В рамках реализации Национального плана развития конкуренции, утвержденного указом Президента РФ от 21.12.2017г. №618, перед органами власти всех уровней Президентом РФ поставлены задачи, одной из которых является - сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.
27.12.2019г. принят Федеральный закон № 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции", которым установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.
Чем обусловлено сокращение унитарных предприятий?
Значительная часть унитарных предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией – фармацевтика, ЖКХ, управление жилым фондом, торговля и оказание услуг. В связи с этим во многих потенциально конкурентных сферах частный бизнес отсутствует или его доля не значительна. ГУПы и МУПы, зачастую пользуясь поддержкой своих учредителей – органов власти, препятствуют развитию конкуренции и создают условия для ее ограничения.
Распространяется ли данный закон на раннее созданные унитарные предприятия?
Федеральный закон как раз-таки предусматривает реорганизацию или ликвидацию унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках в срок до 1 января 2025 года.
Все ли унитарные предприятия должны быть ликвидированы, либо реорганизованы? Или же есть исключения?
Законом с 08 января 2020 введен общий запрет на создание унитарных предприятий, не допускается их создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, также определяется закрытый перечень исключений из этого запрета:
1) предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти для нужд обороны и безопасности;
3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;
7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.
В части запрета на деятельность унитарных предприятий, Закон устанавливает, что не допускается деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках, превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. При этом для вступления в силу этих положений Закона установлен переходный период до 1 января 2025 года.
Каков порядок создания нового унитарного предприятия в случае необходимости?
Следует отметить, что механизм антимонопольного контроля предусматривает право для органа власти (местного самоуправления) направить запрос на получение предварительного заключения УФАС по РА о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству. Срок рассмотрения запроса составляет 30 дней, заключение антимонопольного органа действует 1 год.
Какие последствия неисполнения указанных запретов учредителями ГУПов и МУПов?
Как было сказано раннее, государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года. В случае непринятия указанных решений или неисполнения принятых решений такие унитарные предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Какие меры предпринимаются на начальном этапе запуска механизма сокращения унитарных предприятий?
В целях реализации положений Закона, Правительство РА при участии УФАС по РА подготовило план мероприятий "дорожную карту" по реформированию унитарных предприятий, в которых определили перечень предприятий, подлежащих реформированию, предложения по их реорганизации/ликвидации, сроки осуществления данных мероприятий, затраты и т.д.
На сегодняшний день по официальным данным УФНС по РА в республике осуществляют свою деятельность 2 ГУП и 27 МУП.
17.03.2020г. ГУП "Фармация" РА получило заключение ФАС России о том, что осуществляемая деятельность унитарного предприятия по оптовой поставке наркотических средств и психотропных веществ, а также обслуживанию населения лекарственными препаратами по рецептам врачей, подпадает под исключение пункта 1 части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции. Следовательно, такая деятельность может осуществляться только унитарными предприятиями.
К тому же ведется ежеквартальный мониторинг вновь созданных унитарных предприятий после 8 января 2020 года.
Сегодня в республике остро встал вопрос "мусорного коллапса". Региональные операторы не справляются со своевременным вывозом мусора. В целях недопущения ухудшения эпидемиологической обстановки на территории Республики Алтай, обеспечения нормального функционирования систем жизнеобеспечения, может ли Правительство РА на уровне региона создать государственное унитарное предприятие с функциями регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами?
К сожалению, вид деятельности создаваемого государственного предприятия (обращение с твердыми бытовыми отходами) не подпадает ни под одно из исключений, предусмотренных частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, в исключительном порядке возможно присвоение государственному или муниципальному учреждению статуса регионального оператора без проведения конкурсного отбора с заключением соответствующего соглашения возможно на период, не превышающий одного года, с соблюдением всех условий, указанных в п. 6 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Какой результат ожидается от реализации данного законопроекта?
Реализация Закона позволит снизить негативное влияние на конкуренцию унитарных предприятий на конкурентных рынках, повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества.