Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

История прихода села Скоробогатова

Как отмечает в своей книге "На Сокольских горах" краевед А.М. Леднёв, Скоробогатовская волость вошла в состав нижегородских территорий в 1621 году довольно интересным образом.

В качестве вступления

Как отмечает в своей книге "На Сокольских горах" краевед А.М. Леднёв, Скоробогатовская волость вошла в состав нижегородских территорий в 1621 году довольно интересным образом.

В 1620-х годах у Нижегородского Дудина Амвросиева монастыря в этих землях на Узоле, в дремучих лесах появилась небольшая отдалённая от населённых мест "пустынька Скоробогатая". Имеет смысл процитировать источник – Писцовую книгу Дмитрия Лодыгина 1620-х годов: "… [дата утрачена] по государеве цареве великого князя Михаила Фёдоровича всеа Русии грамоте из Новгородские [чети] за приписью дьяка Савы Романчюко[ва] […] и по челобитью Амбросьева Дудина монастыря игумена Ионы з братею писцы Дмитрий [Васил]иевич Лодыгин, Василей Иванович Полтев, дьяк Дементей Образцов приписали [к] Нижегородцкому уезду к вотчине Дудина ж монастыря, что промеж Юрьевского уезду по Вол[ге], а позади государевых волостей Забор[ские]и Городецкие по реке по Узоле и по реке [по] Ширмакше да по речке по Андреевке и по иным [реч]кам, что были изстари уездом Городца [п]устого, а по государеву цареву и великого князя Михаила Фёдоровича всеа Русии указу тое вотчины в Юрьевце Повольском ничем ведати не велено, а ведать всем всяким доходы и судом, и […] со всякими угодьи [в]Нижнем Новгороде. Пустыня монастырь Пречистые Богородицы Скоробогатые на реке на Узоле, а в ней церковь Благовещение Пречистые Богородицы да предел Страстотерпца Христова Дмитрея Солунс[кого] Чудотворца древяна клетцки с папертью, а в церкви образы напрестольные на золоте… А церковь и в церкве образы и всякое церковное строение монастырское Дудина монастыря и в монастыре ж две келии, а около монастыря ограда замет. Да за монастырем двор монастырской, а живут в нём монастырские детёныши для монастырские пашни Дружка Степанов, Тимошка Осипов. Да церковных причетников: двор попов Поликарпа […веева], двор просвирнин, двор крестьяны, а под монастырем [пашни] и с тем, что припущено в пашню два починка: починок Корноухов, починок Выползов, пашни паханые на новолесные росчисти, и с тем, что припущено церковные земли 12 чет. Да мирские пашни. А пашут детёныши семьнадцать чети (четь, четверть – старинная русская мера земли, равнялась половине десятины (десятина – 1,09 га). – Прим. редакции), да крестьянские пашни три чети, перелогом дватцать четыре чети. И обоего пашни паханой и перелогу (перелог – земля под паром, часть земли, которая по выпашке покидается на отдых на несколько лет. – Прим. редакции) оприч церковные земли 44 чети в поле, а в дву потому ж. Земля худа. Сена по реке по Узоле тритцать копен. Лес большой черной…".

Кроме этой пустыни, Скоробогатовскую волость в 1620-х годах составляли 28 населённых пунктов. Жилыми из них было 26. Большинство их писец отнёс к категории починков и займищ "на льготе" – 17 новых поселений. Это хороший пример того, как обживались в XVII веке заволжские лесные территории. Площадь пахотных угодий, расчищенных среди лесов вокруг Скоробогатовской пустыни к концу XVII века, была совсем небольшой и составляла 764 десятины пашни.

Сам Дудин Амвросиев монастырь находился далеко от лесов по реке Узоле – на реке Оке, в Березополье. Его подробное описание дает Писцовая книга Дмитрия Лодыгина 1621 – 23 годов:

"… В Березопольском же стану, на берегу Оки реки, под увалом, в полугоре Амвросиев Дудин монастырь, а в монастыре церковь Успение пречистые Богородицы, древяна, на подклетех, верх шатром, о двунатцати стенах, а на передних стенах придел Сергия Радонежского чудотворца, а около церкви паперть … Да на монастыре ж храм святаго великочудотворца Николы, древянной, теплой с трапезой, а перед трапезою паперть … Да под монастырём на берегу у Оки реки храм древян Ильи Пророка, около его паперть, на подклетех, теплой, с трапезою, а под трапезою предел Василья Блаженнаго московскаго Чудотворца…".

При решении вопросов административно-территориального деления в примере образования Скоробогатовской волости можно усмотреть следующую закономерность: новые монастырские земли включались именно в ту административную единицу, где располагался владеющий ими монастырь – именно так могли образоваться "анклавы" Нижегородского уезда и в курмышских землях, и на территории Юрьевецкого уезда – в землях "пустого" Городца.

Владения Дудина Амвросиева монастыря, который сам располагался в Березопольском стане Нижегородского уезда на берегу Оки, не ограничивались только берегами реки Узолы рядом с "Скоробогатовской пустынькой". Ему же принадлежали населённые пункты в лесах вокруг села Соличного, на реке Ширмакше, образовывавшие "волость села Соличного", которая затем окажется присоединенной к Скоробогатовской волости. (Материалы, собранные А.А.Давыдовой).

Сам Амвросиев монастырь в свою очередь принадлежал Московскому Высокопетровскому монастырю, одному из древнейших в Москве.

Ему, после секуляризации 1764 года, перешли владения Амвросиева монастыря, о чём свидетельствует межевание от 1776 года. Вероятно, и церковь в честь иконы Казанской Божьей матери в Соличном была построена при непосредственном участии вышеуказанных монастырей.

Благовещенская и Троицкая церкви

До 1917 года в селе Скоробогатово действовало два приходских храма: Благовещенский и Троицкий. Первый храм - деревянный, шатрового типа - был построен в 1782 году, а другой, "каменный с таковою же колокольнею", в 1817 году. Оба храма возводились "тщанием прихожан и посторонних доброхотных благотворителей".

К 1901 году вокруг церквей была построена полукаменная ограда. Вне ограды для охраны храмов была построена деревянная сторожка (к 1917 году крытая тесом). Особо отведённого кладбища у прихода не было, и потому "тела умерших придаются земле при церкви".

В храмах было освящено четыре престола. В первой, деревянной, – один, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В каменной - три: в настоящей (холодной) - во имя Живоначальной Троицы, в тёплой трапезной части (в правом пределе) – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и в левом пределе – во имя великомученика Дмитрия Солунского.

Утварью Троицкий храм был снабжён не совсем достаточно, а "именно, подсвечников мало, в тёплых пределах одно паникадило; богослужебные книги имеются и хранятся в порядке, но многие из них ветхи".

По штату 1855 года приход состоял в III классе, и причта в ней было положено: два священника, дьякон, дьячок и пономарь. На их содержание, на 1881 год жалования казённого "получается по классу церкви 366 рублей". Настоятель получал 144 рубля, его помощник - 108 рублей, дьякон - 54 рубля, дьячок - 36 рублей и пономарь - 24 рубля в год. Вкладных банковских билетов в пользу причта не было, а поэтому было "содержание священно-церковно-служителей посредственное".

К 1901 году жалование священнослужителей не изменилось, но дополнительно "причт пользуется процентами с капитала в триста пятьдесят рублей, внесённого в пользу причта на вечное поминовение разными лицами, а именно: 50 рублей доктором медицины господином Крыловым <…>, 100 рублей – вдовой псаломническою, женою Евдокией Клевницкой жертвовано <…>, 200 рублей – вдовою, священническою женою Евдокией Васильковой. С означенного капитала причт получает процентов тринадцать рублей восемьдесят копеек в год".

По указу Св. Синода от 12 мая 1908 года, по новому штату в храме стали служить священник, дьякон и псаломщик. Жалованья священнику было положено 205 рублей 80 копеек, дьякону - 96 рублей 4 копейки и псаломщику - 65 рублей 84 копейки в год. Кружечных доходов за 1917 году было получено 1586 рублей 34 копейки. А также они пользовались процентами "...с капитала в 900 р., что были положены в пользу причта на вечное хранение". Имелись в пользу Скоробогатовской церкви и другие банковские вклады: "…100 рублей от вдовы священнической, жены Юлии Ширской, 300 рублей от Костромского нотариуса Павлина Михайловского, 200 рублей – гражданин (?) Орнатский, 200 рублей – жена дьякона Евдокия (?)". [Последние дореволюционные Клировые ведомости, хранящиеся в Костромской архиве, повреждены от пожара, поэтому не весь текст документов читается]. С означенного капитала причт имел дополнительный доход в 37 рублей 68 копеек.

Земли церковной у причта по Клировым ведомостям значилось: усадебной – 4 десятины 700 кв. сажень; пахотной – 38 десятин, 420 сажень; сенокосной – 4 десятины 60 кв. сажень, но "в натуре оной земли имеется не более 2-х десятин, прочие же 2 десятины, вследствие изменившегося течения реки Узолы, частию под нею, частию замыты песком". Землю эту, до национализации при советской власти, священнослужители обрабатывали сами.

Дома у скоробогатовских церковнослужителей были собственные, деревянные, построенные на церковной усадебной земле. При этом в документах отмечалось, что обустройство этих домов "...прихожане не считают для себя обязанностью, и на ремонт домов причтовых денег не дают". К 1917 году дома у священника и псаломщика деревянные, собственные, а дьякон проживал "на съёмной квартире".

По расстоянию от Костромской духовной консистории приход села Скоробогатова находился в 200-х верстах, а от местного благочинного - в 10 верстах. Ближайшие церкви находились в двух соседних сёлах: Ильинская - в селе Ковернино, в 10 верстах, и Христа-Рождественская - в селе Гари, в 15 верстах.

О. Барыкина

Продолжение следует.

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 627

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика