заранее не позаботились о страховке. Пришли в последний момент и на препирательства со страховщиком времени не оставалось.
Одна из жительниц Ивановки тоже рассказала, как на возражение о страховании жизни водителя, ей ответили: "Всё законно. Хотите - идите в другую компанию". А про коэффициент "Бонус-малус", который страховая компания просто обязана учитывать, так и вовсе слышать не хотят и даже ищут понимания у клиентов: "Не выгодно. Ну, сами посудите, случись что с водителем, какие суммы приходится выплачивать! А где компания такие деньги наберет, чтобы всем попавшим в ДТП выплачивать?".
Еще смешнее ситуация, если у вас ни один, а два автомобиля. ОСАГО, понятно, нужно на каждый. Но некоторым приходится дважды страховать свою жизнь, будучи водителем. Видимо, страхование жизни распространяется только на случай с конкретным автомобилем, но никто не вникает особо в эти детали.
Наверное, сведущим в этом деле не нужно лишний раз рассказывать о том, что иметь страховку на руках от любой страховой компании, не значит, что удастся избежать проблем, случись чего, то бишь ДТП. Из опыта некоторых водителей следует, что они зря рассчитывали на страховку, и выплаты едва ли покрывали убытки за ремонт и т.д. За своими "кровными", скорее всего, придется ходить долго, и получите их через суд. Стоит ли заострять внимание на и без того понятной мотивации автолюбителей, как можно меньше потратиться на бесполезную страховку? Любая страховая компания найдет много причин не платить, и поверьте, нарушит все возможные сроки. Но прежде чем, случись что, не дай Бог, конечно, и вляпаться в эту проблему, автовладельцу надо вляпаться в "страховку". Проблема, как всегда, оказалась глобальной.
Раньше автомобилисты с трепетом в душе проходили техосмотр, теперь - горнило страховки. При этом, опять-таки, как всегда, автовладелец - это тот объект, на которого найдется много управ. Для водителя без страховки каждый не остановивший его сотрудник ДПС - счастье.
Сергей Анатольевич взял на себя смелость публично и на собственном примере показать, каково это получить страховку без "нагрузки", пригласив поучаствовать корреспондента в решении ситуации.
Он прекрасно понимал, что ситуация может обернуться по-разному. Самым маловероятным казалось, что страховку все же оформят, даже принимая во внимание, что страховщик не заинтересован в публичном негативе и отказе в присутствии представителя местной газеты.
Другой вариант: в офисе просто сошлются на отсутствие бланков - это самая распространенная уловка для того, чтобы либо избавиться от клиента, либо вынудить согласиться получить страховку с "нагрузкой". Была вероятность, что просто откажут, сославшись на инструкции свыше.
Мы отправились вместе с С.А. Балабашиным в офис агентства в пятницу, но не повезло - руководителя на месте не оказалось. Решили, что доживем до понедельника. В назначенный день снова отправились в "Росгосстрах". Руководитель агентства А.А. Травов сразу заявил - никаких съемок и записей, тем более комментариев, всё - к вышестоящему руководству.
- Причина для встречи такая: на прошлой неделе вас посетила моя супруга, она пыталась оформить у вас ОСАГО, но вы ей отказали. Вы у нее не приняли документы, - начал С.А. Балабашин.
- Я объяснил ей, что у нас ОСАГО идет с "Фортуной".
- Вы подтверждаете, что отказали ей в оформлении ОСАГО по причине того, что она отказалась от страховки "Фортуна"?
- Нет. Я ей ответил, что у нас полиса только обязательно с "Фортуной"-авто. Требование у нас такое… Это страхование от несчастного случая.
Примерно в таком ключе разговор прибывал продолжительное время. К тому же выяснилось, что раньше водители страховку оформляли, если получали документ о техосмотре в другом учреждении, теперь же признается только собственный техосмотр. Ну, а если "не у нас", то катитесь туда, где проходили и там страхуйтесь.
На констатацию даже такого озвученного факта руководитель тут же ответил: "Да никому не отказываем, но требование…".
- На заявлении расписываться будете? Вот заявление. Вот два свидетеля, пресса. Я уведомляю Вас, что я собираюсь защищать свои права и обращусь в правоохранительные органы. А свидетели и пресса здесь потому, что в прошлый раз вы у меня документы не брали.
Настаивал Сергей Анатольевич, чтобы его документы были приняты под роспись, а мало ли что, ведь они могут "затеряться" вдруг. Но не тут то было…
С этого момента встреча сразу приняла характер препирательства. По словам А.А. Травова, никто никому ни в чем в агентстве не отказывает, сослался на, так сказать, требования свыше - оформлять ОСАГО вместе с "добровольным" страхованием жизни от несчастного случая под названием "Фортуна".
То ли для убедительности, то ли в поисках спасительных ответов, А.А. Травов набрал телефон областного руководства. Затем передал мне трубку, откуда голос женщины, которая в итоге отказалась назвать свою должность и фамилию, угрожая привлечь к ответственности, если ссылка будет на ее слова, внушала, что отказа в оформлении полиса нет. Но в головной офис нужно предоставить пакет документов.
Как вы думаете, почему клиенты, согласившиеся оформить "добровольное" страхование жизни вместе с ОСАГО выходят из офиса сразу? По оной - страховая фирма берет на себя риски в этом случае. А вот те, кто артачится, должны сдать пакет документов и ждать в течение 30 дней принятия решения по их заявлению. Всё, вроде бы, законно. Но разница по отношению к клиентам ощутима.
Каков же итог встречи? Вдруг А.А. Травов согласился подписаться под приемом документов, а потом и вовсе взял на себя ответственность оформить ОСАГО без "Фортуны", добавив на словах: "Будь, что будет". ОСАГО-то оформили. Но вот коэффициенты, на которые С.А. Балабашин рассчитывал, как прилежный водитель, в страховке не были учтены.
Но на этом события не закончились. Заодно разобрали и другие проблемы. В прошлом году в ноябре семья Балабашиных продала автомобиль, а срок страховки не истек, таким образом, должен был быть произведен возврат части страховой премии в течение 14 дней со дня подачи соответствующего заявления. Заявление было подано в ноябре! На дворе февраль, а денег нет. Сумма небольшая, но ситуация уже принципиальная.
Еще до того, как мы попали в офис "Росгосстраха", Сергей Анатольевич озвучил мысль, что нужно автовладельцам объединяться для решения вот таких проблем, от которых все уже порядком устали и на которые пора бы найти управу. Что ж, быть может, это действительно сможет стать какой-то силой, способной на контрмеры.
Кстати, деньги по страховке автомобиля, проданного в прошлом году, С.А. Балабашину уже вернули… Сейчас он, подустав от одного разбирательства, раздумывает о том, вести ли ему еще одну тяжбу по поводу неучтенных коэффициентов.
Наверное, стоит. Он будет подобно пионеру в этом деле. Остальные уже пойдут за ним по проторенному пути. Это и будет ответом, как разорвать порочный круг.