Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Азбука хохломы

Продолжаем наш краеведческий проект, рассказывающий о приёмах и мастерах хохломского промысла, о технике создания известной на весь мир Золотой Хохломы.

КУДРИНА

Кудрина – это разновидность фонового письма. Рисунки "кудрины" своими формами напоминают орнамент поволжской резьбы. Её мотивы, составленные из различных по размеру округлых золотых завитков, похожих на кудри, а кудри, согласно представлениям художников, - это признак красоты и счастливой привольной жизни. Объясняя значение слова "кудрина", старейший мастер хохломы С.П. Веселов привёл весьма известную народную поговорку: "От хорошей жизни и кудри вьются". Особенностью "кудрины" является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия. Исполнение орнамента "кудрины" начинается с расположения на поверхности изделия контурного рисунка из завитков. Завиток ложится плотно к завитку. Подводя фон под рисунок "кудрины", мастера могут окрашивать его в один или два цвета: чёрный и красный, красный и зелёный, красный и коричневый. Однако "золотой" цвет в её рисунках всегда преобладает, и это придаёт росписи особую колористическую звучность.

"Разживка" орнамента "кудрины", обычно более строгая и скупая, чем на рисунках "под фон", выполняется чёткими штрихами. У цветов намечаются контуры лепестков, а в силуэты лепестков и листьев вкрапляются яркие цветовые пятна. "Кудрина" более абстрактна, фантазийна, затейлива. Выполнение "кудрины" более трудоёмко, ответственно, не каждый хохломской мастер владеет этим видом письма.

ЛАКИРОВКА

Лакировка (лачка) После росписи изделие покрывают лаком (раньше олифой) и подвергают закалке в электропечах. В прошлом закаливали в обычной русской печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака, как известно, желтеет, а просвечивающий сквозь неё слой полуды отливает золотым блеском. Именно после этой операции хохломские изделия становятся поистине "золотыми". Когда мастер произведёт "разживку", все изделия снова покрывают лаком, чтобы придать ему прочность и блеск.

С 1953 года в хохломской росписи впервые начали применяться лаки и грунтовки промышленного производства. Впервые начали применять специальные лаки: С-4, С-6, С-8, 317, №75 и т.д. Существует специальный пищевой лак МЧ-52. В 70-е годы 20 века лакировка посуды стала осуществляться методом пульверизации, а мебели – лаконаливом. Эту операцию выполняет лакировшик.

ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ

Лауреат государственной премии им. И.Е. Репина. Этого высокого звания за создание высокохудожественных произведений прикладного искусства в традициях хохломской росписи удостоены три художника Ковернинского района: О.П. Лушина, А.Т. Бусова, О.В. Веселова. Государственную премию им. И.Е. Репина учредил в 1965 году Совет Министров РСФСР. Премия ежегодно присуждалась в 1966-1991 годах за произведения изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, декоративное и прикладное искусство, книги по искусствоведению). За годы существования лауреатами этой премии стали 197 человек. Награждённым присваивалось звание "Лауреат Государственной премии РСФСР", вручался Почётный знак и диплом. В 1991 году Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина была упразднена.

ЛУЖЕНИЕ

Лужение - загрунтованное изделие покрывают олифой и доводят до "слабого отлипа", чтобы к ней легко пристал серебряный порошок – полуда. Полуда — измельчённый в порошок металл. В старину полудой служило серебро. Серебро из-за своей дороговизны использовалось очень бережно. Серебряным порошком покрывали лишь узкие полосы на изделии. Остальная поверхность закрашивалась масляной краской. Потом следовала закалка в печи. Орнамент наносился уже после закалки. В 30-е годы 19 века уже встречаются изделия с целиком позолоченной поверхностью. Появление таких изделий свидетельствует о том, что в технике промысла произошёл переворот. Дорогое серебро в качестве полуды сменилось более дешёвым оловом. Расход порошка олова был очень мал. Фунтом олова (400 г), превращённого в порошок, покрывали несколько тысяч изделий. Сейчас используют алюминиевый порошок. Когда слой полуды просохнет окончательно, тогда и поступят на роспись серебристые, напоминающие металлические, заготовки изделий. Эту хохломскую операцию выполняет заготовитель – лудильщик.

ЛОЖКА

Больше всего требовалось ложек, без своей персональной ложки не мог обойтись ни один человек. Выделывалось сорок сортов ложек, имевших различную форму и окраску: с глубокими, средними и мелкими черпаками, с плоскими или обточенными гранёными и фигурными черенками. В названиях ложек нередко отражалось их название ("рабочая", "бурлацкая", "детская", "монастырская", "уполовник"); иногда указывалось на место изготовления ("семёнка", "пуреховская", "хохломская"); указывалось на характер отделки ("баская", "полубаская", "с рыбкой", "писанная", "лаковая гладкая" и так далее).

К концу 18 века на многих рынках России стала главенствовать нижегородская посуда (хохломская). Самая могучая ложка, на вид грубоватая, с толстой ручкой, которая оканчивается шариком – коковкой, зовётся рабочей (артельной). Дальше шла другая ложка – межеумок. Эта ложка на меже стоит, переходная. Она похожа на рабочую, но черпачок у ней поменьше и ручка потоньше. Писатель и этнограф С.В. Максимов писал о ложке-межеумке, что ею "вся православная Русь выламывает из горшка крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ". Дальше пошли ложки изящной работы. Тонкая ложка, детская ложка. Когда перестали хлебать из общего блюда и перешли на тарелки, то понадобилась другая ложка – полегче и с овальным черпачком. И она появилась. Её тут же назвали баской – красивой. Но мастера немного переборщили, сделав ложке слишком продолговатый черпачок. Когда они его укоротили и округлили, то получилось в самый раз. Ложку стали называть полубаской, она прижилась на долгие годы, став традиционной в хохломском промысле.

Ложка состоит из лопасти (черпак), черенка или ручки, коковки – круглое утолщение на конце черенка (конус коковки в хохломской росписи гранённый), мостика-гребня, который соединяет снизу лопасть с черенком и усиливает тем самым прочность в наиболее слабом месте, на изломе. В нашей местности ложки украшались скромными поясками из мелких чёрных звёздочек, оттиснутых с помощью штампика на золотом фоне; центр черпака отмечался "галочкой" - росчерком красной краски. Более затейливо – веточкой золотой "кудрины", листиком, обсыпанным бусинками ягод, или миниатюрным "древком" с мелкими округлыми листочками (орнаментом "под листок") расписывались "лицевые" ложки, которые насыпали в короба поверх остальных, чтобы "показать товар лицом". На тысячу ложек полагалась сотня "лицевых". В 19 веке ложки вдруг обрели популярность как своеобразный музыкальный инструмент.

В. Смирнова

Заведующая сектором МУК МВЦ "Отчина"

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 556

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика