Так как дверь в кабинет управляющего делами районной администрации Татьяны Владиславовны Забелиной то открывалась, то закрывалась, возникло радующее впечатление, что всё, что касается жизни местного самоуправления нашего муниципального образования, находится в интересном, пластичном, подвижном, живом состоянии. И так как действительность полна противоречий, когда включаешься непосредственно в разговор с ней, довлеет установка – с целью экономии всяких ресурсов вести беседу с рассуждением, взвешенно, осмысленно.
- Обратите внимание на содержание обнародованных в СМИ документов, - говорит Татьяна Владиславовна, - риторика современных коммуникаций, например, в межведомственном сотрудничестве или во взаимодействии районной администрации с главами поселений имеет согласительный, рекомендательный характер. Например, передача полномочий осуществляется посредством документов – соглашений. Все требования и контрольные функции опираются на действующее законодательство РФ. Именно правовое регулирование работы органов местного самоуправления воздействует на общественные отношения, которые складываются при реализации полномочий муниципальными органами. И чем выше его качество, тем действеннее влияние и больше востребованных социальных, экономических эффектов. Ведь главное предназначение органов местного самоуправления – служение людям, удовлетворение основных жизненных потребностей населения в рамках установленных полномочий.
Успеху препятствует ряд проблем. Вся работа строится по принципу поиска максимума возможностей при минимуме ресурсов как финансовых, так и кадровых и увеличении количества полномочий. Муниципальная служба требует от человека определённых знаний и навыков. Если на уровне района и в городских поселениях главы могут найти квалифицированного специалиста и имеют на это средства, то в сельских поселениях, где служащим приходится выполнять разнопрофильные задачи, это сделать практически невозможно. Анализ показывает, что количество вопросов местного значения, решаемых одним муниципальным служащим в поселении, составляет от 7 до 14, что затрудняет реализацию одной из основных задач кадровой политики – обеспечение соответствия профессионального образования муниципального служащего выполняемым им задачам. Эффективность муниципального управления в сельской местности остаётся очень низкой, что в определяющей степени объясняется качеством кадрового состава. Из-за маленькой заработной платы, формирования негативного имиджа в средствах массовой информации и других факторов престиж и социальная привлекательность профессии в глазах населения падает. От имиджа государственной и муниципальной службы во многом зависит доверие населения органам власти, а также развитие государства в целом.
Чтобы решить проблему отсутствия квалифицированных специалистов на уровне поселений, администрация использует различные формы работы. Ежемесячно проводятся планёрные совещания с главами поселений с приглашением руководителей всех ведомств, где участники не только получают информацию о предстоящих мероприятиях в различных отраслях, но и могут задать вопросы, решить индивидуально текущие проблемы поселений и обменяться мнениями. Это обнародуется в районной газете и на официальном сайте.
Хорошие результаты приносит постоянно действующий семинар с приглашением работников прокуратуры, где руководители получают информацию об изменениях в законодательстве, модельные акты нормативных документов, рекомендации, анализ правовых актов, индивидуальную консультацию и многое необходимое. Это очень важно, так как у органов местного самоуправления в поселениях нет возможности содержать специалистов по юридическим вопросам. Работаем с поселениями на основе плана, где определены основные направления действий. В связи с изменчивостью жизни в ходе обсуждения включается множество внештатных мероприятий. Достаточно эффективно работает институт кураторства, где за каждым поселением определены кураторы из числа руководящего состава администрации района.
Централизованно обеспечивается система повышения квалификации специалистов поселений. Сотрудничаем с Забайкальским Государственным университетом. Специалисты ВУЗа приезжают к нам на территорию района с многочасовой программой повышения квалификации. Такая форма делает процесс более мобильным, позволяет экономить не только время, но и деньги поселений. Таким же образом решается проблема обучения и по охране труда, и ГО и ЧС, и т.д.
Мало кто об этом задумывается, но эффективность работы органов местного самоуправления зависит от жизнеспособности нормотворчества. Для разработки качественных, нормативных правовых актов на уровне района и поселений правовым отделом администрации Губернатора разрабатываются некоторые модельные акты. Однако этого недостаточно, учитывая те же кадровые проблемы на местах, слабость горизонтальных связей между муниципальными образованиями по обмену опытом в сфере нормотворчества. Каждое муниципальное образование пытается самостоятельно решать вопросы нормотворчества, нередко при жесточайшем кадровом голоде. Нужна системная методическая и информационная поддержка в вопросах создания системы нормативных правовых актов муниципальных образований.
Большинство глав поселений ставит вопрос о несистемном и навязчивом внимании со стороны контрольно-надзорных органов, территориальных органов, различных организаций. Подготовка формальных отчётов, справок, материалов для многочисленных проверок съедает массу времени, отнимает кадровые ресурсы в ущерб реальной, а не бумажной работе. Кроме того, одна информация запрашивается в различных формах. Значительно упростило бы процесс единообразие форм запрашиваемых документов либо работа без запросов по информации, содержащейся на официальном сайте. Конечно, органы контроля и надзора выполняют очень важную функцию, об этом тоже не нужно забывать. Они обязаны постоянно и качественно осуществлять свои функции, особенно когда дело касается жизни и здоровья, безопасности граждан. И мы с вами понимаем, часто без этого контроля и надзора просто не обойтись. Однако контрольная деятельность не должна тормозить работу проверяемых организаций.
Администрации поселений не могут самостоятельно справиться с проблемой качественного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (без перебоев и высокой скоростью). Телефонная связь в поселениях также неустойчива, а в некоторых вообще отсутствует. Кроме этого, в поселениях нет качественного обслуживания компьютерной техники. Недостаточно финансовых средств, специалистов, программ. На первом этапе им помогают специалисты районной администрации. Однако без решения проблемы сети "Интернет" качественное осуществление контроля, межведомственного взаимодействия и оказание муниципальных услуг невозможно.
С Министерством территориального развития Забайкальского края проводится работа по оказанию содействия по осуществлению качественной работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и возможности решения проблемы через единого провайдера, что позволит держать на контроле и оперативно решать проблемы доступа к сети на территории района. Для осуществления межведомственного взаимодействия все поселения приобрели программно-аппаратные средства и завершили их установку. Эта работа сделана при непосредственном взаимодействии с администрацией района. Вместе с тем, ведётся работа индивидуально по муниципальным образованиям с аргументацией проблем и включению их в федеральную программу, что обеспечит не только проводную связь, но и беспроводную по выделенным линиям с минимальными тарифами за связь и Интернет. В 2016 году только в селе Верхняя Талача проведены работы по монтажу оптико-волоконной связи. Плановые работы в других селах района по программе "Устранение цифрового неравенства" запланированы на 2018-2019 гг.
Сегодня много говорится о совершенствовании техники муниципального развития, формировании и профессиональной подготовке муниципальных управленческих команд. Да, чтобы отвечать на ужесточающиеся вызовы времени от нас, муниципальных служащих, требуется быть не только высокопрофессиональными и компетентными, но и неравнодушными, и оперативными, умеющими найти выход из тяжёлой ситуации. Муниципальный служащий должен быть примером для остальных граждан не только в плане профессиональной подготовки, но и всего остального, в том числе, и поведения в обществе. Должен обладать такими характеристиками как "ориентированность на результат" и "активная жизненная позиция". Любое улучшение или ухудшение жизни муниципального образования незамедлительно даёт обратную связь, отклик, реакцию со стороны гражданского общества, о которой говорилось в начале.
В центре внимания – люди, интересы населения с учётом исторических и иных местных традиций. Стараемся активно сотрудничать с лидерами общественного мнения в поселениях. В каждом посёлке и селе, даже самом маленьком, обязательно есть свои авторитетные, уважаемые люди. Уже несколько лет укрепляем институт сельских старост, в этом году проводится первый конкурс "Лучший сельский староста в Забайкальском крае", в котором мы обязательно примем участие. Такое взаимодействие способствует более эффективному решению вопросов местного значения. Жители района всё активнее включаются в деятельность органов местного самоуправления, поскольку именно здесь решаются вопросы, касающиеся их жизни самым непосредственным образом. Свидетельство тому — активное участие населения в местных выборах, заинтересованное внимание к принятию решений о развитии экономики и благоустройстве территорий, о реформировании жилищно-коммунального хозяйства и укреплении сети дошкольного образования. Наши граждане всё чаще приходят в органы местного самоуправления с социально значимыми инициативами и проектами, они готовы сами взять на себя ответственность за их реализацию.
В работе также улучшение диалога между бизнесом и властью. Цель развития заключается в том, чтобы обеспечивать благосостояние местного сообщества, чтобы его экономическое становление приносило стабильные, долгосрочные экономические и социально значимые результаты.
- Бесспорно. Без понимающего, снисходительного до состояния друг друга общения здесь не обойтись. Эксперты уверяют, что одним из краеугольных камней муниципального экономического развития в условиях рынка является конкуренция. При высокой степени свободы выбора и передвижения экономические субъекты постоянно ищут место, где бы им была предложена наиболее благоприятная и стимулирующая среда – такая, в которой проще всего улучшить благосостояние. Соответственно, те местные сообщества, которые предлагают лучшую среду для реализации предпринимательской инициативы, привлекают бизнес, обеспечивают экономическое развитие. Тесны взаимосвязи. Считается, что там, где процветают частная инициатива и предпринимательская деятельность, где частным лицам, предпринимателям и организациям предоставлены гарантии их положения, финансовый и политический успех обеспечен…
- Да, хотелось бы, чтобы предпринимателей было больше, содержание их деятельности разнообразным, чтобы на наш рынок заходили субъекты из других районов и регионов, чтобы формировалась "здоровая" конкуренция, а товары, услуги становились качественнее и лучше. Для этого органы местного самоуправления делают всё возможное.
Хочу отметить своевременность и актуальность сегодняшних вопросов. Не смотря на трудности и неготовность ряда поселений к изменениям в законодательстве, мы должны обеспечить функционирование двухуровневой системы самоуправления, при конструктивном сотрудничестве друг с другом, с органами исполнительной власти субъекта и с контрольно-надзорными органами.
Сегодня, конечно, в большинстве случаев, эффективно срабатывает старая система управления, но время движется вперёд, жизнь создаёт новые проблемы, требует от нас оптимальных решений.
- Татьяна Владиславовна, апрель - особенный месяц. Жители Карымского района, которые так нуждаются в улучшении жизни, говорят, что в наших суровых краях свыше создана идеальная среда для подвижничества. Пусть муниципальное служение будет во благо!
- Для нашего района День местного самоуправления – это праздник наших граждан активных, деятельных, неравнодушных и созидательных в своем стремлении изменить к лучшему мир, в котором они живут. В День местного самоуправления хочется пожелать депутатам, главам поселений, служащим и всем жителям района неиссякаемой энергии, успехов в реализации новых программ и проектов, настойчивости в достижении поставленных целей!
Интересно… Народ – то есть люд, народившийся на известном пространстве Карымского района и прибывший к нам в силу своих обстоятельств, не равнодушен ли к самой идее местного самоуправления на местах в сёлах и посёлках? И одинаковый ли смысл граждане вкладывают в эту идею, с чем связывают свои ожидания? Волнительно думать об этом, особенно когда видишь противоречие. С одной стороны Господь даёт власть кому захочет, с другой – наш народ выбрал демократический путь развития, где каждому конституционно даётся право, возможность участвовать в решениях, определяющих его существование. И роль качественной организации местного самоуправления неумолима, значима. Ведь обычная повседневная жизнь зависит в большей части от событий не далёкого общемирового масштаба, которые так любят обсуждать наши жители, а от местных. И только живя по совести, сосредоточив внимание на своём здешнем, можно воплотить смысл конституционной нормы о социальном государстве, который Президент нашей страны видит "во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина". В сообществе, образованном из людей, велико значение обратной связи между всеми социальными группами.