Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

"От тепла сердец к теплу в Храме"

Издревле монастыри на Руси были местом молитвы за весь мир, паломничества, гостеприимства для странников

В нынешнем веке, когда Православной Церкви вернули разрушенные святыни, монастыри стали ещё и центрами хранения памяти народа.

Одно из красивейших мест Ковернинского района – обители, где сохранились памятники XVIII и XIX веков. Одна из таких – Белбажский Свято-Троицкий монастырь, сейчас ставший архиерейским подворьем Городецко-Ветлужской епархии.

Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 19.01.1999 года за № 8 комплекс Троицкого монастыря в селе Белбаж взят на государственную охрану как объект историко-культурного наследия (памятник архитектуры) регионального значения.

Скоро зима, а монастыри требуется отапливать. Сейчас на всероссийском сайте "Начинание.ру" размещен проект, по которому жители всей России и даже зарубежья узнают о жемчужине нашей земли. На сайте ведется сбор средств на отопление храмов, просим и вас не оставаться в стороне. Проект носит название "От тепла сердец к теплу в Храме". В благодарность за пожертвование, каждый сможет заказать молитву о своих родных. Вот адрес страницы сайта: https://nachinanie.ru/Project/Index/77974

"… Стали рвы копати, сваи бити и стены взводити"

На территории Троицкого Белбажского женского монастыря расположены три храма: во имя Святой Живоначальной Троицы (1725), Введения в храм Пресвятой Богородицы (1731), Нерукотворного Образа Спасителя (1815).

Название реки и села Белбаж (Беглаж) происходило от слова "беглец", ибо первыми жителями этих мест были беглые люди. Целью создания монастыря было обращение раскольников-старообрядцев в единую православную веру. При Владыке Питириме, получившем поручение обращать в православие керженских старообрядцев, был построен первый деревянный Троицкий собор. В 1720 году, будучи назначенным епископом Нижегородским и Алатырским, он благословил начать в монастыре строительство каменного собора. Документы (рукописные книги), связанные с этим событием, нашла и изучила нижегородский историк Ольга Дёгтева. В мае 1722 года "Москвитин подмастерье Лука Онофриев с мастерами стали под церковь рвы копати, сваи бити, и бут класти и стены взводити". Подрядчиками строительства были каменных дел мастер Лука Андреевич Анофриев (Свияженинов) и его брат Семён. Известно ещё о пяти церквах, которые возвели эти мастера в Москве и Подмосковье, но все они не сохранились.

В ходе строительства Троицкого собора выяснилось, что заготовленный для него кирпич непригоден — он вымерз: "…Кирпич делать подряжены были деревни Михайлова Кирило Михайлов Рысь да Пафнутовской волости Павел Панкратов, и тот кирпич худ был и в тех сараях морозом разорен".

В 1723 году балахнинец Аника Филиппов подрядился изготовить новый кирпич. А на следующий год подмастерье из Городецкой волости Филипп Савельев "с каменными мастерами белый камень тесали и стены клали… и своды в выпусках у трапез сводили". В 1725 году "…подмастерье Филипп, с мастерами, клал стены, церковные столпы апреля с 18 числа, и свели на церкве самого последнего осьмерика свод сентября 18 дня, а на своде шею отделали того же сентября 21 дня, извести изошло 54 творила". А в 1726 году он со своей артелью занимался обмазкой стен, а столяр Иван Яковлев "иконостас со святыми иконами ставил". Среди тех, кто писал иконы, был известный изограф Корнилий (? — 1731), в ту пору игумен Троицкого Кривоезерского монастыря. В более раннее время он создавал иконы для храмов Московского Кремля.

Питирим освятил Троицкий собор 4 июня 1726 года при настоятельнице Софии и казначеи Тавифе.

Первоначально храм имел продольно-осевую планировочную композицию по типу "корабль". Трапезная, четверик и алтарь были равными по ширине, а колокольня имела шатровое завершение.

Церковь во имя Святой Троицы (от которой и получил свое название монастырь) "зданием каменная, холодная, крестообразная, с куполом, трехъярусная с одной главой, с двумя приделами и колокольнею, снаружи побелена; в длину 14 сажен, покрыта листовым железом, выкрашенным зеленою краскою; над главным алтарем, трапезой и приделами четыре главы. Кресты на главах железные, прорезные, четырёхконечные с цепями, выкрашенными белой краской".

Написаны придворными живописцами Петра I

В Троицкой церкви был пятиярусный позолоченный иконостас с колонною и рентою, в нём были все иконы греческого письма и написаны, как гласили надписи на них, придворными живописцами императора Петра I игуменом Корнелием Улановым и его братом Василием. Из особо чтимых икон в Троицкой церкви были храмовая икона Святой Троицы большого размера, украшенная серебряной ризой с позолоченными венцами, обложенными камнями и жемчугом, подарена благотворителями; икона Воскресения Христова в серебряной ризе 84 пробы; икона Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе с позолоченными венцами, украшенная шестью аметистами и другими камнями; почитаемая за чудотворную икона Тихвинской Божьей Матери, в киоте из красного дерева. Венцы и оклад серебряные, украшена жемчугом и разноцветными камнями.

Об этой иконе говорили, что она привезена из Санкт-Петербурга одною купчихой, которой в видении было указано, чтобы она отправила эту икону в Троицкий Белбажский монастырь. Двухкратное избавление обители от пожара приписывают этой иконе. В память об этом ежегодно 26 июня – в день празднования иконы Тихвинской Божьей Матери – после литургии совершался крестный ход вокруг обители. Стены храма и трапеза расписаны изображениями Евангельских событий. Алтарь трехчастный с арками, украшен стенною живописью и пожертвованными разными благотворителями иконами.

Престол в алтаре продолговатый, над ним устроена деревянная позолоченная сень на четырёх позолоченных колоннах с куполом. С западной стороны храма устроена трапеза, притвор и возвышенная каменная паперть в несколько ступеней. Над нею в 1815 году при игуменье Софье Померанцевой построена вместо прежней шатровой новая трехъярусная каменная колокольня с пролётами, шпиль на колокольне обит листовым железом с вызолоченным яблоком и четырехконечным крестом. Колоколов на ней было восемь: из них большой весом 115 пудов, отлитый на Макарьевской ярмарке в 1807 году, другой, весом 51 пуд 7 фунтов, - семью годами ранее в городе Кострома, все прочие разного веса особых надписей и изображений не имели.

С южной стороны Троицкого храма в 1889 году при игуменье Маргарите пристроен каменный придел во имя Успения Пресвятой Богородицы на средства нижегородской купчихи Анастасии Андреевны Извольской. В иконостасе этого придела иконы написаны известным живописцем кинешемским мещанином Стрежневым. С северной стороны храма в 1810 году был пристроен таких же размеров каменный придел во имя Святого Апостола Иоанна Богослова на средства кинешемской купчихи Клеопатры Васильевны Талановой.

Подобным образом в рукописной книге описано и построение церкви в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы, описание которой можно найти там же:

"Церковь одноярусная с одной главой, вследствие пристройки по сторонам приделов – крестообразная. Иконостас нового устройства – с колоннами и резьбой, выкрашен под дуб, резьба, колонны, капители и карнизы вызолочены. В иконостасе все иконы греческой живописи. Печей в церкви пять, одна из них в алтаре".

Чудотворные иконы монастыря

Третья церковь на территории монастыря, в честь Нерукотворного образа Спасителя "зданием каменная, теплая, одноярусная, об одной главе, длиною семь, шириною три сажени, крыта железом". Церковь построена при игуменье Маргарите на средства кинешемской купчихи Клеопатры Талановой и Шуйского купца Дмитрия Корнилова. Наружный вид Спасской церкви полукруглый. К этой церкви с западной стороны пристроен каменный корпус братских келий, называвшийся прежде "больничный", а с южной стороны – в виде крыльца - небольшая каменная паперть.

Иконы местночтимые и почитаемые за чудотворные.

Таковых в монастыре было несколько. К уже упоминавшейся иконе Тихвинской Божьей Матери одна из наиболее почитаемых - икона Казанской Божьей Матери. Икона древнего письма, в ризе, расшитой жемчугом с разноцветными камнями с серебряным вызолоченным венцом в золоченом резном киоте за стеклом. Она находилась то в Троицком храме, то во Введенском, в зависимости от того, в котором из них совершалось богослужение. Икона пользовалась всеобщим уважением и обносилась по окрестным деревням в годины разных несчастий у крестьян. Рассказывалось о многих чудесах, совершавшихся от нее.

Монастырские стены хранили также четыре иконы с частицами святых мощей угодников Божьих. В первой иконе 16 частиц с подписями и изображениями святых: Василия Великого, Святителя Алексея, Священномученика Василия Анкирского, мученицы Анастасии Узорешительницы Апостола Андрея Первозванного, архидиакона Стефана, апостола Филиппа, Великого князя Владимира, Иоанна Милостивого, благоверного князя Александра Невского, Лазаря Четверодневного, первомученицы Феклы, великомученицы Варвары, благоверного князя Георгия Всеволодовича и преподобной мученицы Анастасии Римляныни.

Во второй иконе частицы мощей святых пяточисленных мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, священномученика Василия Анкирского и мученицы Марины.

В третьей иконе частицы мощей Гурия и Варсонофия, казанских чудотворцев. В четвёртой иконе частица мощей святой великомученицы Варвары.

Кроме этого, в монастыре был напрестольный серебряный крест со святыми мощами и четыре маленьких серебряных креста с частицами мощей священномученика Харлампия, преподобного Макария Египетского, Иоанна Многострадального, мученика Агафония, преподобной Ефросиньи и других.

Все вышеописанные иконы и кресты со святыми мощами были положены в особо устроенном подвижном киоте за стеклом и выставлялись за правым клиросом во время совершения церковных служб. В монастыре была богатая церковная утварь.

От прошлого к настоящему

После революции Троицкий Белбажский женский монастырь просуществовал до 1922 года. Тогда же, взамен монастыря, из числа сестер обители была организована сельскохозяйственная артель. В 1921 году, была создана специальная комиссия по ликвидации Белбажского монастыря. 31 апреля 1921 года данная комиссия вынесла постановление о том, чтобы два монастырских храма Троицкий (летний) и Введенский (зимний) передать в распоряжение монахинь, но с тем, условием, что "крестьяне ближайшей деревни своим входом в состав религиозной общины <...> дадут средства для содержания этих церквей и их причтов". Таким образом, два бывших монастырских храма стали приходскими церквями.

Все ценности и дорогие убранства были вывезены. Говорят, вывезли около 17 пудов золота (кресты, оклады икон, чаши). Троицкий храм на территории монастыря ещѐ действовал до 1929 года. За ним были закреплены жители деревень: Гавриловка, Невейка, Плоски, Парамоново, Рябово, Радость, Осиновка. Позднее в 1920-е годы на территории бывшего Белбажского монастыря были организованы различные деревообрабатывающие производства, общежитие для рабочих, детсад и больница.

Сейчас, когда ведется восстановление монастыря, важно не только реставрировать, но и сохранить для потомков памятники.

О. Безродная,

кандидат исторических наук, директор бюджетного учреждения культуры

Омской области "Музейно-выставочный комплекс "Моя история",

руководитель Исторического парка "Россия - Моя история",

исполнительный директор Омского отделения Российского военно-исторического общества

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 432

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика