Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь – одна из главных культурных достопримечательностей не только Инсарского района, но и всей Мордовии. Являясь одним из самых молодых монастырей России, этот красивейший храм вносит весомый вклад в православную культуру мордовского края. Зачастую монастырь называют "жемчужиной" Инсара. В этой статье речь пойдет об основных вехах монастыря, с момента его зарождения и до сегодняшнего дня.
Начало
Корни появления и становления Инсарского женского Свято-Ольгинского монастыря уходят к середине 1880-х годов. В те времена настоятельница Пайгармского монастыря игуменья Параскева купила в Инсаре небольшой участок земли рядом с Базарной площадью. На этом участке она построила небольшую гостиницу (подворье) для монахинь, которые приезжали в Инсар по делам. Примерно через десять лет, живший по соседству с подворьем коллежский асессор Александр Алексеевич Дельфинский, внимательно и трепетно наблюдавший за строительством подворья, предложил матушке Параскеве часть своей усадьбы, которая выходила углом на Базарную площадь и также на Московскую улицу. Игуменья дар приняла, но из-за отсутствия на тот период свободных денег расширять подворье не стала. А.А. Дельфинский мечтал, чтобы рядом с подворьем была построена часовня. Между тем матушка Параскева вскоре умерла. Достраивать начатое стала игуменья Евпраксия, кстати, обратившая с положительной стороны внимание на Инсар. Вместе с Дельфинским она приходит к единому мнению по поводу часовни, но планы сторон значительно расширились. Вместо часовни договорились построить полноценный храм с постоянным штатом священнослужителей. Формально храм считался как бы часовней, а по размерам он не должен был уступать средним приходским церквям. Дополнительно при храме предполагалось также построить кельи для 50-60 сестер. А.А. Дельфинский был достаточно богатым человеком, поэтому выступил в качестве благотворителя и брал все расходы по строительству на себя. Вместе с этим асессор выставил условие, что новая церковь будет освящена в честь святой Ольги, княгини Киевской. За это Дельфинский отдал даром монахиням весь свой земельный участок, так как в Инсаре у этой семьи имелась еще одна обширная усадьба, принадлежавшая его жене Ольге Петровне. Далее он подает прошение епископу Пензенскому Павлу и делает первый взнос на строительство – две тысячи рублей. В конце 1897 года были решены все земельные вопросы. Заложили храм в мае 1898 года. Но вскоре происходит неприятное событие – умирает жертвователь. В права наследства вступила его жена О.П. Дельфинская, которая смогла выделить на строительство лишь часть средств, предусмотренных сметой. Пришлось монастырю открыть свою калиту. На Ольгинскую церковь пошел весь крупный вклад, полученный из петербургской часовни в Апраксином Дворе. Пайгармский монастырь славился своим быстрым и качественным строительством, поэтому к августу 1900 года весь комплекс подворья был готов. Шестого сентября того же года произошло освящение храма.
Особенности архитектуры
Таким образом, всего за два года в Инсаре был сооружен полноценный храм. Особо развернуться на маленьком участке было негде, но отведенный земельный участок был использован с максимальной выгодой. На высоком уровне показали себя зодчие, спланировавшие подворье очень рационально и эффективно. Монастырь стал вторым важным элементом центра города после Христорождественской церкви и отлично вписался в архитектуру Инсара. Обе церкви в стилевом отношении не совпадали, и ни одна из них не подавляла друг друга в стилевом отношении. Зодчие построили храм на новорусские мотивы второй половины XIX века. Была поставлена задача создать на одном фундаменте как бы несколько храмов, поэтому щедро оснастили церковь главами и главками. Было уменьшено впечатление тяжеловесности фасадов и громоздкости мощного куба и его массивных пристроев, увенчанных треугольными фронтонами. Строители храма сделали два автономных входа с западной стороны и для этого добавили слева и справа по притвору. До этого в культуре создания церквей этот элемент отсутствовал. Архитекторы не забыли, что храм предназначался для женщин, следовательно, он должен был отличаться нарядностью и одновременно строгим видом, свойственным духу монашества. Главной особенностью новой церкви стало то, что ее венчали пятнадцать глав с луковичными куполами и крестами. Других храмов с таким элементом не существовало.
Весьма умно произошло "втекание" монастыря в прилегающую среду застройки. Фасад по Базарной площади продолжался крупными воротами, состоявшими из трех арок. Колокольня своими размерами как бы примиряла ближние купеческие дома. Корпус келий, находясь в восточной стороне архитектурного ансамбля, прижимался к городским усадьбам и удачно втекал в их среду. Просто сооруженный хозяйственный корпус, перекрытый односкатной крышей, он отличался глухим тыльным фасадом. Еще одна особенность подворья заключалась в том, что при его проектировании сразу исключалась возможность расширения вглубь квартала, поскольку развивать его попросту было некуда.
В результате всего вышеупомянутого в Инсаре возник запоминающийся храм, который сразу привлекал к себе взгляд жителей и гостей уездного города.
Расцвет и упадок
В первое десятилетие своего существования подворье Пайгармского монастыря сложилось в крупную женскую общину, которую настоятельница Евпраксия понимала не как составную часть Параскево-Вознесенской обители, а как самостоятельный иноческий "организм". В первый год после освящения в церковь передали две иконы, получившие широкую известность среди верующих. Это икона мученицы Параскевы с вложенными в нее частицами мощей святой и образ Богоматери "Утоли моя печали". К этим святыням инсарцы относились с глубоким почтением.
Для упрочнения положения общины игуменья Евпраксия в 1904 году купила для подворья большой участок земли под Инсаром – дачу "Губаревку". Здесь было отделено место под кладбище и построена небольшая деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла.
К 1907 году число сестер на подворье превысило 80 человек. Тогда начались хлопоты присвоению общины статуса монастыря третьего класса. Идею сестер поддержали Пайгармская обитель и пензенские иерархи. К началу 1909 года вопрос был решен. В июне того же года Пенза получила синодский указ о присвоении пайгармскому подворью наименования монастыря, названного Свято-Ольгинским. 24 июня 1909 года владыко Митрофан совершил в Свято-Ольгинском монастыре литургию, перед которой был оглашен указ Синода о присвоении нового статуса. В тот же день была вручена награда игуменье Евпраксии – наперстный крест с драгоценными украшениями, пожалованный из Кабинета Его Императорского Величества.
В новом статусе монастырь прожил до революции. Был он закрыт в 1920 году. В скором времени колокольню разрушили, а купола с монастыря убрали. Долгие годы в храме размещался краеведческий музей, а корпуса келий предназначались для хозяйственных нужд города. Возрождение начнется лишь в 1995 году. Тогда в Инсаре появились несколько монахинь, чтобы вызвать надежду на воскрешение иночества в городе, но этого сделать не получилось. Тем не менее, уже 3 мая 1996 года начались церковные службы в малом корпусе монастыря. С того дня богослужение не прекращалось ни на один день.
Возрождение и современность
Дискуссионные разговоры о возрождении и полном возвращении монашеской обители верующим шли несколько лет. Правительство Мордовии выносило решение о передачи обители Саранской епархии, а затем решение отменяло. Окончательно вопрос решился только в 1998 году, когда монахиням вернули значительную часть территории храма. 15 января 2000 года состоялась передача здания храма верующим. Первое богослужение состоялось весной 2001 года в преддверии Пасхи в Страстную Пятницу. В том же году монастырю пожертвовали пять колоколов, и на месте разрушенной колокольни была построена звонница.
Касаясь темы восстановления, стоит подчеркнуть, что музейные работники своевременно ремонтировали здание бывшей церкви и на приличном уровне содержали его. Вследствие чего практически все исторические элементы были сохранены. Как и во многих подобных случаях возрождать бывшую монашескую обитель помогали пожертвования простого люда и благотворителей. Многое было на плечах самих монахинь. Помогало хозяйственное подворье за счет продажи сена, молока, картофеля. Подворье и по сей день существует в селе Кульмеж. Выручало собственное производство и продажа церковных свеч.
Первой настоятельницей современной жизни монастыря стала игуменья Анастасия. Под ее началом благополучно и планомерно велось облагораживание наружного интерьера храма. 27 апреля 2005 года игуменья Анастасия преставилась ко Господу. При жизни она желала и попросила тогдашнего владыку Варсонофия, чтобы ее преемницей стала здешняя монахиня Ольга, которая являлась ее главной помощницей и находилась в монахинях с 19 лет. Просьба была удовлетворена. Игуменья Ольга настоятельница храма и по сей день. Матушка Ольга весьма много сделала для восстановления внутреннего убранства храма. Сейчас Свято-Ольгинский монастырь украшает богатый иконостас, а во внешнем облике сохранены исторические элементы, да и в целом храм выглядит современно. Как и прежде, комплекс включает 15-главую церковь, двухэтажные главный и хозяйственные корпуса и трапезную.
Сегодня в Свято-Ольгинском женском монастыре десять послушниц. Храм – постоянный центр притяжения паломников из разных уголков России. Ежегодно 24 июля служится праздничное богослужение. В этот день отмечается престольный праздник в честь святой равноапостольной княгини Ольги.