Гущин Н.А.
Гущин Николай Александрович родился 20 марта 1961 года в д. Глибино Ковернинского района. Учился в Сёминской средней школе, где начал заниматься хохломской росписью. Окончил Городецкое педагогическое училище (1976 – 1980 гг.), Московский заочный педагогический институт (1983-1988 гг.). Работал в Сёминской средней школе учителем рисования, черчения и трудового обучения, художником-оформителем. В 1985 году принят на работу художником творческой группы на Ковернинскую фабрику "Хохломский художник" (д. Сёмино), в 1987 году назначен главным художником фабрики (1985 -2003 гг.). 2005 – 2011 гг. – директор МУК МВЦ "Отчина" (п. Ковернино). В 1989 году принят в члены Союза художников СССР. В настоящее время является директором Нижегородского художественного училища.
С 1985 года Гущин Н.А. заявил о себе в профессиональном изобразительном искусстве, являясь экспонентом международных, всероссийских, региональных, областных и персональных выставок. Неоднократно представлял российское искусство за рубежом, демонстрировал приёмы хохломской росписи. За личный вклад в развитие изобразительного искусства, за благородный труд эстетического воспитания подрастающего поколения, за воплощение идеи сохранения традиций народного искусства и культурных ценностей в произведениях он отмечен почётным званием "Народный художник РФ" (2001 г.), Золотой медалью Союза художников России (2008 г.), Дипломом Академии художеств (2003 г.), Почётным дипломом (2008 г.) и благодарностями губернатора Нижегородской области, Благодарственным письмом Администрации Президента РФ Приволжского Федерального округа (2010 г.), Благодарственным письмом Государственной Думы ФС РФ (2010 г.), Государственной стипендией выдающимся деятелям культуры и искусства России (2007, 2009 гг.), почётной медалью "Патриот России" (2010 г.). В 2013 году вручен орден "Дружбы", является лауреатом премии Нижнего Новгорода. В 2019 г. ему присвоено звание – член-корреспондент Российской академии художеств.
На многих международных и региональных выставках декоративно-художественного и прикладного творчества Н.А. Гущин присутствует как активный участник и, вместе с тем, проводит популярные мастер-классы, представляя Ковернинский район, защищая честь хохломского промысла и продлевая жизнь народного искусства. В культурной жизни нижегородского края отмечаются большая роль и значение народного художника Н.А. Гущина, его активная гражданская позиция в вопросе сохранения и развития народного художественного творчества. Он пользуется почётом и уважением как у знатоков и ценителей народного творчества, так и простых граждан, своих земляков.
Декрет ВЦИК и СНК
Декрет ВЦИК и СНК – "О мерах содействия кустарной промышленности", подписанный В.И. Лениным и М.И. Калининым 25 апреля 1919 года. Хохломские кустари получили необходимую финансовую поддержку, сырьё, материалы. Мастера художественных промыслов были объединены в артели промысловой кооперации, ставшие новой формой организации труда. Художники переходили работать из тесных красилен в светлые и просторные общественные мастерские.
"ДЕРЖАТЬ"
"Держать" – это профессиональное выражение. Так же как придерживает, удерживает, направляет возница бег своего коня, так и художник всё время должен контролировать и направлять себя, чтобы не сбиться с пути. Умение "держать" композицию требует строгого чувства меры и сосредоточенности в работе.
"ДРЕВКО"
"Древко" – растительный узор (похожий на дерево) в окружении животных или с поющими на нём птицами располагается вертикально. Древо жизни – старинный и любимый народный сюжет, который нашёл отражение и в нашей хохломской росписи.
ДРЕВЕСИНА
Древесина – для изготовления изделий под роспись используются лиственные породы деревьев: осина, ольха, липа, береза. Мастера деревообработки выделяют липу. Она отличается однородностью прямослойной структуры, плотностью, лёгкостью и мягкостью в обработке.
Дурново А.Н.
Дурново А.Н. - московский художник, которого в начале 20 века пригласило Нижегородское губернское земство для художественного руководства кустарным отделом. Дурново ориентировался на модное в то время увлечение псевдорусским стилем и стилем "модерн". С именем Дурново связано появление в хохломской росписи нового стиля "славянская вязь", или "переплёт". Подражание орнаментам древнерусских рукописей. Сложные переплетения, искажённые и огрублённые. Писать такие рисунки по-хохломски, свободно от руки, было сложно. Поэтому в промысле началась работа по трафарету с механической обводкой непонятных для мастеров линий и форм, чуждых строгому народному стилю. Это "нововведение" оказалось неприемлемым для хохломы: у подлинных мастеров исконной школы росписи, принявших эстафету от многих поколений кустарей-самородков, не удалось убить художественный вкус к красоте. Острый на слово мастер Фёдор Андреевич Бедин иронично окрестил этот орнамент "кишечным", призвал других мастеров откреститься от него и вернуться к традиционной "травной" росписи. Как ни старался Дурново сломить строптивость узольских мастеров, художники остались непреклонными и продолжили старые добрые традиции травного письма.