В праздничном облачении, клобуке и с посохом владыка Покровский и Николаевский Пахомий даже единожды пришедшему на богослужение в воскресный день в новый Святотроицкий ивантеевский храм не забудется, как сама величавая красота архиерейской службы, открытая глазу при открытом алтаре - иконостаса, отделяющего святая святых, в церкви пока нет.
"Яко же мы оставляем должником нашим…", - льются слова молитв и церковных песнопений. Теснится приход, почуяв, что еще привыкать придется к малой вместительности нового храма. Вот кто-то уже топчется по красной архиерейской дорожке, на нерасторопных цыкают, дергают за рукав. И только неподдельная радость переполняет отдельные лица, несмотря на промахи, бывшие за службой, толчею, растущее раздражение.
"На земле владыка - наместник Бога", - шепчет мне знакомая по приходу бабулечка. Той не мешают ни шаловливые дети, шныряющие между спин, ни гора курток и сумок, пристроенных у стен в отсутствие раздевалок. Главное - храм начинает оживать.
Тишина духа, немое сосредоточие на главном - Божьем присутствии, объясняют притягательность архиерейских богослужений, переполняющих храм.
- Сами причащаетесь? - спрашивает владыка Пахомий, еле протиснувшуюся к чаше со Святыми дарами, зажав ребенка на руках, женщину. Кроткая строгость вопроса ее не смущает.
"Давай!" - отвечает она с энтузиазмом, а потом осекается: "Вы про то, готовилась или нет сама? Нет, на исповеди не была давно".
Увы, оригинальной идеей нашего немощного века стали поиски "успеха и процветания" при самом небрежном отношении к запросам духа. И об этом долго, проникновенно, при исключительной тишине восприятия шумящей прежде, шуршащей паствой говорится в архиерейской проповеди. В храм идут, словно с рецептом "на долгую счастливую жизнь", получить пилюлю. А христиане-то обязаны понимать, что чем больше вера, тем больше скорбей, испытаний.
Как ни одного лишнего штриха и движения, так ни одного лишнего слова, что и усиливало обаяние. Привел в пример владыка Пахомий время погружения в пучину бездуховности, подтачивания и разрушения нравственных устоев общества, в котором выпало служить архиепископу саратовскому Пимену. Однажды того спросили: "И что Вы дальше-то будете делать? Вымрут последние старушки, как мамонты. А потом?" На что владыка, не растерявшись, изрек, а выражение сразу же стало афоризмом: "Да Вы что! Старушки наши бессмертны!"
Широко, четко и пространно вычерчивая в воздухе крест правою рукою, владыка Пахомий благословляет пришедших в храм. Не деля на достойных и недостойных. Стеной стоит народ. Люди за службой делаются похожими на детей, получивших в подарок шоколадки: у них такие же открытые небу глаза.
Окончена Литургия и уже не тесно. Места хватает всем. Радуется приход - новость огласил пастырь, что нашелся человек, готовый содействовать приобретению иконостаса в новый храм. А значит, в следующий приезд архиерея, даст Бог, будет новый храм освящен. Церковь Христова одолела время. И как в заветные евангельские времена зовет к совершенству. Вчера был плохим, сегодня буду хорошим.
Всякая массовка с владыкой, пусть даже общее фото на фоне нового храма, производит впечатление ясности. Истинное целомудрие не терпит красных слов, публичности и барабанного боя, но требует действия. Об этом писали в давние времена великие подвижники, и таким сегодня является истинное служение пастырей Церкви.
Когда Путина на полночной службе в одном из великих храмов показывают рядом с патриархом - не в парадном костюме, одетого в простой вязаный свитер, конечно, это еще не духовность, и не соборность, какую критики пустосвятства считают словом ругательным.
А при чем тут соборность? Родство прямое со словом соборовать - вспомнить свой последний час. Общий принцип отношения к жизни - "помни последняя твоя". Единственная возможность спасения мира и человека от окончательной деградации и разрушения. Умея смиряться перед обухом, который не перешибешь. Не теряя нравственного превосходства. Бесстрашия перед обстоятельствами. Без всяких фанфар.