Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты Камбарского района Удмуртской республики

427950, УР, г. Камбарка, ул. К. Маркcа, 76
телефон: 8(34153) 3-05-86
e-mail: zgv20041982@mail.ru, kamnov5@yandex.ru (для рекламодателей)

Жизнь, опаленная войной…

На очередном заседании районного Совета ветеранов было принято решение открыть в нашей газете постоянную рубрику "Память сильнее времени", рассказывающую о судьбах наших земляков - ветеранов трудового фронта.

Елизавета Никифоровна Хлебникова родилась в сентябре 1924 года в городе Камбарке. Родители ее были крестьяне. В семье, кроме нее, росли еще два брата. В 1940 году она закончила 7 классов школы и очень хотела учиться дальше, но из-за финансовых трудностей в семье школу пришлось бросить. В 1941 году машиностроительный завод набирал группу молодежи для направления на учебу в Москву. Юная Лиза попыталась попасть в эту группу, но родители ее не отпустили. Об этой упущенной возможности она жалеет до сих пор. Вместо учебы в столице Лиза поедет на сельхозработы в деревню Ваганы. Там и начнется ее нелегкая трудовая жизнь. Лето она будет жить и работать в местном колхозе и только осенью вернется домой. А дома всю морозную зиму ей придется работать на лесозаготовках. В 1942 году Лиза уедет работать в колхоз деревни Большие Калмаши. "Там мы всю зиму сортировали зерно. Зарплату нам не платили, но зато хорошо кормили". А когда весной того же года вернется домой, пойдет работать на железную дорогу – готовить дрова для паровозных топок. Вот тогда пришлось еще тяжелее. Работать приходилось целыми сутками. Жили в вагончиках. "В 1943 году нас вызвали в управление Казанской дороги на станцию Агрыз. Там дали расчет за работу и направили в город Казань, где формировался военизированный ремонтно-восстановительный поезд. Так я стала военнообязанной". Пока батальон формировался, мобилизованные молодые девушки работали на заводах и в колхозах. "Однажды мы проснулись от стука колес. Тогда нам даже никто не объяснил, куда нас везут. Остановились в Муроме… Там нас сводили в баню и выдали мужское обмундирование. А потом поезд двинулся дальше. По пути из окон мы наблюдали большое скопление поездов и страшную разруху. Наконец выяснилось, что везут нас на курское направление, там готовилась Курская битва". В Курске они приступили к восстановлению разрушенных железнодорожных путей. Все приходилось делать вручную – кирка, лопата, тачка и труд на пределе возможностей… Вокруг разрушенный город, голодные дети, живущие в землянках и разбитых вагонах. "Все, что оставалось от батальонной кухни, мы собирали в мешки и отдавали голодающим жителям города", - вспоминает Елизавета Никифоровна. Когда все военные восстановительные поезда передали в ведомство Министерства путей сообщения, поезд, где работала Лиза, вернули в Казань. Наконец-то у нее появилась возможность съездить домой. В Камбарке ей удалось побыть всего один час, не смогла повидаться даже со всеми близкими. Поступил приказ срочно направить поезд на Западную Украину. "На удивление, там не было разрушений, кругом сады, словно в мирное время. На станции Сарны (львовское направление) наш состав загнали на пути среди других поездов. И вдруг - воздушная тревога, над нами вражеские самолеты… Страшный свист, вой, грохот… Объятые пламенем вагоны. Укрыться было негде. Чтобы спастись, мы прятались в ямах, снегу, болотной жиже. Раненые в санитарных поездах не могли убежать и горели заживо… Потом все стихло. Мы поняли, что наш состав разбит". Неделю пришлось жить в снегу. Снег разгребали, там была прошлогодняя листва - спать на ней казалось теплее. Потом в лесах под Ковелем нашли брошенный партизанами лагерь – землянки, траншеи, блиндажи. Всю зиму прожили в этом лагере. Ездили восстанавливать железнодорожные пути за 60 км. Восстанавливали не только пути, но и вагоны, паровозы, дома, стоящие возле железной дороги. Потом стали жить в восстановленных домах. В 1944 году Лиза сильно заболела, простудила почки. Поднялась очень высокая температура. Мест в санитарных вагончиках не было. Определили "уголок" рядом с медсестрой. Проболела три месяца. Направили на комиссию, дали еще больничный на три месяца с назначением явиться в свой поезд в Казани. "Это была мучительная дорога. Добирались с подругой, как придется – в тамбурах и между вагонами. Ветер, нестерпимый холод, все болело. С трудом уговорили проводника, чтобы пустил нас погреться в поезд, забрались там на верхнюю полку. А за полку в вагоне заплатить оказалось нечем. В дороге украли чемодан из досок, в котором были все вещи". В Казани Лиза получила увольнение по состоянию здоровья. Пообещали военную пенсию, но для ее получения надо было пройти медкомиссию, за прохождение которой требовалось заплатить деньги, которых у нее не было. Вернулась на родину, в Камбарку. Сразу позвали работать в райисполком, секретарем в налоговом отделе. "Очень боялась, что не справлюсь, ведь ничего, кроме лопаты и кувалды, в руках не держала. Но научилась". Перевели сначала помощником инспектора, а потом инспектором райфинотдела. В райфо Елизавета Никифоровна проработала 34 года. Из них 17 лет ездила по колхозам на лошадях, а чаще всего ходила пешком. Потом пожалели, определили на другое направление. Замуж вышла в 1947 году, муж Павел Григорьевич был фронтовиком, участником боевых действий, инвалидом войны 2 группы. Вырастила сына Бориса, с которым живет и в настоящее время. О героическом трудовом прошлом ей напоминают медали: "Ветеран ВОв", "Ветеран труда", "За доблестный труд в ВОв 1941 -1945 гг.", юбилейные – 30, 40, 50, 60, 65 лет Победы.

Автор: Ирина Вайтукова

По этой теме: День Победы

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 936

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика