Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Инсарского района Республики Мордовия

431430, Республика Мордовия, Инсарский район, г. Инсар, ул. Гагарина, 28
телефон: +7 (83449) 2-19-22
e-mail: iwest-1@moris.ru

Родная моя школа

С Инсарской средней школой меня многое связывает. И не только учеба в младших, а затем в 5-7-х классах (1945-48 годы). Здесь приобретала опыт работы пионервожатой.

После окончания Мордовского государственного университета сюда вернулась учительницей русского языка и литературы. В последующие годы, когда работала в районной газете, в школе, считай, и дневала и ночевала. Как корреспондент, по­стоянно присутствовала на торжественных линейках, пионерских сборах, новогодних вечерах, встречах с выпускниками, родительских собраниях, заседаниях педагогического лектория. О школьной жизни дала не один десяток различных публикаций: репортажей, статей, корреспонденций. Также подготовила целую серию зарисовок и очерков о лучших педагогах школы, ее знаменитых выпускниках. Многие из этих рассказов затем поместила в изданной книге-сборнике "В зеркале жизни".

Школьные годы чудесные забыть нельзя.

... Приветливый добротный флигелек, что располагался на перекрестке нынешних улиц Коммунистической и Антропова, с раннего утра наполнялся ребячьим многоголосьем. Для младше­классников это был второй родной дом. Меня он встретил неприветливо. Разница между сельской школьницей (наша семья только что переехала из села Ямщины) и городскими ребятишками была ощутимой. Нельзя было не видеть ухмылок сверстников, когда заходила в класс не с порт­фелем, как все они, а с клетчатой холщовой сумочкой. Когда, отвечая у дос­ки, сыпала деревенским наречьем, не разбираясь, где правильное слово: "скользко" или "склизко". И прежние оценки моих знаний с "отлично" сразу сполз­ли с натяжкой на "удовлетворительно". А тут еще к концу четвертого года обучения с майскими сырыми, дождливыми днями подкралась пневмония. Одноклассники сдавали переводные экзамены (да, тогда у четвероклассников это было в норме!), а я почти месяц не вставала с больничной койки. И быть бы мне второгодницей, не окажись ко мне милосердной Мария Алексеевна Тарасова – наша школьная учительница. Взяла шефство надо мной на все лето: скрупулезно "натаскивала" меня, откладывая свои домашние дела на потом. Тогда, правда, внимание к личности каждого отдельного школьника, тем более из семьи погибшего на войне фронтовика, было огромное. Благодаря ее немалым усилиям смело шагнула в следующий класс.

По сравнению с нынешней школой, где все блестит и сверкает, прежняя (в послевоенное время) выглядела куда более скромно. Излишеств никаких. Но в классах было также светло, чисто и уютно. Школа для нас была каким-то священным местом. Только что отгремела война. Совсем еще недавно тут размещался военный эвакогоспиталь. В классах вместо детских голосов слышались стоны раненых, которые, чуть поправив здоровье, вновь уходили туда, на фронт, в пекло, чтобы отстоять мир, защитить победу. Об этом постоянно напоминали учителя.

Наш 5 "А" располагался рядом с парадным входом, налево, окнами на улицу Антропова. Три ряда парт, плотно прилегающих друг к другу. Контингент немаленький – свыше трех десятков ребят. Сидели по два человека за партой. Обязательно девочка с мальчиком. Парты, понятно, без блестящей полировки, деревянные, с наклоном. В верхней части – полукруглое углубление: для ручек, карандашей, пеналов, а по краям – выемки для чернильниц. Пользовались только фиолетовыми чернилами. Чернила постоянно проливались: то на парту, то на пол, хуже того – на тетрадь, за что получали нагоняй от педагогов. Все уроки проводились в классе. Специально оборудованных кабинетов, понятно, не было. За доставку наглядных пособий отвечал дежурный по классу.

Любили уроки физкультуры. Занятия проходили в спортивном зале на втором этаже. Оборудование самое необходимое, элементарное: кольца, турники, шведская стенка. Порой два класса ютились вместе. В одном углу занимались "на козлах", в другом – на шведской стенке. Спортивный зал служил и местом проведения общешкольных родительских собраний, новогодних вечеров.

Неудобств не замечали. О цент­ральном отоплении, канализации тогда и речи не велось. Отопление только печное. Зимой, бывало, прибегаешь утром пораньше,­ а истопник последние поленья бросает в голландку. Туалеты –­ на улице. До них надо было еще добраться: подняться по лестнице на второй этаж, пробежать по длинному коридору, потом спуститься опять же по лестнице вниз, во двор.

Любимые учителя

...Переход из начальной школы в среднюю школу младшеклассникам давался с трудом. Новые условия. Новые, неизвестные до сего времени предметы. Новые преподаватели. Адаптация шла постепенно. Это позже появлялись свои приоритеты. Любимые предметы. Любимые учителя, светлые образы которых выпускники проносили через всю жизнь.

В моей жизни, например, глубокий след оставила учительница ботаники и зоологии Мария Васильевна Кожевникова. Одна из выпускниц Инсарской женской гимназии далекого 1912 года, где учащиеся получали не только знания, но и овладевали высокой культурой, учились деликатному обращению. Воспитанная, эрудированная, интеллигентная, добрая и внимательная к каждому своему воспитаннику (настоящая классная наставница!), она быстро располагала к себе, завоевывала уважение. К профессии относилась очень ответственно. Предмет свой знала "от" и "до". На уроках уходила в мир растений и животных, туда же уводила и нас. Порой могла и не заметить проказы шалуна на задней парте или очередную выходку классного озорника. Своей семьи у нее не было. Полностью отдавала себя школе, детям. И так в течение более четырех десятков лет, из которых свыше четверти века в Инсарской средней школе. Отличник народного просвещения. В годы войны ее доблестный труд отмечен медалью. Первая из прежних выпускниц гимназии – кавалер ордена Ленина. Заслуженная учительница школы МАССР. Чуть позже мы оказались с ней коллегами и до конца верными друзьями.

Хочу подчеркнуть, что с районной газетой она имела постоянную связь, делилась на ее страницах воспоминаниями о дореволюционной школе. Это при ее непо­средственном участии вышла целая серия материалов под рубрикой "Знатные выпускники школы". С будущими героями очерков сама связывалась, запрашивала нужные данные. И с каким трепетным волнением встречала очередную публикацию! О докторе технических наук Федоре Ивановиче Котяхове (выпускник 1927 года), кандидате геолого-минералогических наук Григории Ивановиче Пастухове (учился в 30-е годы), кандидате медицинских наук Владимире Алексеевиче Куршеве и других. Выпуск­ники ее не забывали. Почта старого учителя была богатой. Все они говорили о ней как о добром воспитателе, лучшем наставнике, друге и советчике, учившей понимать жизнь.

Особо хочу сказать о прекрасном педагоге, учителе математики Валентине Петровне Куршевой. Моей любимой учительнице. Я даже поступала в институт на математический факультет, но по стечению обстоятельств (в Бухарском институте тогда не образовалась русская группа) вынуждена была перейти на филологическое отделение. Ученики не просто ее уважали, а без преувеличения, обожали. Спокойная, уравновешенная, тихая, она была для нас словно родной матерью. И обращение всегда такое же – ласковое, нежное. Добродушный взгляд. Приветливая улыбка. Ни одного окрика или грубого слова. А сколько дополнительно после уроков занималась с отстающими ребятами! Кропотливо работала с каждым. Своей родной школе отдала более четверти века. По праву удостоена медалей "За трудовое отличие", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг."

Тихо, спокойно доживала последние годы жизни. Хотя судьба к ней не была благосклонной. Личная жизнь не заладилась. Одной пришлось ставить на ноги двух дочерей. Да и на единственную пенсию в "лихие" 90-е годы нелегко было прожить. Но не роптала. Не жаловалась. Под грузом жизненных невзгод не сломилась.

Хорошо помню уроки преподавателя истории Ольги Федоровны Головинской. В общении с коллегами мягкая, нежная, на уроках становилась строгой и даже суровой. У нее лишний раз не повернешься! Внимание все приковывала к себе, к рассказу. Сложный исторический материал, скажем, о семилетней войне или переходе Суворова через Альпы, преподносила просто, доступно.

В противовес ей географ Иван Акимович Ильин запомнился добродушием, открытостью. За учительским столом появлялся высокий, стройный, уже седеющий мужчина. Обязательно – с указкой в руке. Карта – на доске, глобус – на столе. Расположение того или иного материка, острова, полуост­рова мог правильно указать, как говорится, с закрытыми глазами.

... – Федраус идет! – опережал кто-нибудь из классных заводил приход учителя немецкого языка Виктора Федоровича Тамбовцева. ("Федраус" – так, будто на иност­ранный манер, мы его заглаза называли). К столу шел, чуть прихрамывая. И всегда с доброй улыбкой на лице.

– Гутэн таг! – приветствовал класс. Мы тоже должны были отвечать на немецком языке.

Первые иностранные слова "данке", "ауф видерзейн", "дер фаттер", "дие муттер" ("спасибо", "до свиданья", "отец", "мать") узнали от него. Тогда, в послевоенные годы, тяга к иностранным языкам усилилась. Уроки его вызывали живейший интерес у учащихся. Средней школе он отдал тоже много лет. Кстати, и женат был на учительнице иностранного языка – мастере своего дела Марии Ивановне. Привили любовь к своему предмету и дали путевку в жизнь они многим выпускникам. К слову, факультет иностранных языков окончила и моя младшая сест­ра Антонина Петровна Дворянова, впоследствии сотрудник Мордовского научно-исследовательского института.

С коллективом учителей начальной школы близко познакомилась чуть позже, в начале 50-х годов, когда исполняла здесь обязанности вожатой пионеров. Теоретические знания по внеклассной работе мы, студенты Инсарского педагогического училища, получили на занятиях, теперь должны были подкрепить их практическими делами. Вместе с однокурсницей Антониной Сазоновой были направлены в 4-й класс к Ольге Ивановне­ Посадской. Одной из опытнейших воспитателей школы. Учителю, влюбленному в свою профессию. В детях она души не чая­ла. Своих чад у нее не было. Для нее класс был одной большой семьей. Встретила радушно. Теперь часть забот по внеклассной работе перекладывалась на наши плечи. О нашем усердии говорить не приходится. Старались как можно большую помощь оказать в организации и жизни пионерского коллектива.

Класс большой – свыше тридцати человек. Витя Трифеско, Нина Полоудина, Витя Ситяев, Вася Трофимов... Разные характеры, разные наклонности. Среди спокойных ребят были и непоседы, и даже непослушные. Надо было их сплотить, увлечь интересными делами, завоевать доверие. Началась кропотливая работа в пионерском отряде.

Пионерское движение в советское время, как теперь признают исследователи, было уникальным явлением в жизни школы. Вся работа сосредоточивалась в классе-­отряде. Принимали в пионеры с 3-4 класса. Притом, только достойных ребят – успевающих и дисциплинированных. Ведь пионер – всем ребятам пример! Отряд состоял из звеньев. Общее руководство отрядом осуществлял совет, звеном – звеньевой. В классах оформлялись пионерские уголки, вывешивались рукописного оформления отрядные стен­газеты. Ребята с большим старанием принимали участие в выпуске очередного номера. Их товарищи очень огорчались, если вдруг видели свою фамилию среди отстающих или нарушивших дисциплину. Любили все пионерские сборы. Их проводили часто. И к памятным датам, по праздникам и в обычные дни. Всегда в торжественной обстановке. И обязательно в сопровождении пионерских атрибутов – горна, барабана, отрядного флажка. Особенно с большим увлечением готовились к торжественным линейкам. Моя напарница обладала неплохим голосом, разучивала с ребятами новые песни, повторяла старые.

Вовлекали младшеклассников и в такие полезные дела, как сбор макулатуры и металлолома. С удовольствием наши подопечные оказывали помощь семьям погибших в Отечественной войне фронтовиков, скажем, сложить поленицу из колотых дров или принести вдове воды из колодца (в послевоенное время тимуровское движение было широко распространено).

Хорошо себя оправдывали игровые формы воспитательной работы. Также нередко организовывали походы по городу – в парк, на речку, прогулки на свежем воздухе. Зимой всем классом шумно катались с горок. Начинающие конькобежцы каждый день донимали вопросом: когда пойдем на каток? Каток обычно расчищали на реке Инсарке в определенном месте.

Суть всей пионерской работы сводилась к главному: сплочение детского коллектива, воспитание у школьников трудолюбия, исполнительности, настойчивости в учении и труде.

Довелось мне общаться и со старейшими учителями начальной школы. Тогда тут продолжали работать первые выпускницы Инсарской женской гимназии. Образы их нередко возникают в памяти. Учителя-легенды Антонина Макаровна Ракша, Анна Игнать­евна Хомутова. Педагоги, надо сказать, высокограмотные, эрудированные. Мудрые и терпеливые. Заботливые и беспокойные, с кристально чистой совестью. Свое высокое звание народных учительниц они оправдывали добросовестным трудом. А.И. Хомутова (Ильина) награждена орденом Ленина. Слава о них летела далеко за пределы района.

Да и в целом педагогический коллектив Инсарской средней школы во все времена был на хорошем счету. Дружный. Крепкий. Работоспособный. В этом могла убедиться, когда пришла сюда работать в 1962 году. Три года довелось трудиться тут рука об руку с маститыми, опытными педагогами. Все, без исключения, были профессионалы, мастера своего дела.

Среди языковедов лидером, бесспорно, являлась Клавдия Федоровна Мельникова. Учитель с большой буквы! Строгая. Пунктуальная до скрупулезности. За ее плечами был уже не один десяток лет работы на благородном учительском поприще. Своим богатым опытом охотно делилась с молодыми коллегами. Часто присут­ствовали у нее на открытых, показательных уроках. А как корректно, тактично укажет тебе на просчеты в работе с детьми, за что коллеги были ей всегда благодарны. Авторитет в коллективе учителей и учащихся у нее был непререкаем. Уважаема и авторитетна также была преподаватель рус­ского языка и литературы Нина Филипповна Зубкова. Энергичная. Жизне­радостная. Всегда в добром расположении духа. И товарищу, бывало, не даст впасть в уныние. О преданности к делу, любви к детям, знании ей своего предмета говорить не приходится.

А их коллега Дина Павловна Полуэктова! Настоящий фанат своего дела! Литература для нее была все. В обыденной обстановке немного закомплексованная и даже сдержанная, на уроках она преображалась. О творчестве поэтов, писателей – Пушкина, Лермонтова, Тол­стого, Достоевского и других могла вести рассказ бесконечно, сопровождая его цитатами, целыми выдержками из их произведений. Никогда не ограничивалась данными лишь учебника литературы, в запасе всегда имела обширный дополнительный материал. Потому уроки ее были интересными, содержательными, а исключительной памятью поражала учеников.

В это время в школе трудились блестящие математики. Даже трудно кого-то выделить. Августа Александровна Палаткина – заслуженный учитель школы МАССР. Валентина Петровна Куршева, труд которой отмечен многими наградами, медалями. Математик всем математикам Ольга Степановна Грошева.

Среди преподавателей физики обычно принято видеть мужчин. Предмет трудный. Говорят, не для женского ума. А вот Надежда Ефимовна Кочкурова этому посвятила всю жизнь. Пришла в среднюю школу уже с большим опытом. До этого не один год работала в Инсарском педагогическом училище. Удостоена звания заслуженного учителя школы РСФСР.

Все свои знания, энергию отдавали детям учителя химии и биологии – старейший учитель школы Валентина Никоновна Сударева, Софья Александровна Петрунина, преподаватель швейного дела Клара Ильинична Глушонкова. Клара Ильинична, для которой школа стала вторым домом (отдано ей 34 года!), своим делом увлекла многих ребят. Охотно шили они себе обновки, а в швейном цехе Инсарского райпромкомбината тогда трудились сплошь ее питомцы. Воспитанники преподавателей физкультуры Василия Васильевича Филимонова, Геннадия Андреевича Присяжнова радовали школу спортивными достижениями.

Не могу не вспомнить Анну Геор­гиевну Любимову. Прекрасного учителя-воспитателя. Отзывчивого, принципиального человека. Прошла кипучую комсомольскую жизнь. Работала с детьми и подростками раньше в районных комитетах ВЛКСМ. Учитель-пропагандист. В прошлом заведующая отделом пропаганды и агитации райкома партии, заведующая кабинетом политического просвещения. В школе возглавляла к тому же профсоюзный комитет. Вела большую пропагандистскую работу: выступала с беседами в школьном педагогическом лектории, на встречах учителей с родителями. За активную работу в хозяйст­венном и культурном строительст­ве награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета МАССР.

Особо хочу выделить учителя Моисея Федоровича Заднепровского. Замечательный историк. Все­сторонне развитый. Неугомонный. Увлеченно занимался краеведческой работой. Часами просиживал в архивах. Из истории родного города Инсара и района собрал богатый материал. Помню, на страницах районной газеты выступал по этой теме с многочисленными статьями. Родные и знакомые до сих пор сожалеют, что не смог богатый исследовательский материал при жизни собрать в книгу.

Более четверти века учила ребят важной науке географии Ольга Яковлевна Сидоркина. Учила любить свою Родину, родной край, знать природные условия страны, ее богатства. Тоже мастер-педагог. Творчески работающий учитель. Скромная, трудолюбивая, старательная. Географическая площадка, подготовка юных туристов к походам, слетам – ее постоянные заботы. Активна в общественной жизни. Пропагандист политических, научных, педагогических знаний.

Для педагогов настоящей энциклопедией была школьный библиотекарь Юлия Степановна Бузырева. Любое методическое пособие, любая художественная литература у нее были всегда под руками. Выбранной профессии отдала более четверти века. И все время – в одной школе! В прошлом комсомольский вожак. Наделенная неумной энергией, с присущим ей огоньком готовила любое меро­приятие: будь то читательская конференция, комсомольский диспут, вечер отдыха. Жарко обсуждали на них вступаю­щие в жизнь юноши и девушки, какую выбрать профессию, в чем смысл жизни.

А скольким ребятам смогла привить любовь к книге! Библиотека постоянно напоминала растревоженный улей. Здесь было шумно, многолюдно. Хозяйка его едва успевала обслуживать дотошную дет­вору, помогать в выборе нужной книги.

Учителям помогала не только в подборе нужной литературы. Помню, готовились к школьному литературному вечеру по творчест­ву писателя Л.Н. Толстого. На мою долю выпало чтение отрывка из романа "Воскресение" о героине­ Катюше Масловой. Так Юлия Степановна была главным моим консультантом: учила, как лучше фразу произнести, какую позу принять. Обладала мастерством, так сказать, и сценариста, и постановщика.

Многолетний труд школьного библиотекаря отмечен рядом почетных грамот.

Что особо хочу подчеркнуть, учителя старой закалки, будучи на пенсии, на отдых, посчитай, не уходили, продолжали активную жизнь. Продолжали быть наставниками, воспитателями. Опять же вернусь к М.В. Кожевниковой. До конца жизни вела немалую общественную работу: выступала на школьных вечерах, утренниках, перед родителями. Привлекала к делу и ветеранов-коллег. Например, вместе со сверстницей Клавдией Алексеевной Горбуновой (тоже одной из известных выпускниц Инсарской гимназии, где впо­следствии и преподавала), нередко выступали на страницах местной прессы. Их статьи, рассказы из истории родной школы, об ее знаменитых выпускниках пользовались у учащихся и учителей неизменным успехом.

Или взять почетных в то время в городе учителей – супругов Никольских: кавалера ордена "Знак Почета", заслуженную учительницу школы РСФСР Полину Сергеевну и Александра Сергеевича. Они и в пожилом возрасте были в самой гуще жизни города. Оба страстные поклонники искусства, несли культуру в массы. Полина Сергеевна возглавляла, будучи пенсионеркой, городской университет культуры, потом отвечала здесь за литературную секцию. В городском народном театре являлась первоначально его главным режиссером. Горожане помнят, наверное, постановки "Барабанщица" (Салынского), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (Островского), другие. Они готовились под ее руководством. Александр Сергеевич – ярый пропагандист русской народной песни. С беседами выступал не только в школе, но и народном университете. Оба к тому же – активные участники художественной самодеятельности. До сих пор в памяти осталось исполнение ими известной в то время шуточной песенки про Маланью. Особенно звучавший на весь зал шаляпинский бас Александра Сергеевича: "Маланья, Маланья, Маланья моя, когда же, Маланья, увижу тебя?" Исполнением­ приводили в восторг всех слушателей.

И делалось учителями-ветеранами это без какой-то дополнительной оплаты. Только по велению души и сердца. Лишь по долгу учителя.

Школьные директора

Мне, хочу сказать, повезло, что более чем за полувековой путь школы – с далекого 1945-го и по 2000-й годы наперечет знала ее руководителей.

Директора школы военного времени Александру Ивановну Ерюшеву запомнила как строгого и сурового руководителя. Время, наверное, еще накладывало свой отпечаток. Мы, младшеклассники, старались не попадаться ей на глаза. Непременно что-то подметит, сделает строгое замечание, внушение. А то и в директорский кабинет позовет на беседу нашкодившего ученика. Сейчас трудно даже представить, какой тяжелый груз был взвален тогда на ее хрупкие женские плечи. Из ряда вон было плохо не только с самым элементарным – учебными пособиями, даже тетрадей не хватало. Приходилось писать на газетных лоскутках. Притом, не говоря о всех хозяйственных делах. Запасти, например, топлива на зиму – чего только стоило! Лишь благодаря своим организаторским способностям, деловым качествам энергичная женщина успешно справлялась со всем немыслимым объемом работ. Ее деловые качест­ва и способности пригодились и потом: в школе возглавляла местный комитет профсоюза.

В конце 40-х годов ее сменил Гудожников. Он не из местных. Кстати, жил в первое время вместе с женой Лидией Прокофьевной на квартире напротив нас. Семья интеллигентная. С двумя его сыновьями потом учились мои младшие сестры. С одним из сыновей – инженером Германом Гудожниковым "встретилась" заочно в 70-е годы, когда знакомилась с почтой старого учителя – М.В. Кожевниковой. Об Инсаре у него остались самые теплые воспоминания. Любимой учительнице – лучшему наставнику, другу и советчику, учившему понимать жизнь – адресовал только слова благодарности.

Александр Семенович Клеянкин руководил школой в 50-е годы. О нем как о преподавателе истории, принципиальном, тактичном, справедливом, нередко вспоминают мои младшие сестры. Из его же рук они получали документы об окончании учебного заведения.

С директором Николаем Степановичем Клякиным (исполнял обязанности в 60-е годы) и вовсе была хорошо знакома. Жили почти по соседству, на одной улице, через каких-то три дома. В школу пришел, имея за плечами опыт работы на ниве просвещения: возглавлял до того несколько лет районный отдел народного образования. Хозяйство, надо сказать, досталось ему большое. По численности учителей и учащихся школе не было равных в районе.­ Ученический коллектив только доходил до тысячи человек. Наполняемость классов высокая – 30-40 человек. Параллельно занимались по 3-4 и даже 5 классов. Забот, безусловно, хватало. По характеру немного вспыльчивый, даже горячий, он в то же время был отходчивым и по-женски добродушным. С коллективом умел ладить. Особое внимание уделял кадрам. Именно при нем коллектив пополнился не только выпускниками вузов, но и лучшими учителями из сельских школ. В это время пришли сюда замечательный химик-биолог Клавдия Ивановна Феоктистова из Арбузовской школы, из Камакуженской восьмилетки тоже прекрасные воспитатели – супруги Соколовы: биолог Виктор Сергеевич и языковед Клавдия Герасимовна, в начальные классы – Полина Степановна Пундикова. Широкое распространение при нем получили новые формы внеклассной работы, художественная самодеятельность, спорт. За полтора десятка лет руководства им учебным заведением из стен школы вышли сот­ни выпускников – будущих специа­листов народного хозяйст­ва, врачей, учителей, инженеров.

В 1972 году на этом посту его сменил мой супруг Виктор Васильевич Борисов. Тоже способный руководитель, умелый организатор. До этого возглавлял в течение нескольких лет сельские школы, работал в аппарате районного комитета партии. Учитель-пропагандист. С твердой жизненной позицией. С сильным характером и чуткой душой. Немало сделал по укреплению материально-технической базы учебного заведения, оснащению новыми техническими средствами, сплочению учительского коллектива. На его счету также возведение типового пристроя к школе с прекрасным актовым залом, оборудованной спортивной площадки. Производственную практику учащие­ся стали проходить в удивительно привлекательном лагере труда и отдыха "Лесная сказка", открывшемся на территории совхоза имени Желябова. Как к нему относились воспитанники? Приведу только такой пример. На празд­новании 180-летия школы в 2013 году, когда листался, так сказать, виртуальный альбом памяти, шел фильм-повествование "Наша школа и ее история", появились кадры о директоре В.В. Борисове. Зал дружно и долго аплодировал. Это ли не лучшая память учителю-наставнику?

Со следующим директором Павлом Дмитриевичем Пахнутовым (70-е годы) и вовсе вместе работали в районном отделении КПРФ. Знаю как энергичного руководителя. Грамотный управленец. На руководящих должностях трудился не один год. Как учитель-физик, знакомый с электроникой, районным руководством направлялся на открывшийся тогда в Инсаре завод "Неон". Был начальником цеха, затем главным инженером такого большого и нового в городе промышленного производства. На благородном учительском поприще трудился около 20 лет. Отличался добросовестным и ответственным отношением к делу. Отличник народного образования Республики Мордовия.

Со Светланой Ивановной Борисовой, сменившей предыдущего директора, знакома по работе в редакции. Человек тоже большой ответственности. Человек дела. Энергичная, добропорядочная. Помимо основной работы, увлекалась краеведением.

Школа идет к своему 185-летию. За многие годы существования стала настоящей кузницей кадров, путевку в жизнь здесь получили тысячи воспитанников города и района. После реконструкции изменилась до неузнаваемости. Здесь созданы все условия, как подчеркивалось на районном педсовете, для получения качественного образования, совершенствования материально-технической базы, для развития творческого потенциала педагогов. Все это вселяет уверенность, что педагогический коллектив и далее будет держать пальму первенства, опираясь на лучшие традиции школы.

Автор: К. Борисова.

По этой теме: школа

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1098

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика