Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Газета г. Кирсанова и Кирсановского муниципального округа Тамбовской области

393360, Тамбовская область, г. Кирсанов, ул. Коммунистическая, д. 27
телефон: +7 (47537) 3-51-14
e-mail: kirsanovka18@mail.ru

Хозяин бронзовых теней

Этот материал задумывался как рассказ о хобби — любимом увлечении кирсановца Сергея Солдатова, создающего на досуге из дерева скульптуры животных. Но после личного знакомства получился, скорее, рассказ о человеке, его жизни и становлении мастера…

О своей жизни Сергей рассказывает с чёткостью человека, привыкшего к дисциплине, диктует буквально через запятую: школа, запятая, институт, запятая, армия, запятая, кирсановский горком комсомола, запятая, партия охотустройства "Союзгипролесхоза", запятая, вневедомственная охрана, запятая, настоящее время — и, видимо, снова запятая. Но о своём становлении как творческой личности он говорит подробно, начиная от чёткой цели стать настоящим охотником, поставленной в детстве и достигнутой в сознательном возрасте, и до превращения в мастера художественной резьбы, изготавливающего скульптуры в жанре анималистики, в которых на самом деле нет даже намёка на охоту.

Все мы родом из детства…

Именно этой фразой начинает Сергей свой рассказ. Жизнь каждого человека состоит из мелочей: когда-либо приключившихся с ним событий, мимолётных впечатлений, ненароком оброненных фраз… И сильнее всего действуют на нас впечатления детства. Так было и с Сергеем: он считает детство важной частью своей жизни.

Проштудировавший к тому времени всю школьную и половину городской библиотеки, Сергей интересовался любой книгой, оказавшейся в его руках, но уже был достаточно разборчив в чтении. Именно тогда ему в руки попали две книги, перевернувшие жизнь: сборник Э. Сетона-Томпсона "Рассказы о животных" и "Повести и рассказы" Виталия Бианки. Первую книжку он нашёл в школьных залежах макулатуры, вторая предназначалась для розжига печки в деревне у бабушки. Сетон-Томпсон был на английском языке, и текста рассказов мальчик, конечно же, не понимал, но его поразили рисунки, которые этот известный натуралист собственноручно рисовал к своим текстам. Рисунки полностью передавали содержание рассказов, без слов создавали образ происходящего на страницах книги. И во время своих походов в лес Сергей так же, как и Сетон-Томпсон, стал вести дневники наблюдений, где набрасывал свои впечатления от увиденного и зарисовывал запомнившиеся моменты.

"Повести и рассказы" Виталия Бианки — книга серьёзная и, может быть, даже сложная для 12-летнего мальчишки, но Сергей прочитал её запоем. Особенно поразила его повесть "Одинец", о старом лосе-одиночке, которого выслеживал студент-охотник. И так же, как и охотник из рассказа, Сергей задался целью непременно раздобыть лосиный рог. Походы в лес для него тогда уже стали привычкой: сначала тайком от родителей, потом в открытую он уходил на весь день и бродил по лесу, наблюдая за жизнью его обитателей, записывая свои впечатления и мечтая найти сброшенный лосем рог. И однажды ему это удалось: тот лось, за которым он уже долгое время наблюдал, "подарил" ему свой рог. С тех пор поиск лосиных рогов стал для Сергея чем-то вроде хобби, сейчас их у него порядка ста штук. У каждого рога — своя история и свой уникальный рисунок, выдающий место обитания и условия жизни этого лося.

Повесть "Одинец" оказала на Сергея сильнейшее влияние: она была настолько правдиво и серьёзно написана, что потрясла воображение юного натуралиста и запомнилась на всю жизнь. Лось стал его любимым персонажем, героем его рисунков, рассказов, а позже и скульптур. Может быть, сыграл свою роль и своеобразный интригующий момент: середина книжки была вырвана, окончание повести "Одинец" было уже использовано для розжига печи, и Сергей лет до 45 так и не знал, чем же окончилась так заинтересовавшая его повесть, пока не обнаружил эту книжку на каком-то из книжных развалов. Можно догадаться, что дочитал он повесть до конца, ещё до того, как приобрёл книгу…

Могутной и дерзкий

Впечатлениями от своих походов в лес Сергей обычно делился с учителем биологии Михаилом Ивановичем Шамановым. Это был необыкновенный человек, бывший военный лётчик, интересный собеседник с хорошим чувством юмора. Учитель и ученик могли часами разговаривать на разные темы: от повадок животных до серьёзных жизненных проблем. Учитель биологии был для Сергея словно родственник или старший товарищ, к которому он всегда шёл за советом или помощью.

Также, по словам Сергея, большое влияние на его становление как личности оказали и другие учителя школы № 4: учитель русского языка и литературы В. И. Галактионова, военрук А. И. Шевченко и физик Ю. П. Голдобин. Всех этих людей он до сих пор вспоминает с благодарностью.

— В 12 лет я был уже абсолютно самостоятельным человеком, — рассказывает Сергей. — бабка называла меня "могутной", значит, физически крепкий и самостоятельный, знающий точно, что ему нужно. Родители уходили на работу, и я оставался один. И свою самостоятельность я употреблял на походы в лес, бродил там, познавая естественную жизнь природы. Фуфайка с чужого плеча, резиновые сапоги, топорик за поясом — я был готов к любым неожиданностям. От Солдатчино до Дербеня по обеим сторонам Вороны нет ни одного места, где бы ни ступала моя нога.

Уже тогда я поставил себе цель — стать настоящим охотником, а не натуралистом, наблюдающим природу. А настоящий охотник должен уметь всё: и костерок разжечь, и стужи не бояться, и без куска хлеба обходиться. Воспитывать себя на преодоление. Я даже книги покупал взрослые: деньги на завтрак, что мне давали в школу, не тратились, аккуратно складывались, чтобы на них приобрести серьёзную научную книгу по охотоведению. Она мне была на тот момент очень необходима, и изучалась от корки до корки.

И я всё-таки стал охотником, хотя среди моего окружения, родных и знакомых, не было ни одного человека с ружьём. Но, видимо, сказалась генетическая память — от прадеда, дерзкого кубанского казака, пригнавшего когда-то вместе с женой табун лошадей для местного конезаводчика и так и оставшегося здесь навсегда.

В СШ № 4 мкр. Сахзавода, где учился Сергей Солдатов, в то время действовало школьное лесничество. Сергей был вторым по счёту школьным лесничим, и на областном смотре школьных лесничих занял второе место, что было для многих удивительно. Участвовал он и в деятельности дружины по охране природы во время учёбы в Воронежском лесотехническом институте. Его принципиальность и взрывной характер были знакомы всем браконьерам в округе.

В свои первые студенческие каникулы он отправился на Кавказ охранять Тебердинский заповедник, исходил горы вдоль и поперёк, в простых ботинках забирался на такие вершины, что бывалые альпинисты только крутили пальцем у виска (потом, правда, они же хвалили его за смелость и бесстрашие). Во времена студенчества Сергей познакомился с Василием Песковым, ведущим передачи "В мире животных", общение с которым также было очень интересно и поучительно.

Охоту не предлагать

После института и службы в армии Сергей вернулся в Кирсанов. Некоторое время он поработал инструктором Кирсановского горкома комсомола, но затем "натура взяла своё": никого не предупреждая, он отправился в экспедицию партии охотустройства "Союзгипролесхоз":

— Я здесь, в Кирсанове, ещё дорабатывал полгода, и никто не знал, что вещи мои уже отправились в экспедицию в Марийскую АССР. Так я стал охотустроителем, пешком протопал всю страну — от Западной Двины до реки Берёзовой в Ханты-Мансийском автономном округе, побывал в Казахстане и Киргизии. У меня порядка десяти полевых сезонов. Это была серьёзная проектно-изыскательская работа, на основании которой я собирал материалы для диссертации. Я и в аспирантуру поступил. Но события 1991-го года перечеркнули все эти планы. Пришлось выживать. У меня тогда было две перспективы: стать или браконьером, или рэкетиром…

Но ни браконьером, ни бандитом Сергей Солдатов не стал. В 1993 году он окончательно переехал в Кирсанов и десять лет отдал службе в силовых структурах: сначала в милиции, затем во вневедомственной охране. И все эти годы он не оставлял своё любимое занятие — резьбу по дереву. Участвовал в различных ведомственных конкурсах, занимал призовые места. А уж когда уволился со службы в 2003 году, переключился целиком на творчество:

— Я понял, что, если не выполню своё предназначение, не буду делать то, что должен, чем я и сейчас занимаюсь, мне это никогда не простится. Три года я почти не выходил из мастерской, сказав всем, что уезжаю. Постепенно наращивалось мастерство. И сейчас, хоть я и самоучка и не заканчивал художественного училища, мои работы признают в художественных кругах. Из последних достижений: моя конкурсная работа "Лось" заняла третье место в номинации "Охота. Традиции и современность" на XXI Всероссийской выставке-ярмарке народных художественных промыслов России "Ладья. Зимняя сказка-2016" в Москве. Для меня это высокая награда, если учесть, что в этой выставке традиционно принимают участие более полутора тысяч художников, представителей различных промыслов и индивидуальных мастеров почти со всех регионов России.

Однако, несмотря на название номинации, в которой работа Сергея Солдатова заняла призовое место, сам автор признаётся, что с охотничьей тематикой его работы не имеют ничего общего:

— Главный герой моих работ, конечно же, лось. Он либо один, либо в окружении других животных. Но человека с ружьём в моих работах никогда не будет, как бы ни просили меня об этом те, для кого я их делаю. Я и сам теперь больше не стрелок, в прошлом году из принципиальных соображений продал своё последнее ружьё. И работы мои изображают прежде всего сцены из жизни леса, без участия человека, момента охоты в них нет.

Единственная связь с охотничьей тематикой — оформление охотничьих трофеев и резьба по прикладу ружей, чем Сергей по просьбе знакомых иногда занимается. Но и там изображены сцены в жанре анималистики, человеку на них места нет.

“Творчество – материя тонкая”

Но чаще всего Сергей Солдатов изготавливает скульптуры из липы — материала, традиционно любимого резчиками по дереву. Липа податлива, легко отзывается на замысел мастера. Но есть сложности и здесь.

— Липа сама по себе светлый материал, — говорит Сергей. — А в скульптуре важна именно передача объёма с помощью теней и полутеней. В случае с липой это достигается применением морилки на уже готовой скульптуре. Чтобы представлять, какой получится работа после обработки, нужно воображение художника.

С художественным воображением у Сергея всё в порядке — иначе бы его скульптуры не получались такими выразительными. Они словно отлиты из бронзы, и люди, что берут их в руки, часто удивляются их лёгкости, ожидая ощутить в руках тяжесть металла. Причём изготавливает скульптуры Сергей без эскизов и экспериментальных образцов из пластилина или гипса, как это обычно принято у резчиков.

Вдохновение чаще приходит само:

— Я вообще не работаю по заказу. Любую работу делаю как для себя самого, и мне не столь важно, понравится ли она ещё кому-то. Творчество — материя тонкая, оно должно быть живым и нести какую-то смысловую нагрузку. Если начнёшь относиться к нему потребительски, ничего не получится.

Работы Сергея, к слову, пользуются спросом. Единственный момент, к непосредственному заказчику они обычно приходят безымянными, без указания автора, поэтому проследить их путь порой невозможно. Но, по крайней мере, судьбу некоторых из них Сергей знает — они были подарены известным и влиятельным людям, как в России, так и за рубежом. А глухарь, сделанный Сергеем, долгое время стоял в представительстве Внешторгбанка в Лондоне. Но признание, как и реклама, не нужны художнику. Для него, по его словам, главное не слава, а выражение творческой мысли, воплощённое в изготовленной им скульптуре.

У Сергея Солдатова собственная, неповторимая манера резьбы. Есть у него и своё "ноу-хау" — сувениры из так называемой "Русской серии": чаша в виде осетра и ваза в виде глухаря. Первые фото этих работ, выложенные в интернете, набирали в своё время по 2,5 тысячи просмотров в сутки. Интересовались многие, пытались повторить, но пока это никому ещё не удавалось.

— Для меня моё творчество — это не увлечение, а образ жизни, — подводит итог нашей беседе Сергей Солдатов. — Мне очень нравятся работы художника-анималиста Вадима Горбатова, они вдохновляли меня. Это, наверное, единственный на данный момент в России художник, которому не безразличны животные. Сейчас это направление почти забыто. Люди, которых я встречаю на моих выставках, знатоки искусства, часто говорят: я этого не видел с советских времён. Поэтому я рад, когда людям нравятся мои работы, — значит, в России это всё ещё кому-то нужно.

Фото автора

Автор: Наталия Шаталина

По этой теме: Сергей Солдатованималистмастер резьбы по дереву

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2320

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика