Биография художника – яркая иллюстрация истории хохломского промысла 20 века.
Фёдор Андреевич родился 16 мая 1889 года в деревне Большие Бездели Костромской губернии (ныне д. Новопокровское Ковернинского района). Детство прошло в бедности. С 8 лет работал в душной мастерской, где горечь жгла глаза, грунтовал ложки и чашки. Ему было 10 лет, когда не стало отца. Чтобы заработать на жизнь, пришлось идти в работники. С утра до ночи выполнял самую тяжёлую работу, а получал гроши. Это было то время, когда местные богачи-скупщики за бесценок скупали хохломскую посуду, а потом её перепродавали. С детства в нём отмечали особые качества, выделявшие среди сверстников. В народе о нём говорили: "Вот парень растёт – и умный, и любознательный. За что ни возьмётся, всё в его руках спорится, всё горит!".
В юные годы Бедин всерьёз увлекался резьбой по дереву и столярным делом. Проявил себя высококвалифицированным мастером. Исполнил большую, сложную работу, над которой трудился целый год, – резной иконостас для Новопокровской церкви.
В 1910 году Бедина взяли в солдаты. До 1917 года был в царской армии. После революции, когда встал вопрос, за кого воевать, Фёдор Бедин долго не раздумывал: за Советскую власть! Вчерашний батрак и солдат царской армии стал красноармейцем. Воевал в гражданскую войну, а после войны целым и невредимым вернулся в родные края. Здесь в деревне уже налаживалась новая жизнь. Начали организовываться общественные мастерские. И Фёдор решил стать художником, на ту пору ему было 34 года.
Сознательно выбрал себе учителя – Степана Фёдоровича Красильникова. В мастерской знаменитого художника Фёдор с жадностью начал вникать во все тонкости работы. Незаурядный ум, особый талант, настойчивость помогали ему в быстрейшем достижении намеченной цели. Потребовалась только одна зима, чтобы он овладел всеми секретами росписи. Степан Фёдорович говорил: "Поверьте, из него получится большой мастер, имя которого будут знать повсюду". Это предсказание сбылось. Ф.А. Бедин стал одним из лучших мастеров хохломской росписи.
В 1928 году в Новопокровском образовалась общественная мастерская, Фёдора Андреевича поставили заведующим и одновременно мастером-инструктором по хохломской росписи, затем – инструктором по всем артелям, которые образовались тогда: Сёминской, Хрящёвской и Кулигинской.
20-30 годы были временем возрождения искусства хохломы и творческого становления промысла после тяжёлого кризиса, пережитого им в предреволюционный период; временем нововведений. Хохломские изделия стали пользоваться большим спросом, мастеров приглашали во все концы страны. Ф.А. Бедин участвовал во всех экспериментах, к которым привлекались хохломские мастера. В 1936 году работал на Дулевском фарфоровом заводе. Там он вместе с А.Г. Подоговым расписывал сервизы для парижской выставки. Хохлома на фарфоре была смелым экспериментом. По итогам выставки получил диплом 1 степени и золотую медаль. В Загорске создавал эскизы для клеёнки, тканей, керамической облицовочной плитки, жести.
Народные мастера привлекались к оформлению общественных интерьеров. Фёдор Андреевич принимал участие в декоративном оформлении Дворца пионеров в г. Горький, Дома отдыха в г. Сочи.
В 1935 году Фёдор Андреевич встречался с известным советским художником П.П. Кончаловским, который написал в мастерской Бединых картину "Хохломская роспись", где изобразил жену и дочь мастера. Эта картина хранится в музейно-туристическом центре "Золотая хохлома" в городе Семёнов.
Фёдор Андреевич входил в состав руководства межрайонного художественно-промыслового союза Ковернинского района Горьковской области, система которого объединяла все артели и промколхозы. Вспоминая о 30-х годах, Бедин говорил: "Много нового вносили мы тогда в роспись, не всегда то, что нужно, зато столько открыли ценного!". В 1940 году на совещании художников и мастеров прикладного искусства (по приглашению художественного института г. Москва) Ф.А. Бедина приняли в члены Союза советских художников).
Но… недолго пришлось цвести хохломе. Началась Великая Отечественная война. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Умолк оживлённый разговор в цехах. Остро встал вопрос подготовки кадров. В то время Фёдору Андреевичу было уже за 50 – его на фронт не взяли. Но он считал, что должен что-то делать, чтобы помочь своим землякам. Он проявил инициативу в открытии профтехшколы.
В 1943 году по решению областного промышленного Совета на базе Сёминской промартели "Хохломский художник" в д. Шабоши была открыта профтехшкола с двумя отделениями по подготовке художников, столяров. Фёдор Андреевич не только учил ребят росписи, но был и наставником, и воспитателем этих подростков. Чтобы быть ближе к своим ученикам, он часто оставался с ними в общежитии. Первый выпуск профтехшколы состоялся в январе 1944 года, было выпущено 58 художников.
У Фёдора Андреевича много учеников, среди которых он всегда выделял Ольгу Серову – Лушину. Она стала его последователем в росписи и заменила своего учителя на посту главного художника промартели им. Сталина, а затем и Сёминской фабрики "Хохломский художник". Несмотря на сложную экономическую обстановку, нехватку сырья, художники и мастера нашли в себе силы обратиться к художественной деятельности. В военные годы принимали активное участие в выставках. Фёдор Андреевич награждён медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.". Он не стоял в стороне от общественной работы, неоднократно избирался депутатом районного и областного Советов депутатов трудящихся.
50-ые были годами расцвета его таланта. Ф.А. Бедин входил в правление промартели им. Сталина д. Новопокровское, возглавлял художественное руководство. Эти годы для хохломского промысла характерны большими заказами из Москвы по изготовлению экспонатов для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки: комплект предметов для обстановки кабинета учёного, 17 большеразмерных ваз. Весь комплект составлял тематически единое целое: 15 республик в составе Советского Союза. Выточил эти вазы замечательный мастер Фёдор Харлампович Малышев, а роспись произвёл Фёдор Андреевич Бедин с бригадой молодых художников. На одной стороне ваз Фёдор Андреевич изобразил гербы союзных республик, а на обратной стороне воспроизвёл главные отрасли народного хозяйства. На большой вазе с одной стороны был Герб Советского Союза, а на обратной выполнен портрет В.И. Ленина.
Характерной чертой этого знаменитого художника был поиск нового стиля росписи, совершенствование орнаментов, соединение в них традиционной травки с ягодами и плодами. Искусствовед Т.И. Емельянова писала: "Бедина считают мастером орнаментов из мелкой изящной "травки", и, пожалуй, действительно в этой области нет ему равных. Никогда не повторяющиеся его травные композиции изобилуют ягодами, лесными и полевыми цветами…". Рядом с травными мотивами появляются иногда неожиданные – например, на детской мебели для выставки в Третьяковской галерее Бедин изобразил еловые веточки и шишки. Этот орнамент он повторил затем на круглой коробочке, поместив среди веток белку.
Искусствовед Вероника Вишневская, говоря о Бедине, приводила глубокие образные сравнения: "Бедин в хохломском промысле был тем же, чем Пушкин был в русской поэзии или Моцарт в музыке, – он мог всё!". Ф.А. Бедин не хотел идти за художниками конца 19-го – начала 20-го века, увлекавшимися трафаретной росписью. Он часто спорил с любителями "переплётов" и доказывал, что в такой росписи нет ничего живого.
– Нам нужно искать новые формы росписи, – говорил он. – Посмотрите кругом, сколько цветов, ягод. Ведь всё это мы можем использовать для нашей росписи… Я сам всё время учусь. Каждую веточку, каждый цветочек и злак посмотрю, всё интересное для письма собираю.
На родине хохломского промысла в МВЦ "Отчина" бережно хранятся работы известного мастера хохломы: ваза, блюдо, стол. Мастер любил расписывать изделия на пушкинский сюжет. В нашем музее есть детский гарнитур, написанный по мотивам поэмы "Руслан и Людмила".
Уйдя на заслуженный отдых, Фёдор Андреевич был частым гостем в цехах фабрики, Новопокровском клубе, где рассказывал молодёжи о развитии хохломы, о её традициях. Ежегодно к нему приезжали туристы из Горького, Москвы и других городов нашей страны.
У Бединых была крепкая дружная семья. Фёдор Андреевич и Евгения Митрофановна воспитали четверых детей: дочерей Александру, Анну, Лидию, сына Фёдора. В семье всегда царили мир и согласие. Старшая дочь Александра начинала художником, в военное лихолетье трудилась инструктором профтехшколы. По стопам отца пошла одна из дочерей – Анна Фёдоровна Балунова. Она посвятила всю свою трудовую биографию хохломскому промыслу. Обучалась в профтехшколе у своего отца. Имеет бронзовую и серебряную медали ВДНХ СССР.
В Новопокровском дом Бедина выделялся среди десятков других. Стоял он недалеко от клуба, на окраине деревни, и был в своём роде уникальным. Хохломскими узорами были расписаны наличники окон и карнизы, в палисаднике на высоком месте возвышалась модель аэроплана, искусно разукрашенная хохломской "травкой". Комната в доме Ф.А. Бедина была непохожа на обыкновенное помещение в деревенской избе. На столе возвышался деревянный самовар, расписанный под хохлому. Над столом висела нарядная самодельная люстра, по стенам – декоративные тарелки, разные скульптурки. Застеклённый шкафчик, на котором хозяин написал золотыми буквами: "Живи просто – доживёшь лет до ста".
Ю. Резчиков в своей публикации в районной газете "Вперёд к коммунизму" рассказывает о Фёдоре Андреевиче: он был приземистый, невысокого роста, с седой окладистой бородой. Сатиновая рубашка-косоворотка, подпоясанная шёлковой верёвочкой, тапки на босую ногу, – всё это как-то не вязалось с представлением о личности известного художника. А имя русского советского художника, лучшего мастера хохломской росписи Ф.А. Бедина занесено в Большую Советскую энциклопедию.
За творческий труд он награждён многими Почётными грамотами и дипломами. Ему объявлена благодарность с вручением премии от Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР (1934); награждён Почётной грамотой участника первой областной колхозной самодеятельности (1939 г.). Награждён двумя значками "Отличник промысловой кооперации СССР". Ударник производства.
Фёдор Андреевич ушёл из жизни 29 марта 1972 года, а вскоре сгорел и его живописный дом, в котором мог бы разместиться музей хохломы. Более полувека Фёдор Андреевич посвятил золотой хохломе. Это был человек с поистине неистощимой фантазией. Он внёс большой вклад в налаживание общественного производства, подготовку молодых кадров, обучил более 400 начинающих художников. Фёдор Андреевич Бедин остался в благодарной памяти земляков как талантливый мастер, наставник, чуткий и отзывчивый человек, который пользовался заслуженным авторитетом среди рабочих и односельчан. А его работы останутся навсегда уникальными, так как в них вложено не только мастерство, но и сила, красота души русской.
(По материалам краеведческой конференции)