Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт общественно-политической газеты "Ивантеевский вестник" Ивантеевского района Саратовской области

413950 Саратовская обл., с. Ивантеевка, ул.Кооперативная,13
телефон: 5-19-65
e-mail: iva_vestnik@mail.ru

Странная одежда

Одежда по Шариату - какая она?

В отделении скорой медицинской помощи Ивантеевской больницы медики оказывали помощь мальчику лет 4-5, когда в помещение зашел мужчина восточной внешности с бородой и в длинной рубахе. Мальчик сильно испугался вида мужчины, его не могли долго успокоить. Именно этот эпизод из практики отделения скорой помощи районной больницы был озвучен членом Общественного совета Ивантеевского района Бигистан Зулкайдаевой (фельдшер скорой помощи) на одном из заседаний, после чего она просила рассказать в газете о некоторых особенностях религиозной одежды мусульман.

Несомненно, отчасти причиной такой реакции ребенка могли стать и "пугалки" родителей "Не будешь слушаться, дядя тебя заберет!" или видеосюжеты каналов новостей, где рассказывается о террористах и смертниках джихад, которые, как правило, как и многие мусульмане, придерживаются шариатских канонов в одежде.

К тому же на телевидении с началом военных действий в Сирии стало больше сюжетов с агрессивным поведением людей в таких одеждах, творимых ими жестокостях. Взрослым нужно помнить, что неслучайно имеются возрастные ограничения по просмотру телепередач.

Мир уже поведал случаи, когда люди в таких одеждах совершали террористические акты. И даже женщины в хиджабах, которые прежде ассоциировались со скромностью, стали фигурировать в недобрых новостях.

В нашей стране о террористических актах долгое время выдавали сжатую информацию, но постепенно такие выпуски новостей стали настоль детальными, что мы стали разбираться в эквивалентах тротила, понимать специальные термины…

И все же есть вещи, которые нам еще предстоит научиться различать.

Ведь неправильно было бы думать, что каждый бородатый мужчина в длинной рубахе и тюбетейке на голове затеял что-то недоброе, а женщина в хиджабе заходит в магазин для того, чтобы с криком "Аллах акбар!" подорвать себя.

Попробуем разобраться, кто и зачем носит такую странную для нас одежду. Мы с советских времен знакомы с национальными нарядами, и они, как правило, не вызывали вопросов. В нашей местности появление одежды в канонах шариата имеет место быть и воспринимается спокойно, хотя недопонимание есть и возникают такие вопросы, как "Зачем?" и "Почему?".

Кто-то безразличен к такому явлению. Эта одежда, по сути, ничего не имеет общего с национальностью человека.

Что касается ее разновидности по шариату, то это особая тема. Если коротко, то мусульманки, придерживающиеся шариата, носят свободную, непрозрачную одежду, которая прикрывает все тело, кроме лица и кистей рук, и не привлекает лишнего внимания. Это и называется хиджаб. У нас же часто хиджабом называют платок, покрывающий голову, это не правильно. На голове носят обычный платок квадратной формы, палантин (его еще называют пашмина), шейлу - покрывало из черной ткани, арафатку (она же куфья или гутра) и еще множество разновидностей.

Самая предпочтительная одежда мусульманки - химар - ниспадающая с головы и закрывающая все тело с лицом или без. Длина платья - в пол. Абая - это платье для выхода на улицу, джалабия (галабея) - домашнее платье.

По поводу одеяния мужчин. Одежда должна полностью закрывать части тела, которые подлежат сокрытию от посторонних взоров. У мужчин это область тела от пупка и до колен. Большинство мужчин носят традиционную одежду, которая представляет собой длинную рубаху, называемую дишдаша, реже - гандура. Обычно она белого цвета, но в сельской местности, а также в городе в зимние месяцы можно встретить также голубую, черную и коричневую дишдашу...

Мало кто знает, но и в этой сфере есть высокая мода.

Будет ли человек носить такую одежду - зависит подчас от его воспитания в семье, насколько она религиозна.

Действительно, ношение такой одежды неоднозначно воспринимается в обществе, по большей части, это касается светских заведений.

Есть мнения, что такие одежды более уместны там, где это традиционно и приемлемо. Но ведь эти одежды носят те люди, которых мы знали многие годы, это наши соседи, друзья или даже родственники, которые изменили свой образ жизни.

Если говорить в целом о религии, то стоит вспомнить о нескольких поколениях, выросших в атеизме. Поэтому и православные, и мусульмане сейчас переживают возращение к своим корням. Отсюда такие явления, как полное погружение в каноны, выражающееся, в том числе, в одежде.

Судя из бесед, часто православные имеют заблуждения по поводу мусульман, и наоборот. Религиозные одежды и традиции нужно отличать от национальных. К примеру, кому не приходилось слышать о том, что мусульманки должны быть крайне покорными, мыть ноги мужу, они бесправные или что-то подобное?

Развеять некоторые мифы все же стоит. Катя (Канслу) Байрамалиева из поселка Знаменский носит платок с 2008 года. По национальности - казашка, мать четверых детей. Вопреки распространенному мнению, никто ее не принуждал носить платок и читать намаз. Для нее это было духовной потребностью, которая росла вместе с постижением Корана. В ее семье произошло все совершенно по-другому. Намаз она стала совершать первой из семьи, за ней последовал муж, дети. Решившись надеть платок, поначалу она даже переживала о том, как к этому отнесется муж, быть может, скажет: "Чего ты вырядилась?", но, оказалось, он был рад. Не все ее тогда поняли, неоднозначно отреагировали некоторые родственники. Но для нее это стало просто необходимостью. Обиды не было, она уже была выше этого. Ведь для нее вера - это возможность прожить свою жизнь с миром в душе, поступать правильно, не осуждать…

"Со временем, узнавая больше о своей религии, как жили наши предки, от чего отстранялись, чего придерживались, мне стало это все близко. Когда человек начинает совершать намаз, то начинает соблюдать и другие каноны. Меняется образ жизни, например, пища употребляется халяльная. Как женщина не может быть наполовину беременной, так и истинно верующий человек не может быть нецелостным. Его помыслы, поступки, питание, молитвы и внешний вид - все это должно соответствовать избранному образу жизни. И то, что женщина должна себя закрывать от чужих взглядов, тоже приходит как осознание образа жизни для человека религиозного", - рассказывает она о себе.

Будучи по профессии медиком, она и на работу в местный ФАП приходила в платке - пациенты реагировали нормально. И вообще, она ни разу до сих пор не сталкивалась с каким-то негативом. И даже дочери, сейчас им 18 и 16 лет, которые тоже соблюдают каноны, стали носить платки даже в школе. Конечно, в последние годы, когда в школу ввели форму, произошла беседа с директором. Педагоги, отмечали, что какого-то отчуждения их внешний вид не вызывает. Младшая дочь увлечена спортом, постоянно участвует в соревнованиях. Она обыкновенный ребенок с разносторонними интересами.

Катя Байрамалиева привела примеры из жизни семьи: "У старшей дочери была интересная ситуация, когда на физкультуре во время активной игры с мячом у нее вдруг слетел платок. Русские ребята отреагировали совершенно неожиданно. Они, на мой взгляд, поступили очень правильно, отвернувшись и дав ей возможность спокойно привести себя в порядок. Это ведь и есть уважение к чужой культуре".

Верующий мусульманин тоже должен уважать людей другой веры. Именно отношением к людям, поведением в семье и вне дома религиозный человек позиционирует себя в обществе.

Именно об этом больше всего рассказывала моя собеседница.

Одна из нерушимых заповедей - это не обидеть ближнего. Того же соседа, независимо от того, к какому вероисповеданию он принадлежит. Для погрешившего в этом двери рая будут закрыты.

В действительности есть такие люди, которые выбирают из ислама удобные для себя позиции, их нельзя назвать верующими, и именно из-за них формируется неправильное представление о жизни религиозных мусульман.

По законам шариата, женщина наделена большими правами, и напротив, это у мужчины в отношении женщины и ее родственников много обязательств. А женщина мужчине должна только одно - родить ребенка. Даже стирать и готовить она не обязана - для этого муж может нанять помощников.

Конечно, всякая женщина, любящая своего мужа, да и учитывая свой уровень жизни, понимает, что она будет делать все, чтобы было хорошо семье.

Семья Байрамалиевых выбрала свой путь, он мирный. Они хотят, чтобы дети росли достойными. Отец семейства сам добровольно расстался с тем, что противоречит образу жизни верующего человека, а раньше мог себе позволить выпить, курил.

Сегодня много говорят о толерантности, многозначное слово, по сути, означает необходимость в обществе некой формулы межкультурных, в том числе религиозных взаимоотношений, без навязывания их парадигмы.

Автор: Татьяна Федина

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1967

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика