На вопрос отвечает саратовский адвокат, кандидат юридических наук, доцент Владимир Геннадьевич Гусев:
"Товарное изобилие в сегодняшних магазинах имеет оборотную сторону - часто при ближайшем рассмотрении выясняется, что приобретенный товар имеет недостатки, которые препятствуют его нормальному использованию. Как обычному гражданину защитить свои права и не оказаться жертвой обмана? Какие есть рекомендации в этой связи?"
На вопрос отвечает саратовский адвокат, кандидат юридических наук, доцент Владимир Геннадьевич Гусев:
- Да, такое случается нередко. К счастью, в нашем законодательстве права потребителей хорошо защищены. Продавец, продавший некачественный товар, или исполнитель услуг, допустивший брак, обязаны возвратить покупателю стоимость товара (или услуги), уплатить штраф, компенсировать моральный ущерб, а также возместить судебные расходы. Потребителю лишь необходимо доказать суду два обстоятельства: первое – что товар или услуга приобретена им у конкретного продавца-ответчика (таким доказательством обычно является товарный или кассовый чек или договор), второе - что товар или услуга, по поводу которых возникли претензии, имеют дефекты (обычно подтверждается заключением эксперта-товароведа). Если имеется чек и заключение эксперта (специалиста), то ответчику направляется претензия, и в случае его молчания или отказа вернуть деньги можно обратиться с исковым заявлением в суд. Какой суд будет рассматривать дело, определяется той суммой, которую истец требует от ответчика. Если эта сумма меньше 50000 руб., то дело рассматривает мировой судья по месту жительства истца, а если сумма свыше 50000 руб., то дело подсудно районному суду, также по месту жительства истца.
Государственная пошлина при обращении с такими исками не оплачивается. Суд рассматривает требования и выносит решение, как правило, в пользу потребителя. Потребители защищают в суде свои права в массовом порядке. Небольшой пример, потребитель за 6500 рублей приобрел смартфон в известной торговой сети. Аккумулятор смартфона практически не заряжался. Суд взыскал в пользу потребителя 18000 рублей - цена товара, пеня, штраф, компенсация морального вреда.