Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

Выбор святого князя Владимира

В этом году мы отмечаем 1025-летие со Дня Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Событие, которое произошло более тысячи лет назад, продолжает волновать умы многих людей. А имел ли право святой князь решать за свой народ?

В этом году мы отмечаем 1025-летие со Дня Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Событие, которое произошло более тысячи лет назад, продолжает волновать умы многих людей. А имел ли право святой князь решать за свой народ? Что христианство принесло Руси? Об этом и многом другом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием

- Владыка, каждый, кто учился истории по советским учебникам, помнит, что Крещение Руси объясняли только экономическими и политическими причинами…

- Да, порой говорят, что для Руси христианство было чуждым, что оно появилось росчерком пера одного правителя. Но это не так. На самом деле христианство было к этому времени уже известно на Руси, оно распространялось не только среди путешественников и иноземных купцов, но и среди наших предков. Многие историки свидетельствуют о том, что и в Киеве, и в Новгороде были христианские общины. И среди дружинников князя были христиане, и среди простого народа.

Для святого равноапостольного князя Владимира принятие Крещения было политическим решением, потому что для этого были определенные предпосылки в развитии государства. Но нельзя не принимать во внимание и духовные причины. Князь сам по себе был человеком достаточно горячим, ищущим. Изменение его жизни, отношения к людям после принятия Крещения как раз и свидетельствуют о том, что он искренне и глубоко отнесся к своему выбору.

В наши дни часто приходится слышать утверждение, что вера - это глубоко личное дело каждого человека, оно ни в коем случае не должно демонстрироваться, а тем более проявляться на государственном уровне. Это отношение к религии, которое сегодня активно навязывается, появилось достаточно недавно. Если говорить о 10-11 веках, на которые пришлось распространение христианства на Руси, ничего подобного не было. Более того, и в древнем мире, и в средневековой Европе, и в имперской России, и во многих современных восточных государствах вера воспринимается как идея общности, всего народа.

Дух Святой нисходит на апостолов, собранных вместе в День Пятидесятницы в Сионской горнице. С того времени Церковь - это всегда группа людей, связанных общей верой.

- Но у многих возникает вопрос: какое право имел один человек выбирать веру для всего народа, причем не только для современников, но и для потомков?

- На Руси князь - это не просто политический руководитель, это начальствующий в народе, отец. Народ слушался своего князя не только в вопросах веры, но и во многих других - экономических, политических, хозяйственных. Поэтому когда князь принимал Крещение, для многих людей последовать его примеру было делом естественным, своего рода послушанием.

Это сегодня права отдельной личности возведены в ранг абсолютной догмы. Явление 20 века - развитие крайнего индивидуализма, когда между собой и государством я всегда выбираю себя. В те времена так к этому не относились. Посмотрите на пример просвещенной Европы и вспомните лозунг в борьбе протестантизма с католичеством: "Чья власть, того и вера". Мы видим, что любимый либеральными кругами опыт Европы не был более демократичен, чем на Руси во времена святого равноапостольного князя Владимира.

Нужно прекрасно понимать, что князь Владимир задумывался не только о духовном, но и государственном развитии своей страны, о культурной пользе для народа. Он понимал, что христианское государство означает могущество, развитие, вхождение в семью просвещенных европейских народов. Потому что христианство, проповедуемое по разным уголкам мира, с собой приносило книжность, ученость, нравственную революцию. Это был исторический путь, уготованный России Богом. У нас просто не было другого выбора. Принятие христианства открывало дорогу в большую культуру, в большую историю.

- Сегодня нередко можно встретить людей, которые восхищаются славянским язычеством, причем не столько его философией, сколько эстетикой. В нем они видят самобытность русского народа в противовес христианству, принесенному греками.

- Меня всегда поражает современное умонастроение просвещенных кругов. С одной стороны, они ратуют за серьезный культурологический подход, за научность. И когда сталкиваются с проявлением религиозных чувств человека, говорят о том, что это темное невежество. Но когда речь заходит о темнейшем, дремучем язычестве - это наша история, свобода.

Надо прекрасно понимать, что христианство не только на Русь, но и в другие европейские государства несло собой основу государственности, основу культуры. Причем само христианство по сути своей не может быть государственной религией, потому что государство предполагает некий механизм принуждения, а христианство дарует свободу человека. Но со временем во многих странах христианство стало государствообразующим фактором, можно даже сказать идеологией.

- Говорят, что христианство стало культурообразующим фактором. Можете ли Вы привести конкретные примеры этого влияния?

- А что в нашей культуре есть не от христианства? Что такое русская литература? Это явление, которое сложилось на протяжении 18-19 столетий в том виде, в котором знает ее весь мир. Почему она стала возможной? Потому что на протяжении 7-8 столетий перед этим русская книжность, вообще грамотность основывалась только на христианском просвещении.

Русская живопись развилась, конечно, под влиянием европейской живописи, но огромное влияние оказала на нее церковная живопись. Так же и русская архитектура, музыка. Трагедия европейского, в том числе русского общества как раз и заключается в том, что мы все время стесняемся собственного христианства, пытаемся спрятаться за общими фразами. А это разрушает нашу идентичность. Что можно предложить взамен процессу, который, нравится то или нет, шел на протяжении тысячи лет? Наш народ все это уже проходил. Мы уже проявили такую недальновидность в начале 20 века, когда, увлекшись идеями большевизма, немецкой философии, сотворили жуткую трагедию. Может, пора извлечь уроки?

- Случилось то, что случилось: христианская традиция нарушена, несколько поколений выросло вне ее. Почему мы должны возвращаться к ней. Может, стоит идти дальше? Ведь и европейские государства сейчас христианскими не назовешь.

- А что в современных европейских государствах сильно заметно развитие? И вообще, о каком развитии мы говорим? Посмотрите на эпоху Возрождения - какой сгусток энергии, напитанной христианскими соками. Где мы можем увидеть что-то подобное сегодня? Все в этом мире без воздействия разумной силы, без источника энергии стремится к разрушению. Каким бы красивым и мощным ни было дерево, если ему корень перерубить, оно не то что развиваться не будет, оно просто засохнет.

- С другой стороны, сегодня принято говорить о духовном возрождении, о возвращении к отечественным традициям, истокам. Под этим понимают всё, что угодно, включая обучение русским народным танцам. Так все-таки, каким оно должно быть - это духовное возрождение?

- Это очень сложный вопрос, на него однозначно не ответишь. На мой взгляд, любое национальное развитие возможно только тогда, когда общество возвращается не просто к абстрактным корням, а к живому источнику. А религия в любом обществе и есть этот источник, вера формирует мировоззрение, принципы сосуществования с другими народами.

Беда в том, что нам внушают, что можно вернуться к неким корням, но убрать религиозную составляющую из жизни, на мой взгляд, в принципе невозможно. Конечно, не все наши предки были по-настоящему идейными христианами, далеко не все становились святыми. Но народная жизнь всегда зиждется на определенных базовых ценностях, которые восходят к абсолюту. Философское учение, философское отношение к жизни человека вообще ни к чему не обязывает. А религия предполагает систему действий, поступков, ведь вера без дел мертва (Иак. 2, 17).

- Тысячелетие Крещения Руси стало неким рубежом, после которого началось освобождение Церкви от государственного гнета. Прошло четверть века. Что изменилось в Церкви за это время?

- Мне немного сложно об этом судить, потому что я не в полной мере застал то время, когда Церковь находилась под гнетом государственной власти, репрессивного механизма. Тут лучше поговорить с людьми, которые на себе испытали трудности той эпохи. Хотя мне кажется, что каждому периоду свои испытания, свои радости и скорби.

Мы должны хорошо понимать, что Церковь, в принципе, вне времени, вне политических конструкций, она надмирна. И хотя Церковь живет в разные времена - периоды гонений, притеснений, благоденствия, ее предназначение остается одно и то же - дать образ неба здесь на земле, дать возможность найти это небо, спастись. Для каждого времени, для каждого народа свои способы этого спасения - через мученичество, терпение страданий, через созидание.

Сегодня Церковь получила реальную свободу, которую она никогда не имела за всю историю, по крайней мере, в России. Но Церковь земная, воинствующая, даже когда становится заложницей системы, не порабощается, Христос оставляет за человеком свободу и право выбора. Святые возможны в разные времена - и преподобные, и мученики, новомученики.

Не стоит все время что-то с чем-то сравнивать. Христианство дает человеку свободу выйти от зависимости от собственных страстей и предрассудков. Нам надо перестать ждать, что когда-то настанет время, когда станет легче, когда здесь, на земле, настанет век всеобщего благоденствия. Нужно просто научиться жить сегодняшним днем и понимать, что на самом-то деле спасение наше израбатывается именно сегодня. Церковь здесь в этом мире - это форма земной жизни христиан. А цель наша там, в жизни вечной.

Автор: Беседовала Марина Шмелева

По этой теме: религияПахомийинтервью

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2758

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика