- Каковы результаты контрольной деятельности управления при реализации на территории Республики Алтай национальных проектов за прошедший год?
Национальные проекты – это приоритетные направления развития страны до конца 2024 года.
В 2019 году Республика Алтай участвовала в 10 Национальных проектах, в 45 Региональных программах. Муниципальный уровень участвовал в 9 Национальных проектах, 17 Региональных программах.
Алтайское республиканское УФАС России во исполнение поручения ФАС России о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов в 2019г. рассмотрело 111 жалоб на закупки, осуществленные в рамках реализации Национальных проектов:
- демография – 33 жалобы;
- здравоохранение – 6 жалоб;
- образование – 23 жалобы;
- культура – 11 жалоб;
- жилье и городская среда – 14 жалоб;
- экология – 14 жалоб;
- безопасные и качественные автомобильные дороги - 10 жалоб.
21 жалоба была возвращена заявителям либо ими отозвана. В результате рассмотрения жалоб (90): 46 - были признаны обоснованными (обоснованными в части), 44 – необоснованными.
По результатам рассмотрения жалоб управлением было выдано 27 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (отмена закупки, внесение изменений в закупочную документацию (проект контракта), повторное рассмотрение заявок).
За нарушения законодательства о контрактной системе, должностные лица заказчиков, допустившие нарушения законодательства о контрактной системе, выявленные в ходе рассмотрения жалоб на закупки, осуществленные в рамках реализации Национальных проектов, УФАС по РА привлечены к административной ответственности (ч.1.4, ч. 2, ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ), на общую сумму - 309 000 руб.
В 2020г. управлением продолжается работа по контролю за реализацией национальных проектов. Так, в 1 квартале управлением проведено 9 проверок государственных и муниципальных заказчиков, нарушения установлены в 6 проверенных закупках. Проверками охвачены закупки, проведенные в рамках национальных проектов "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Здравоохранение", "Демография".
- Имеются ли сейчас специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов?
С 01.04.2020 года статья 112 Закона о контрактной системе дополнена частями 55, 57:
Изменились некоторые особенности строительства "под ключ":
- ранее перечни объектов капстроительства утверждались только в целях реализации нацпроектов, сейчас данное ограничение снято,
- местные администрации наделили правом утверждать такие перечни (помимо Правительства РФ и высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ),
- обозначили срок утверждения указанных перечней — до 1 января 2024 года.
В рамках закупки строительных работ "под ключ" можно закупить любое оборудование, если оно предусмотрено проектной документацией объекта капитального строительства и необходимо для обеспечения эксплуатации объекта (ранее можно было купить только медицинское оборудование).
Кроме того, Закон о контрактной системе (часть 61 статьи 112) в качестве обязательного условия контракта "под ключ" предусматривает раздельное указание:
1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).
- По всей стране проводятся масштабные мероприятия по противодействию распространения коронавирусной инфекции. Имеются ли особенности государственных закупок в условиях коронавируса (COVID-19).
Закон о контрактной системе снова меняется, на этот раз в связи с необходимостью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Распространение пандемии влияет на все сферы деятельности и жизни людей. Не исключение и контрактная система. Следом за рядом разъяснений ФАС и Минфина принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ, внесший ряд изменений в Закон № 44-ФЗ. Часть изменений напрямую связана с пандемией.
Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика, т.е. без поведения торгов.
Заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.
Правительству РФ предоставили право до 31 декабря 2020 года устанавливать новые основания для закупки у единственного поставщика и определять порядок таких закупок.
В случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) поставщики (исполнители, подрядчики) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее их от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе требованию об уплате таких неустоек.
УФАС по РА из-за мер, принимаемых для нераспространения коронавирусной инфекции перешло на дистанционное (посредством видеоконференц-связи без очного участия представителей субъектов контроля, заявителей) рассмотрение жалоб. Также дистанционно рассматриваются жалобы на отраслевые торги, обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Таким образом, не смотря на сложную обстановку, на сегодня обеспечена полная непрерывность и бесперебойность всего закупочного процесса, включая полный контроль за ним со стороны всех уполномоченных органов.