У нас в гостях "Заслуженный машиностроитель РФ", обладатель ордена "Знак Почёта", Почётный гражданин города Кирсанова Виктор Иванович Кувайсков, около тридцати лет возглавлявший Кирсановский завод текстильного машиностроения.
— Виктор Иванович, как вы оказались в Кирсанове? Ульяновская область, Кострома, Тамбов — это даже не рядом?
— После средней школы хотелось поскорее зажить своей, самостоятельной жизнью. Поэтому поехал с другом в Кострому поступать в институт.
Пришлось самому пробивать себе дорогу в жизни. Родители помогать не могли: я самый младший из пятерых детей, мать работала в колхозе, отец — инвалид войны. Поэтому я и учился, и работал. Вагоны, баржи приходилось разгружать: с арбузами, кирпичом, щебнем. Однажды чуть голову не снесло бревном, упавшим с вагона, но всё, к счастью, обошлось.
После окончания института с одним товарищем выбрали распределение в Тамбов, потому что там в то время учился мой школьный друг. А после года работы на Тамбовском котельно-механическом заводе выяснилось, что нас на самом деле "заказывал" Кирсановский завод "Текмаш", а при распределении произошла путаница. Так я попал в Кирсанов.
— Как вас встретил кирсановский завод?
— Это было самое начало развития завода. В 1958 году вышло Постановление ЦК КПСС, которое предусматривало большую реконструкцию нашего завода. Я немного поработал мастером механического цеха, затем занимал должности начальника технического отдела, заместителя директора, главного инженера, а потом и директора. Приходилось во всё вникать, все технические вопросы были на мне.
Реконструкция к тому моменту не была произведена, а производство машин уже было запущено. И мы собирали эти машины, можно сказать, на улице. Ни цехов, ни специального оборудования — ничего ещё не было. Это было сложное время. Некоторые запчасти, которые мы делали, при поступлении на текстильные предприятия уходили в брак — они требовали точнейших расчётов, а оборудования для их изготовления у нас тогда ещё не было.
Чтобы догнать производство, приходилось строить цеха. Построили механо-сборочный, заготовительный и эмаль-прессовый цеха, бытовой корпус со столовой на сто мест.
Объёмы производства росли из года в год. Расширялся ассортимент продукции, увеличивалось количество работников. К 90-м годам прошлого века на заводе было около 800 работников, а вообще в рамках реконструкции их было бы 1200 человек.
Для своих работников завод постоянно вёл строительство: детский сад на 140 мест (сейчас там детская больница), база отдыха на реке Ворона, где летом отдыхали более ста детей, дом быта, спортзал. Было у нас своё подсобное хозяйство, держали свиней, занимались растениеводством в Рачиновке.
— Слышала, многие шли работать на завод, так как давали жильё…
— Да, жилья мы строили много. Всего было построено около 500 квартир, и не только для своих работников: 10 процентов мы отдавали городу, эти квартиры получали работники бюджетной сферы.
ДОСЬЕ
Родился: в 1935 году, село Вешкайма Ульяновской области.
Образование: Костромской текстильный институт.
Семья: две дочери, пятеро внуков.
Награды: орден "Знак Почёта", медаль "Ветеран труда", звание "Заслуженный машиностроитель", звание "Почётный гражданин города Кирсанова", знак "За заслуги перед Кирсановом
В Кирсанове не было строительной организации, приходилось всё делать хозспособом. Это значит, всё делали сами: готовили специалистов, изготавливали оборудование. Даже стрелу для строительного крана делали умельцы на заводе.
Первый дом, на 70 квартир, мы построили возле вокзала: улица Советская, 20. А там плавуны, выкопали котлован метров сто длиной, он весь заполнился водой. Насосы работали круглосуточно. Откачали воду, засыпали в котлован вагонов шесть щебня — потом стали выводить фундамент. Вот в таких условиях строили.
Построив дома, мы столкнулись с проблемой: в городе не было канализации. Выгребные ямы не справлялись с нагрузкой, мы не успевали откачивать сточные воды, люди жаловались. Пришлось делать канализацию по улице Мира, Моршанскому тракту и до элеватора. Чтобы канализация не заиливалась, и в неё не проникали подземные воды, пришлось приобрести в Пензе специальные трубы, покрытые сверху стеклом. Они выглядели, как эмалированная посуда, только фиолетового цвета, 12 метров длиной, 35 сантиметров в диаметре. Сварили эти трубы, положили их на глубину шесть метров. Не знаю, как мы сумели это сделать, людям было трудно — но сделали, и освободились от этой проблемы. Потом к этому трубопроводу присоединили другие районы: авиатехколледжа, СОМ, МСО. И сейчас часть города пользуется канализацией, построенной заводом. Сколько времени прошло, а всё действует. И Терновский водозаборный узел был построен на средства, заложенные в программе по реконструкции "Текмаша".
— И реконструкция эта была завершена?
— Это моё самое большое разочарование. Реконструкция завода была делом моей жизни. По сути, я довёл её до конца. Главный корпус завода площадью в 10 тысяч квадратных метров был достроен, все коммуникации подведены, в цех завезено всё самое современное оборудование. Мы даже успели сделать пробный пуск. И тут — перестройка. Развал СССР. Разруха. Всё это, построенное с таким трудом, осталось без заказов.
Я пытался искать заказы во всех отраслях: от медицины до нефтегазовой промышленности, но всё это ни к чему не привело. Весь коллектив сплотился перед лицом трудностей, ждали, что будет лучше, но не дождались. А тут ещё здоровье моё пошатнулось, и в 2003 году я отказался работать дальше.
— На заводе сейчас бываете?
— Бываю, но для меня это тяжело. Всё, что создавалось таким трудом, разрушено. В заготовительном цехе разбиты окна, у главного корпуса рушится стена. Неприятно смотреть на это. Был завод всесоюзного назначения, выпускавший сложное оборудование для первичной обработки шерсти, поставлявший продукцию не только по СССР, но и в другие страны: Алжир, Египет, Чили, Кубу, Монголию, Китай. А сейчас этого завода нет, всего несколько цехов осталось. Грустно.
— А в чём сейчас находите радость?
— В общении с близкими и родными людьми. Очень люблю заниматься садом, в своё время прочитал много литературы по этой теме. Вообще у меня большая библиотека из полных собраний сочинений русской и зарубежной классики, которую собирал всю жизнь. А в работе… Жаль, конечно, что не сумел сделать всё, что запланировал, но всё же, думаю, я сделал для города достаточно много. Доказательство этому — все эти награды, которые, правда, не только мои — это заслуга всего коллектива нашего завода: прораба А. Е. Андрияшиной, главного инженера В. П. Гуськова, заместителя директора по производству А. И. Струсова, коммерческого директора В. П. Слащилина, заместителя директора по строительству Т. Ю. Хальзевой и других работников завода.
Фото автора.
".