"Давал себе обещание не писать в газету на трепетные вопросы жизни Ивантеевского района, но… не сдержался. Поводом послужило интервью Т. Фединой с главой администрации Канаевского муниципального образования А. Санталовым в "Ивантеевском вестнике" за 13 сентября 2014 г.", - так начиналось письмо нашего читателя из Бартеневки Александра Лисицына. Этот человек - неравнодушный, ведь будь это иначе, не появились бы на свет его замечательные книги о родном крае, не любили бы его ученики и вряд ли он смог бы посвятить профессии педагога столько лет. Поэтому интерес этого человека нельзя назвать праздным.
В том самом интервью, о котором шла речь в письме, А.М. Лисицын заострил внимание на подтексте темы "Власть и народ" в отдельно взятом муниципальном образовании: "Ну, в каком другом населенном пункте нашего района проявляется такая активность местных депутатов? Я, например, не знаю в Бартеневке своих депутатов и не представляю себе, чтобы они собрались, поставили на повестку дня такие вопросы, какие ставят канаевцы".
Тема благоустройства, которую постоянно поднимают жители района и которая не сходит с полос нашей газеты, и в этом письме вышла на первый план, хотя здесь в первую очередь речь идет о критериях оценки в рамках районного конкурса по благоустройству.
"Правильно ставят канаевские депутаты вопрос о том, чтобы все мероприятия в районе проходили открыто и гласно, по заранее разработанным критериям, чтобы они разрабатывались коллегиально и профессионально. Я думаю, что по данному вопросу, поднятому избранниками Канаевского МО, мы услышим в печати компетентное мнение ответственных лиц нашего района. А заодно к данной теме хочется внятного ответа от нашего районного руководства, депутатов районного Собрания и на другие животрепещущие темы будущего земли Ивантеевской".
На самом деле в Канаевском МО не все "гладко, да сладко", как кажется, но из бесед с некоторыми главами знаю, что иным хотелось бы более четких параметров в этом конкурсе, с учетом особенностей их населенных пунктов.
Животрепещущие вопросы тоже были обозначены, их оказалось три:
1. Когда в нашем районе, кроме роста торговых точек, начнет развиваться производственная сфера? Более половины работоспособного населения Ивантеевского района вынуждена зарабатывать средства на жизнь в других регионах?
2. Почему жители из всех сел района вынуждены ехать в районный центр, чтобы получить свои кровно заработанные деньги, пенсии? По данному вопросу я обращаюсь к прокуратуре: в нашем районе налицо нарушение конституционных прав человека.
3. Когда решатся вопросы общественного социального транспорта для жителей района? Чиновники, в том числе и первые лица района, откажитесь от своих авто и пользуйтесь услугами такси. Может, тогда быстрее решится эта проблема?
"Много вопросов еще можно задать... Но когда они озвучиваются, то почему-то некоторые руководители различных рангов воспринимают их как оскорбление. В этом и заключаются все проблемы сегодняшних нерешенных вопросов. Мы должны забыть такое понятие, как "у нас в принципе не может быть плохо…". А чтобы этого достичь, нам надо всем сплотиться в единое правовое гражданское общество и отстаивать свои конституционные права".
Все, вроде, ясно. Лисицын, как и сотни жителей района, не просит ничего невозможного или сверхъестественного. И темы поднял правильные.
Как вы понимаете, получить ответы на эти вопросы мы могли только у компетентных лиц, так мы и сделали.
Взять, к примеру, трудоустройство. Районные власти, конечно же, должны быть заинтересованы в этом. Вакансии, имеющиеся в районном центре, тоже не всегда соответствуют запросам населения, не говоря уже об уровне зарплаты. В селах района эта проблема усугубляется спецификой жизнедеятельности населенного пункта. Там работа в сельхозпредприятиях в основном сезонная, самая стабильная - бюджетная сфера. Трудоустройство в других регионах - актуальная тема, конечно, не половина населения района туда устремляется, но таких немало. Всем и так понятно, что развитие рынка труда сейчас может быть связано, по большому счету, с инвестициями, с внешней экономической деятельностью района, открытием новых производств, потому как собственных ресурсов не так уж много.
Первый вопрос мы адресовали главе администрации Ивантеевского муниципального района Сергею Куприяновичу Никифорову: "Что нужно для того, чтобы развивалось производство, а не торговые точки?"
- Для того чтобы развивать производственную сферу, нужны инвестиции и инвесторы со стороны. У нас не так много средств, чтобы развивать какие-либо сферы. Это, во-первых. Во-вторых, при сегодняшнем положении, когда идет укрупнение всевозможных структур, таких, как связь, электросети, полиция, и которые переходят в подведомственность головных предприятий в Пугачев, Балаково, Саратов - развитие инфраструктуры района не предвидится. Хотя, у нас расширяется производство на карьерах.
Есть некоторые задумки по привлечению инвесторов из Самарской области. Преждевременно говорить о том, осуществятся они или нет. Мы прорабатывали вопрос создания песочного карьера на территории п. Мирный и карьера по добыче щебня, но все это при стечении множества обстоятельств. Но это так минимально для нашего района, и еще так зыбко. Сейчас это на стадии переговоров с инвесторами, на которых мы вышли через нефтяные компании.
Собираемся возродить функции бывшего "Агропромснаба". В ближайшем будущем предвидится смена руководства на кирпичном заводе, вместе с тем планируется увеличение производства красного кирпича и, соответственно, рабочих мест.
На сайтах администрации района и областном есть раздел для инвесторов, где мы обозначили свои параметры и приглашаем инвесторов к участию развития производства на наших территориях.
Лично встречался с руководством балаковского завода "Северсталь" и нового завода, где руководителем является депутат областной Думы, с тем, чтобы они рассмотрели возможность разместить на нашей территории какие-то хотя бы подсобные производства. Полнейшего отказа я не получил - обещали подумать.
В Правительстве области, в министерстве экономического развития есть наше предложение о том, что мы ждем инвесторов из любой области деятельности.
Сейчас мощно развиваются Энгельс, Саратов, Балаково - это те районы, в которых уже была сосредоточена промышленность. А наш район удаленный как от Саратова, так и от Самары.
Поинтересовались мы у Сергея Куприяновича, что он ответит по поводу того, чтобы отказаться от своего авто и ездить на такси, как предлагают читатели?
- Да я с удовольствием откажусь от своего авто и поезжу на такси, если кому-то было бы от этого легче, - сказал С.К. Никифоров. - Только это не решит вопрос. Мы пробовали запустить маршруты, как того и требует закон, - объявляли конкурсы, но никто не откликнулся на них.
Что касается, например, транспорта для жителей Бартеневки, то мы уже несколько раз запускали этот маршрут, и всякий раз он закрывался из-за того, что никто практически не ездит. Спроса такого нет. Вот и получается, что-вопросы-то население задает, а насколько это нужно им, показывает практика. Автобусы оттуда ездили с 1-2 пассажирами, либо совсем пустые.
В клевенском направлении, и, опять-таки, мне не хотелось бы опережать события, проблема может решиться в ближайшие 10 дней.
Что касается конкурса по благоустройству, его открытости и критериев оценки, то для этого существует положение о районном конкурсе по благоустройству, с которым ознакомлены все главы администраций. Кроме того, сами главы администраций после обсуждения общим голосованием выносят решение, какой муниципалитет достоин какого места.
Второй вопрос по поводу зарплаты и пенсий мы направили в прокуратуру и ждем ответа. Так же нам пообещали пояснить, какую работу ведет прокуратура для восстановления пассажирских перевозок. Пока нам известно, что прокуратура направляет предписания в районную администрацию на устранение недостатков. Так как транспортные пассажирские перевозки должны осуществляться в соответствие с п.б (создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района) ст. 15 (Вопросы местного значения муниципального района) Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и закона Саратовской области "Об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории Саратовской области".
На деле выходит, что проблемный вопрос для власти - это обязательство, для населения - потребность. На протяжении нескольких месяцев вопрос обеспечения транспортом завис. Постоянные ответы, что "что-то делается", всем порядком надоели.
Недавно встретила одну знакомую, ей в феврале исполнится 80 лет. Женщина она активная, со своими проблемами и делами справляется самостоятельно. Раньше часто приходилось ее видеть на рейсовом автобусе. С горечью она поведала, какие трудности ей приходится преодолевать, чтобы попасть в Ивантеевку. Не раз приходилось идти пешком до соседних деревень, чтобы хоть оттуда уехать на попутных машинах. В последний раз уехала из Горелого Гая. Машины идут либо полные, либо водители просто не хотят брать.
Вот что об организации транспортных перевозок нам пояснил главный архитектор-начальник отдела архитектуры и капитального строительства администрации района В.П. Смирнов: "На прошлой неделе в пятницу (12 сентября) у нас состоялась встреча с жителями Канаевки, в которой принял участие референт министерства территориальных образований Саратовской области С.В. Филимонов. Жители подняли вопрос о строительстве автодороги от Канаевки до границы Самарской области (с. Мосты), протяжённостью около 9 км. Стоимость строительства такой дороги составит около 350 млн. рублей. Положительного решения пока нет. Также на встрече обсуждался вопрос о возобновлении пассажирских перевозок. Глава администрации поселения выступил перед людьми и сообщил, что на данный момент решается вопрос о покупке микроавтобуса физическим лицом. После чего ему будет оказано содействие по оформлению соответствующих документов, чтобы он как можно быстрее смог приступить к работе.
Дело всё в том, что пассажирские перевозки невыгодны на сегодня. Область, скажем так, не хочет возродить государственные перевозки. "Почему?" - это вопрос другого плана.
Что касается полномочий района. Мы объявляли конкурс на перевозки на три маршрута, в направлении Бартеневки, до поселка Восточный, и в том числе в клевенском направлении. Не нашлось ни одного желающего.
Причина отсутствия интереса, скорее всего, в проблеме отсутствия выплат. Насколько мне известно, два прежних перевозчика до сих пор не полностью получили выплаты за выпадающие расходы, т.е. за перевозку пассажиров льготной категории.
Изъявивший желание осуществлять перевозки на сегодня проживает в Клевенке, ему будет немного проще, т.к. в отличие от прежнего графика он будет утром отправляться в районный центр, а к вечеру - оттуда.
Во всех селах есть ФАПы, в отдаленном селе даже своя "скорая помощь" – уж если какая-то критическая ситуация со здоровьем, то можно обратиться туда. В таких случаях, если едет машина из дальнего села, навстречу ей выезжает из Ивантеевки.
Магазины также есть во всех сёлах. Предприниматели сами едут и организовывают базары.
Поверьте, такая же ситуация с пассажирскими перевозками в Балаково, Саратове. Рано или поздно перевозчики становятся банкротами. Возрождать надо государственную систему перевозок, где были дотации на перевозки. Это социальный, очень значимый вопрос. И, по моему мнению, этим должно заниматься непосредственно государство, а не бросать все это на наши нищенские бюджеты.
Пробовали связываться и с Пугачевским АТП, и с Балаковским. Балаковцы обещали нам дать старенький автобус, но и там сложности были. Нужен и водитель, имеющий специальную категорию. Из нескольких кандидатов один не подошел по возрасту, другие - по здоровью. Люди, вроде, сами изъявили желание, но не получилось".
После разговора с В.П. Смирновым я связалась с тем самым человеком, который изъявил желание заняться перевозками, а причиной тому стала информация, которая распространилась среди потенциальных пассажиров о том, что билеты у частника будут по баснословной цене. Из ответа же спасителя всех страждущих возобновления перевозок следовало, что цены на билеты будут в тех же рамках, что и прежде. Напомню, что до 1 мая (с этой даты было отменен рейс) билет до сел стоил: Ивановка - 31 руб., Горелый Гай - 66, Яблоновый Гай - 82, Канаевка - 91, Сестры - 103, Клевенка - 122, станция Клевенская - 127.