В отличие от пионеров, в которые принимали всем классом, комсомольцами становились на индивидуальной основе. Для подачи заявления нужна была рекомендация одного коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее десяти месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если считали подателя недостойным вступать в ряды комсомольцев…
Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Подготовка к подобному собеседованию была долгой и волнительной. Перед ним тряслись так, как ни перед одной школьной контрольной. Заучивали Устав ВЛКСМ, имена всевозможных предводителей комсомола и партии, важные даты, а также (самое главное) обдумывали ответ на вопрос "почему ты хочешь стать комсомольцем?". Если кандидат проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет. Я вступила в ряды комсомольцев в 1989 году, учась в 8 классе тогда ещё восьмилетней школы.
Жизнь кандидатов в комсомольцы была очень насыщенной. В школе были созданы посты всеобуча, группы товарищеской взаимопомощи. Мы были готовы выполнять каждое комсомольское поручение: организовывали воскресники, убирали пришкольную территорию, помогали пожилым людям по хозяйству, таскали воду, рубили дрова. А ещё за хорошую учёбу мне доверили шефство над отстающими ребятами нашего класса.
Комсомольцы нашей школы шефствовали над участниками Великой Отечественной войны, семьями погибших воинов. Помню интересные встречи с ветеранами войны и труда, заставляющие задуматься о судьбе Родины и о тех, кто её спасал.
Школьная комсомольская организация мобилизовывала учащихся на ремонт школьных классов и мебели, благоустройство и озеленение пришкольной территории. Незабываемы сборы металлолома, макулатуры, лекарственного сырья.
А какой разнообразной была внеклассная работа! Проводили политинформации, акции, вечера, соревнования и конкурсы, диспуты, туристические походы. Раз в месяц проходили комсомольские собрания, на которых составляли план работы, заслушивали отчёты о проделанной работе, распределяли поручения, решали различные проблемы. Комсомол воспитывал у нас активную жизненную позицию, ответственность за свои поступки, серьёзное отношение к учебе. Большое внимание уделялось спортивной жизни.
Всё делали сообща: и работали, и отдыхали. Это были незабываемые, чудесные времена! С большой грустью и тоской вспоминаю те годы, которые так быстро и незаметно унеслись куда-то вдаль…
Ребята в нынешнее время даже не подозревают, что комсомол раньше был неотъемлемой частью жизни. Чтобы человек никогда не забывал, что было в его стране много лет назад, нужны уроки истории. Без прошлого нет будущего, и без комсомола не было бы того мира, в котором мы живём сейчас. Мои родители тоже с интересом вспоминают свою комсомольскую жизнь. Случайно увидев свои старые фотографии, вновь переживают моменты юности, которые уже не вернуть.
Кстати, работа в комсомоле, полученная практика мне пригодились, когда после школы я пришла старшей вожатой в родную "восьмилетку" (в дальнейшем - Ковернинскую среднюю школу №2), где пришлось заново организовывать детское общественное объединение. Наступили новые времена, а это, как говорится, уже другая история…
И. Исаева,
последний секретарь комсомольской организации КСШ №1