– Оксана Далабаевна, в общественном сознании контрольно-счетная палата – это ревизор, который ищет нарушения. Это мнение верное?
– Да, действительно. Контрольно-счетный орган является одним из ключевых элементов системы контроля за эффективностью использования муниципальных ресурсов. Поиск нарушений для нас – не самоцель. Для нас главная наша задача заключается в том, чтобы бюджетные средства были потрачены эффективно. Деятельность контрольно-счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. Наши основные полномочия заключаются в контроле бюджетных средств, муниципального имущества, экспертизе проектов бюджета и муниципальных программ, внешней проверке отчетов об исполнении бюджета.
– Что собой представляет контрольно-счетная палата Усть-Канского района?
– КСП МО "Усть-Канский район является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, осуществляемого в интересах жителей района. И именно контрольно-счетный орган дает заключения на экспертизу проектов бюджетов и на годовой отчет об исполнении бюджета района и всех сельских поселений. Только после представления заключения решения рассматриваются в законодательном (представительном) органе – это одно из отличий внешнего финансового контроля от внутреннего. В связи с этим нагрузка на КСП в эти периоды приходится очень большая. Так как за короткий период времени необходимо провести экспертизу проектов решений представительного органа на бюджеты и их исполнение.
В наш штат входят два сотрудника: председатель и ведущий инспектор. Численность палаты долгое время составляла одна штатная единица. На протяжении нескольких лет неоднократно поднимался вопрос об увеличении штата КСП до двух единиц, направлялись письма Главе администрации Усть-Канского района, Председателю Совета депутатов, представлялись расчеты, обоснования по определению штатной численности, необходимых для исполнения полномочий, и доказывалось, что постоянная деятельность с одной штатной единицей невозможна, но, увы, было недопонимание нашей инициативы. Только в прошлом году было достигнуто положительное решение как со стороны исполнительной, так и представительной власти – штатная численность увеличена до двух единиц. В связи с этим выражаю огромную признательность в понимании важности данного вопроса и его решения бывшему Главе администрации Усть-Канского района Э.А. Ялбакову и Председателю Совета депутатов Усть-Канского района Э.В. Мекечинову и всему депутатскому корпусу. В настоящее время в должности ведущего инспектора работает Альчикова Оксана Юрьевна, специалист с большим стажем работы в бухгалтерской службе.
– Для вашего контролирующего органа так важен принцип гласности и открытости. Чтобы вся информация о вашей деятельности, результаты контрольных мероприятий были открыто и прозрачно, ведь так?
– Да, следуя принципу гласности, в соответствии с законодательством, мы стремимся сделать результаты нашей работы доступными для широкой общественности. В соответствии с законодательством стараемся с максимальной открытостью и объективностью информировать органы местного самоуправления. Контрольно-счетная палата на официальном сайте МО "Усть-Канский район" размещает информацию о своей деятельности. Ежегодно в Совет депутатов района направляет отчет о своей деятельности.
- С какими органами вы взаимодействуете?
– В целях усиления эффективности муниципального финансового контроля заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве с прокуратурой Усть-Канского района, заключены соглашения со всеми одиннадцатью сельскими поселениями, соглашения об информационном взаимодействии с управлением Федерального казначейства по Республике Алтай.
Мы взаимодействуем с контрольно-счетными органами других районов региона. В 2012 году был создан Совет контрольно-счетных органов, который поддерживает, консультирует по вопросам организации и проведения контрольных мероприятий, часто проводятся обучающие семинары-совещания. Вот, на последнем совещании Совета КСО, которое состоялось 26 марта, поставлена задача о планировании проверок по реализации Указа президента России "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года".
- Какие полномочия у контрольно-счетной палаты по профилактике нарушений финансовой дисциплины?
- Это привлечение к административной ответственности, направление представления или предписания для устранения выявленных нарушений, применение мер бюджетного принуждения, информирование руководства органа власти о выявленных нарушениях.
В целом, нарушения законодательства в муниципальном образовании носят массовый и устойчивый характер, повторяясь из года в год. Меры по их устранению органами самоуправления принимаются явно недостаточные, а ответственность за допущенные нарушения четко не определена. Большое внимание уделяется не только выявлению нарушений, но и предупреждению возможности их совершения. Что находит отражение в заключениях на проекты решений представительного органа. Результатом данных заключений является качественное составление бюджетов.
За прошедшие годы Контрольно-счетной палатой проведены контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Все заключения на проведенную экспертизу принимаются меры по устранению выявленных нарушений, наказываются виновные лица. В адрес проверяемых организаций направляются представления о необходимости принятия мер к устранению нарушений действующего законодательства. Кроме этого направляются информационные письма на имя руководителя главного распорядителя бюджетных средств. Производится возврат незаконно израсходованных бюджетных средств, а также нецелевого использования.
– Каждый труд имеет свое измерение. А чем измеряется работа контрольно-счетной палаты?
– Традиционно результатом деятельности любого контролирующего органа является статистика выявленных нарушений. Их мы подробно освещаем на сайте районной администрации. Но я думаю, что самый главный результат – это не количество проверок, хотя их проведено достаточно много, и даже не сумма выявленных нарушений, а их устранение и возврат незаконно потраченных средств в бюджет. Это подтверждается и критериями деятельности контрольно-счетного органа.
– Юбилей – это всегда повод рассказать о намеченных планах. Поделитесь с читателями своими планами?
– За этот период времени сделано не мало, но еще есть к чему стремиться. Необходимо контрольно-счетную палату перевести в статус юридического лица, что позволит снять многие вопросы кадрового характера, а также достигнуть принцип независимости. По мере возможности увеличить штат до трех единиц для исполнения всех полномочий, предусмотренного законодательством. Желаю, чтоб контрольно-счетный орган был всегда востребован и доказывал свою эффективность в решении важных социально-экономических задач, стоящих перед нашим районом.
– Оксана Далабаевна, каково Ваше профессиональное кредо?
– Объективность и справедливость. Если нашли какие-то нарушения, то в первую очередь пытаемся понять, почему они произошли. Во всем должен быть принцип соразмерности и гармонии. Ведь для развития района, для его жителей хорошо, когда бюджет расходуется разумно.
Мы постоянно учимся, перенимаем опыт, адаптируем под местные условия новации коллег. Надеюсь, в свою очередь, и они почерпнули и у нас, потому что мы абсолютно открыты и для них, и для жителей района.