О том, что такое предпринимательская жилка, с помощью которой можно достичь успеха в бизнес-сфере разумно поинтересоваться у человека, знающего это наверняка. Владелица магазина "Миллениум", общественный помощник уполномоченного по делам предпринимателей Забайкальского края в Карымском районе, карымчанка Мариана Анатольевна Карпова уверяет, что настоящему предпринимательству в институте научить невозможно, а жилка эта – не что иное, как природная способность, которую можно развивать на благо общества. Она убедилась в этом на собственном опыте, когда помимо торговли сумела преобразовать, изменить, прежде всего, себя, чтобы начать осваивать и другие стороны этой замечательной профессии. Сейчас спустя почти 20 лет упорного труда на нелёгком поприще у неё необычный, разноплановый, востребованный бизнес, есть желание реализовать и другие идеи.
- Всё потому, что я художник! – улыбается Мариана Анатольевна, - с детства люблю рисовать, несколько лет проучилась в художественной школе, знаете, как это тонизирует, обновляет, украшает реальность?!
Обладательница творческого мышления, богатого воображения, истинная выдумщица не раз оказывалась в кризисных ситуациях, но всегда старалась созидать в себе психологию победителя, умение выживать в реальной действительности. Похоже, жизнь сама помогала ей к этому готовиться.
Прежде чем самостоятельно организовать себе рабочее место, будущая хозяйка бизнеса окончила железнодорожный институт. Карьеру работника железнодорожного транспорта начинала с низов. Была сигналистом, секретарём. В 2004 году, освоив должность заместителя начальника станции Карымская, где сформировались нужные для будущего управленческие навыки, приняла решение поменять профессию.
Однако первые неофициальные шаги в предпринимательстве попробовала сделать ещё в 1998-м, сумев пережить дефолт.
- У меня тогда был маленький самодельный ларёк "Кодак", - вспоминает она, - площадью 4 кв. метра, который я арендовала по Верхней, 14. Принимала заказы на печать фотографий. Раз в неделю садилась на 601 поезд и везла плёнки в Читу, чтобы напечатать фотографии для своих клиентов. Прибыль составляла 10 коп. за фото.
В это время дома ждал грудной ребёнок, бытовые проблемы-хлопоты, семейные обязанности. С малышом по очереди водились родители, которые тоже трудились посменно. Подсчитывала, когда они будут отдыхать, и уезжала работать.
- Нашему поколению предпринимателей ничего на халяву не доставалось, - продолжает Мариана Анатольевна. - Заработанную копейку надо было обязательно вложить, чтобы бизнес жил. Тогда ведь начинали многие, и были случаи, когда заработок давался легко, однако, далеко не всем удалось преобразовать шальные деньги в будущее. Многие не выдерживали искушений, изымали средства из оборота, тратили на себя, в итоге прогорали.
- Помню хаос, когда рубль резко обесценился, - вспоминает моя собеседница. - Никто не знал, что будет дальше, как себя вести. Приехала выполнять заказы моих клиентов, а там цены совершенно немыслимые. Сумела договориться с руководителем фирмы-партнёра о продолжении сотрудничества. Расплатилась, отдав всё, что было только, чтобы не подвести моих заказчиков. Склада у меня не было, наценять и возвращать убыток было не из чего. В
98-м году родители, чтобы не потерять деньги, купили бытовую технику и мне компьютер. Вскоре возникло желание открыть магазин по продаже, обслуживанию компьютеров, оргтехники, который назвала "Миллениум", впоследствии он дополнился магазином "Арсенал".
Многим со стороны кажется, что мы, предприниматели огромными деньгами ворочаем. Но, правда в том, что чем больше и серьёзнее бизнес, тем чаще себя ограничиваешь и постоянно рискуешь. Представьте, лежит передо мной выручка – пачка денег, я ведь не могу взять и потратить её на свои удовольствия. Мне надо зарплату сотрудникам выплатить, сделать обязательные текущие платежи, закупить товар. Возможно, в это трудно поверить, но, бывает, особенно сейчас, когда рынок захватывается крупными торговыми сетями и катастрофически не хватает оборотных средств, денег вообще нет.
Особенно тяжело выжить владельцам маленьких магазинов. Многие закрываются, не выдержав конкуренции. Кроме всего, быстрыми темпами развивается интернет-торговля. Сегодня можно совершить покупку не выходя из комнаты. Часть потребительской аудитории этим активно пользуется. К тому же очень быстро развиваются технологии, а устаревшие модели обесцениваются. Нам тоже пришлось уплотняться, объединять все торговые направления в один магазин. Сейчас в нашей структуре шесть человек. И каждый незаменим.
Настало время, когда все ниши заняты. Свободных нет. Желающим начинать предпринимательство я бы всё-таки посоветовала немного переждать, пока ситуация на рынке прояснится, поработать пока по найму на первоначальный капитал. Ведь найти финансы на открытие бизнеса тоже трудно. Либо, если хочется рисковать, выходить на рынок с маленькими пользующимися спросом партиями товара, работать точечно, тогда не прогоришь. Или же искать свою нишу в сфере услуг и предлагать высокое качество их исполнения.
Выбрать, чем заняться и как это лучше сделать, подсказывает предпринимательская интуиция. Например, людей всё больше интересует здоровый образ жизни, у многих есть желание оплачивать занятия в фитнес-клубе. У нас в посёлке этого недостаточно. Однако потребительской аудитории нужны не столько тренажёры, сколько высоко квалифицированный инструктор. Надо понимать, что люди ценят и идут к специалистам…
Предвидя такую тенденцию, несколько лет назад Мариана Анатольевна особенно остро почувствовала, как жителям нашего района нужно тепло, и как тяжело им экономить свои деньги. Поэтому, освоив интересную теплоснабжающую технологию на базе собственного дома, стала официальным представителем завода ООО "Терморобот-Н" в Забайкальском крае. Сама разработала веб-дизайн сайта предприятия, который необходим для самопродвижения предприятия, и запустила его в работу.
В 2015 году на семейном совете решили создать ещё одно предприятие ООО "Забайкальская теплоснабжающая организация", которую возглавил супруг Владимир Геннадьевич Федосеев. На собственные средства закупили термороботы. Сейчас этим оборудованием оснащены: школа в Нарын-Талаче, Карымский детский центр "Прометей", Центральная районная больница, ветлечебница. Таким образом, происходит не просто модернизация котельного оборудования, годовые затраты на тепло при использовании термороботов значительно снижены.
Конечно, такие процессы приводят к дополнительному высвобождению рабочей силы, подталкивают к совершенствованию рынка труда, влияют на конкуренцию в сфере теплоснабжения. Но, как говорится, что не делается, всё к лучшему.
Мариана Анатольевна активно интересуется политикой. На её взгляд для эффективного диалога между властью и бизнесом необходимы стимулы и созидающие поводы для общения. Это тема, которой просто нужно заниматься.
- Не случайно руководителем государства учреждён праздник День предпринимательства в России. И эта уважаемая, благотворящая часть нашего общества остаётся его опорой и надеждой на дальнейшее становление и развитие. Желаем, чтобы задуманное воплощалось в действительность, улучшая содержание нашей жизни, а в диалогах, в которые приходится вступать ежедневно, присутствовали взаимная заинтересованность и понимание. Пусть то, что наиболее важно и значимо будет конкурентоспособным. Пусть предпринимательство, несмотря ни на что, получается!