Мозговой штурм
В понедельник во второй половине дня журналисты "районки" проводят рабочее совещание, где определяют темы и планы на два ближайших выпуска. Здесь задаётся вектор недельной работы – мы "мониторим" районные события, высказываем свои идеи, планируем необходимые поездки, ищем героев ближайших профессиональных праздников. Порой мы долго обсуждаем какую-то волнующую всех тему. Иногда спорим по поводу первополосного материала, который априори должен быть актуальным и значимым… Но это только лишний раз доказывает, что газета – коллективный труд: "Одна голова хорошо, а много - лучше!".
Выходим в "поле"
Получив задание, журналисты берутся за дело. Обзвон информаторов, договор о встрече, поиск подробностей в интернете… Интереснее всего получаются репортажи: вот ты на ферме – вырываешь подол у решившего его пожевать козлёнка; или у пчеловода на пасеке, отмахиваешься от беспокойных насекомых. А бывает - вбрасываешь шайбу разгорячённым хоккеистам или застрянешь в бездорожье на полпути в дальнюю деревню к оставшимся там очевидцам военного лихолетья… Всякое случается в нашей профессии. Главное – ухватить суть, подметить нюанс, прочувствовать ситуацию самолично. Тогда получаются действительно захватывающие истории.
Разговорить героя - крайне важно
В основе хорошего журналистского материала всегда лежит личный контакт с его главным персонажем. Надо не просто задавать заранее подготовленные вопросы – важно уловить момент, когда человек начинает "раскрываться"! И вот твой текст уже не о том, каков герой в профессии, а как он мастерски вырезает из дерева или закатывает умопомрачительно вкусные огурцы. Порой мы сами до конца не представляем, во что сложится полученная информация: будет ли это большое тематическое интервью или 10 строчек о конкретном достижении. Нам важно показать, что любой человек для нас значим, тогда и обратная связь будет крепче, а отклик получится душевнее!
Остановись, мгновенье…
Нам в редакции повезло – у нас есть свой фотокорреспондент. (Сейчас всё чаще эту функцию исполняют пишущие журналисты). Его задача – подметить самое неуловимое, разглядеть сущность процесса, понять принцип работы, чтобы выбрать правильную точку съёмки и ракурс. Для этого надо присесть, лечь, подпрыгнуть, выгнуться, залезть, подстроиться… Но, к слову, это не самое сложное. Хуже ломать голову, как сделать интересный кадр на скучных совещаниях-заседаниях, которые нужны для всевозможных обязательных отчётов. Но работа – она разноплановая. Кстати, нам повезло вдвойне: наш фотокор ещё и отличный водитель. Успеваем везде!
Мы пишем, пишем, пишем…
Момент "Х" для пишущего журналиста – собраться с мыслями и взяться за "перо". Здесь и сейчас ухватить единственно верные слова из тысяч витающих в голове, чтобы вовремя подготовить требуемый текст. Кому-то для концентрации нужна полная тишина; кто-то ждёт, когда снизойдёт Муза; кто-то настолько профессионален в своём ремесле, что умудряется и сам сочинить, и другого подтолкнуть в правильном направлении. Ведь, согласитесь, чётко и увлекательно изложить увиденное - это тоже своего рода искусство. И со всей ответственностью заявляем - не каждому оно подвластно. А ещё для журналиста очень ценен тот факт, что как летописец сегодняшней жизни района ты войдёшь в историю и, как бы громко это ни звучало, оставишь свой след на земле.
Редакционный "планер"
Кто первым видит газету в "комплексе", планирует – что и где разместить? Кто держит в голове огромный объём информации из "редакционного портфеля", чтобы подобрать из него необходимый материал и сложить пазл тематической полосы? Кто даёт оперативные задачи дописать нужный комментарий, факт, цифру? И это ещё не все обязанности ответственного секретаря… Иногда текст требуется наоборот ужать – но сделать это нужно по существу, грамотно, учитывая авторский слог. Иногда материалу надо дать "вылежаться" – и, бывает, он лучше "выстрелит". Здесь нужно иметь особое чутьё, многолетний опыт и стараться соблюдать правило "не навреди!". К слову, нам посчастливилось иметь в сегодняшнем коллективе "районки" такого профессионала, который всегда держит нас в тонусе!
Я художник, я так вижу…
Чем наполнить номер – определили, теперь надо решить вопрос "как?". За дело берётся верстальщик. Именно его художественный вкус определяет стилевую целостность полос. А ещё здесь просто жизненно необходима практика – только набив руку , можно с точностью до миллиметра рассчитать размер макета или шрифта, высветлить или затемнить фотографию, выставить процентовку "подложки"… Прошлогодняя потеря – в раннем возрасте из жизни ушел талантливый дизайнер Андрей Савичев – научила нас ценить время: теперь каждую свободную минуту мы стараемся изучать технологические нюансы программ компьютерной вёрстки. Надеемся в недалёком будущем порадовать читателей новыми элементами дизайна.
Реклама – двигатель прогресса!
То, что районные издания "выживают" во многом благодаря рекламе, – не секрет. С одной стороны – она занимает довольно много газетной площади и, поверьте, нам есть чем её заполнить… С другой стороны, так уж устроен человеческий характер – нам всегда интересно знать, как живут наши ближайшие соседи: кто празднует юбилей, кто что продаёт или отдаёт в добрые руки, кого уже нет с нами… А менеджер по рекламе должен аккумулировать эту информацию воедино, чтобы стройным столбцами выходили все наши поздравления, соболезнования, "продаюшки" и услуги. И при этом с клиентами необходимо всегда находить общий язык, быть "на одной волне", подсказать нужные слова. В общем, коммуникабельность – наше всё!
Работа над ошибками
Свёрстанные полосы попадают в руки корректора для необходимой правки. На данном этапе крайне важно найти и исправить опечатки, разного рода ошибки - от грамматических и стилевых до недостатков вёрстки. Бывают "задачки" и на эрудицию: мудрёные отчества в поздравлениях, даты - словно из следующего тысячелетия, лишняя цифра в номере телефона. Каждое слово в газете стараемся тщательно просматривать: подключены ответственный секретарь, заместитель редактора и непосредственно корректор. Про себя мы называем эту технологию "третий глаз". Сбои, конечно, бывают, но мы над этим работаем…
Мы – во всемирной паутине
Представить современную действительность без интернета невозможно! Вот и наша газета, шагая в ногу со временем, сейчас активно представлена в различных пабликах: электронный сайт на платформе "МояОкруга", социальные сети ВКонтакте и Одноклассники, Инстаграм. Контент варьируем: к объёмным материалам добавляем фотогалереи, которые просто физически невозможно разместить в печатном варианте; добавляем актуальную региональную информацию; периодически отражаем будни журналистов, чтобы показать подписчикам реалии нашей деятельности. Спорить, что важнее – газета или интернет – не будем. Стараемся действовать так, чтобы они взаимно дополняли друг друга. Время рассудит.
Хранитель казны
Никакая творческая работа не приносила бы удовлетворение, если бы выполнялась в условиях финансовой нестабильности. Да, сейчас для газеты непростые времена – по демографическим причинам подписчиков становится меньше; "бумаге" в поисках своего читателя приходится соперничать с вездесущей "цифрой"… Доходы газеты как учреждения падают. Но когда было легче? Главное, чтобы при таком положении дел журналист (читай: работник) был защищён по всем "трудовым" фронтам. Наш защитник – это главный бухгалтер. Благодаря её стараниям мы вовремя получаем зарплату, а иногда даже премию; уверены, что нас зря не потревожат контролирующие структуры. Наш главбух делает всё возможное и невозможное, чтобы коллектив смело смотрел в будущее!
И вот газета родилась…
Чтобы из электронной версии газета стала бумажной, должно пройти ещё несколько этапов с использованием целого комплекса спецоборудования. Газетные полосы выводятся на плёнку (своеобразную кальку), проявляются на металлические пластины, которые в свою очередь и устанавливаются в печатной офсетной машине. И вот процесс запущен: с одной стороны разматывается рулон чистой газетной бумаги, с другой – выходят уже нарезанные и сфальцованные (сложенные) полосы. Производство, надо сказать, завораживает… В руках появляется чуть влажный на ощупь и пахнущий краской свежий номер "Ковернинских новостей". Дело сделано, чувствуется некое удовлетворение от проделанной коллективом работы. Но… "вновь продолжается бой"! И мы идём писать, читать и верстать…