Учитель истории Надежда Васильевна Кулагина (на снимке) из Чернавской школы в день нашей встречи переживала очень сложный период в своей жизни. Некоторое время назад ей пришло известие о том, что на поле битвы в Украине найдены останки ее деда, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Великая история пришла к учителю истории нежданно-негаданно. И об этом мы еще обязательно расскажем нашим читателям.
Еще она переживала по поводу результатов, полученных учениками по ее предмету на итоговой аттестации. В них она вкладывает всю себя, а потому не переживать не может.
История - одна из тех наук, которая не терпит поверхностного подхода, да и увлеченности будет маловато. На мой взгляд, "загонять" этот предмет в рамки современного экзаменационного тестирования просто преступление, впрочем, как и русский язык или литературу.
История страны, например, как школьный предмет, имеет воспитательную функцию, ее знание вооружает людей пониманием исторической перспективы и тем, что ее нельзя модернизировать, с ней нельзя заигрывать, гнуть в нужное русло, как часто бывает в политике. Ни у кого нет права вершить суд над историей.
Но что такое история малой родины, отдельно взятого села? Это капля в море. Маловероятно, что вы, если даже очень захотите, найдете о своем селе в энциклопедиях или других ресурсах более чем справочную информацию. Удел истории рядовых сел, если на их земле не происходили великие исторические события, это тихое забвение. Но именно этого не происходит, потому что на селе всегда найдутся энтузиасты, которые будут крупинка к крупинке собирать и склеивать эпизоды истории малой родины.
В этом отношении нам очень повезло, что в районе есть такой краевед, как Александр Лисицын. Однако и он не всесилен, дабы объять все. Есть судьбы земляков, предметы и события, заслуживающие отдельного внимания. Традиционно всему этому находится место в школьных музеях.
Сегодня школа с. Чернавы немногочисленна, в ней чуть больше двух десятков учеников - так было не всегда, но зато школьный краеведческий музей доступен для них и для гостей круглый год.
К слову, свою "официальную историю", в качестве краеведческого музея, он ведет, согласно свидетельству о присвоении звания "Школьный музей", от 28 апреля 1983 года, выданного по итогам областного смотра. В свидетельстве значится: "За большую поисково-исследовательскую общественно-полезную работу, создание интересной экспозиции…".
У истоков этого музея стояла учитель географии Балабашина Татьяна Ивановна. В то время школа числилась в районе под номером 10.
На сегодня школьный музей располагается в маленькой комнатушке на 12 кв. м и его экспозиции разных эпох тесно и мило ютятся друг с другом. Здесь каждый квадратный метр используется с пользой.
Несмотря на малые размеры музея, экспозиции распределены на несколько тем: прошлое Чернавы; история Чернавской церкви; жители Чернавы - участники Великой Отечественной войны; история Чернавской школы.
Здесь все по-настоящему. Подготовлены экскурсии и презентации. Все построено на настоящих героях, в том числе и местных, тех, кто творил и запечатлел историю Чернавы, и не только.
Вот, например, работы местного художника-краеведа, любителя А.С. Минакова. Они оказались единственными, запечатлевшими быт, улицы села, работу его современников.
"У нас в селе столько любителей истории, Вы даже не представляете!" - с гордостью заявляет Надежда Васильевна. Конечно же, эти люди приложили свои руки к тому, чтобы пополнить музей. Вот, к примеру, Машковы и Мананковы нашли полного кавалера Георгиевского креста родом из Щигров. Эта история была в нашей газете.
А вот гребешок из бычьего рога - ему лет 80. Сделан так искусно, что и не поймешь сразу, что он не из пластмассы.
Необычный экспонат советских времен - небольшой табасаранский ковер ручной работы с изображением Ильича - руководитель хозяйства М.Т. Агаларов передал в музей семейную реликвию.
Предметов из недалекого прошлого много. Чернильница-непроливайка - такой пользовалась моя мама. А пионерский барабан мне как родной - сама была барабанщицей на линейках.
На стендах солдатские каски из разных стран. Подлинность и принадлежность каждой устанавливали по справочной литературе и Интернету.
Предметы попадают в такие музеи различным образом, иногда они проделывают долгий и интересный путь. Так, в 2007 году в школу поступила коллекция экспонатов времен Великой Отечественной. В одном из вузов Самарской области закрыли музей. Экспонаты хотели выбросить. Выпускник Чернавской школы Юрий Федяинов передал их в местный музей. В 2015 году на основе этих экспонатов были проведены три выставки: в стенах школы для группы казаков, прибывших в Вавилов Дол на крестный ход, в ДК для жителей села и в школе п. Восточный.
Солдатскую фляжку времен начала Отечественной войны из толстого стекла мне довелось видеть впервые. Оказывается, в те годы был дефицит металла, а именно алюминия, так как он шел на строительство самолетов.
Снаряд для миномета, искореженный временем, штык времен гражданской войны, саперная лопата, наконечник стрелы, масленка для винтовки, пряжка-бляха от матросского ремня с имперским гербом, казахское веретено, настоящая буденовка - все это можно потрогать руками, чего не дозволено в других музеях.
Многое принесли Надежде Васильевне односельчане. А еще в музее хранится весь "Бессмертный полк" села - так надежнее.
У меня не было цели рассказать обо всех экспонатах, а скорее, о значимости таких маленьких музеев. Здесь все оживает и звучит голосом времени и сливается, словно музыка в оркестре в поток времени, в единую и очень родную историю.
Мне доводилось бывать в разных музеях, особенно в советские школьные годы, но сейчас, слушая рассказ сельского учителя об экспонатах, больше поражалась кропотливости этой работы. Быть может, не все поймут, насколько это важно на самом деле. И тот, кто ни разу не окунался в работу, когда по крупицам и еле уловимым признакам приходится устанавливать принадлежность старинного предмета к эпохе, его использования человеком, наверное, не поймет, как это интересно - быть рядом с истиной. И дело не в материальной или художественной ценности предмета, скорее, значимость идет от его древности и редкости, а главное - это натуральные наглядные предметы, которые дают представление о нашем прошлом.
Знать свою историю, как бы это ни звучало банально, значит, любить Родину. И сейчас, в такое непростое для нашей страны время, очень важно, чтобы мы знали и помнили историю страны, черпая ее, в том числе, и из таких источников.