К предыстории вопроса
Краевед С.В. Сироткин, изучая материалы Российского Государственного архива древних актов (РГАДА), установил, что, вероятнее всего, территория дворцовой Рыбновской волости заселялась крестьянами дворцовых Заборской, Ячменской и других волостей Юрьевецкого уезда, а также дворцовой Юмохонской волости Суздальского уезда в последней четверти ХVII века. Видимо тогда же возникло селение Ковернино. Рыбновские починки вначале писались в составе Заборской волости, а затем, около 1710 года была образована Рыбновская волость того же уезда.
Первой сохранившейся переписью Рыбновской волости является так называемая "Ландратская перепись" 1717 года (ландрат (немец.) – в России в 1713-19 годах советник от дворян уезда при губернаторе. – Прим. редакции). В ней упоминается деревня Ковернино, а в ней 12 жилых дворов (54 муж. и 59 жен.) и 9 пустых дворов (РГАДА. ф.350 "Ландратские книги и ревизские сказки", опись 1, дело 474, листы 685-690).
Далее приводится описание новообразованной Ковернинской слободки, построенной не ранее 1714 года, в которой был сосредоточен управленческий вотчинный аппарат Рыбновской волости (принадлежала "тайному советнику генералу пленипотенцыару крикс-комисару князю Якову Фёдоровичу Долгоруково"). Там же, стр. 690: "Да при той же деревне Ковернине слоботка Ковернинская ж, построена вновь, а в той слоботке двор боярской, а в нём живёт приказной Захар Тиханов сын Седов 40 (лет), у него жена Марья Яковлева 20 (лет), у них сын Василей 5 (лет), у него ж конюхов… А в переписных книгах 1710 году оной приказной и конюхи з жёнами не написаны. Приказной прислан в тое вотчину на приказ после переписи в 1714-м году… (л. 691). Во дворе земской дьячек Михайло Михайлов 36 (лет), у него жена Наталья Семёнова 25 (лет), у них дочь Александра году, а в переписных книгах 1710 году оной дьячек не написан. В тое пору был на Москве боярской домовых дел в канцелярии для письма, а женился после той переписи… (л. 691). Итого в слоботке Ковернинской жилых дворов: боярской – 1, подъячской – 1 двор… всего мужска полу и женска 13 человек. Всего жилых 2 двора, изб харчевных – 12".
В переписной книге 1717 года приводятся также данные переписи 1710 года д. Ковернина: 22 жилых двора, 41 муж., 59 жен. (там же, л.689 об.).
Рядом с д. Ковернино в начале ХVIII века была отстроена церковь Илии Пророка с 4 дворами священно- и церковнослужителей. В 1717 году церковь, погост и дворы причта (состав церковнослужителей. – Прим. редакции) числились селом Ильинским, но в 20-е годы того же столетия храм был перенесён ближе к Ковернину и населённый пункт стал писаться селом Коверниным, а на прежнем месте церковном какое-то время жили бобыли. В 1720 году в составе причта находились: священник Пётр Михайлов 42 лет с сыном Григорием 9 лет, дьячек Василий Михайлов 19 лет, Пётр Сафонов 63 лет, дьякон Алексей Сергеев 22 лет, безместный (не имеющий места службы. – Прим. редакции) священник Матвей Михайлов 40 лет, пономарь Иван Иванов 40 лет с сыновьями Степаном 12 лет и Семёном 9 лет (там же. Оп. 3. д.195, л.382-об.).
В материалах первой (Петровской) ревизии "Сказки церковнослужителей, в том числе об утаенных, прописных, новорождённых, убылых Рыбновской и др. волостей Юрьевецкого уезда 1722 г." записано: "1722-го году сентября в 25 день по указу его Величества Петра Великого, Императора и Самодежца Всероссийского в канцелярии свидетельства душ перед господином маэром Леонтьем Макаровичем Протасовым Юрьевецкого уезду Поволского села Ковернина Рыбновской волости церкви Пророка Илии поп Петр Михайлов, слушав Его Императорское Величества Указ, каков дан ему, господину, из Нижего ис канцелярии ведение генерало-маэор Семена Андреевича Салтыкова, сказал по священству: в прошлом 1720 году в поданной сказке приходу моего старосты Василья Семенова написано у той нашей церкви попов два, дьякон один, пономарь – один, дьечек – один, детей их 7 человек, итого к той сказке написано 12 человек, а ныне у той церкви служю я, поп Петр один, а другой тоя церкви поп Матвей ныне по Указу Преосвященнейшего Питирима Епископа службы не действует, а окромя тех вышеописанных, которыя в помянутых старостине скаске написаны, ныне у меня прибылых и новорождённых, и церковных причетников в утайке никого нет, также беглых драгун и салдат, и матросов, и пришлых людей и у меня в доме при той церкви и у церковников никово нет, а буде я в сей скаске сказал ложно или детей своих и церковных причетников, а также и беглых драгун, и салдат, и матросов, и пришлых людей ково утаил и за ту указал бы Императорское Величество учинить мне под лишением священства и живота. К сей скаске ильинской поп Петр Михайлов руку приложил". (РГАДА, ф.350, оп.2, кн.207, л.43).
В ведомости 1765 г., поданной в Главную дворцовую канцелярию, приводятся сведения о ковернинских храмах Рыбновской волости: "В селе Ковернине две церкви деревянные бес пределов: первая во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, вторая – во имя Пророка Илии. При тех церквах колокольня деревянная. Оные в волостях все святые церкви и при них колоколни строены тех волостей крестьяны мирским подаянием". (РГАДА, ф.1239, оп.2, д.1574, л.242,254 об.).
Церкви Ильинская и Вознесенская
Перед Октябрьской революцией, к 1917 году, в Ковернино действовало два приходских храма: Ильинский и Вознесенский. Первая церковь была деревянная, построенная в 1754 году. Спустя годы, в 1846–1847 годах, Ильинский храм "за ветхостью" был капитально перестроен и отремонтирован. Другой храм — каменный, находившийся рядом с Ильинским, возвели в 1787 году (о чём было подано прошение 28 февраля того же года в Костромскую духовную консисторию). Прежде на месте Вознесенского храма стоял ещё более древний, деревянный (тёплый) храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1861 году вторую церковь также отремонтировали и расширили, как сказано в документах — "распространили".
Обе ковернинские церкви возводились и ремонтировались на средства прихожан, а также при помощи средств, получаемых от сдачи в аренду торговых весов, находящихся на сельской базарной площади и состоящих в ведении прихода начиная еще с 1781 года. В храмах было освящено четыре престола. В первой из них (тёплой) — один, в честь святого пророка Илии. В каменной — в честь праздника Вознесения Господня; в тёплой, трапезной части: на правой стороне (южной)— в честь Покрова Богоматери, а на левой стороне (северной) — в честь иконы Феодоровской Божией Матери.
Ильинская старинная церковь, будучи деревянной, внутри была оштукатурена и "раскрашена разными колерами", имела покраску стен и изображения святых. Каменная Вознесенская церковь на протяжении XIX столетия неоднократно ремонтировалась и благо украшалась. Известно, что в 1811 году церковным причтом был нанят крестьянин Тарас Васильев, родом из Кинешемской округи "вотчины его Высокоблагородия Алексея Алексеевича Нелидова, деревни Малого Жаждева". По контракту он вместе со своей артелью обязался "в оном селе Ковернине каменную Вознесенскую церковь всю изнутри и паперть обивши <…> по голому кирпичу выщекотурить самым лучшим искусным и прочным образом…". В июне того же года был составлен и другой контракт: с дворовым человеком тайного советника, действительного камергера и кавалера Александра Николаевича Голицина — крестьянином Иваном Филиповым. Согласно которому "...подрядился я, Филипов, Вознесенской их каменной церкви вызолотить иконостас..., а также золотить и колоны, и карнизы…". В 1813 году его работу по золочению иконостаса продолжил уже другой мастер. Это был дворовый человек Алексей Васильев, родом из Московской губернии, уроженец села Троицкого, крепостной его сиятельства графа Николая Петровича Румянцева.
В сентябре 1817 года с ковернинским причтом подписал контракт на работу крестьянин из села Парское Юрьевецкого уезда Костромской губернии, вотчины князя Василия Сергеевича Трубецкого — Андриан сын Матвеев Елховиков, чтобы "вылить мне к означенной церкви колокол в селе Ковернине весом оной не менее ста и пятидесяти пуд, из собственного их старост и прихожан к оному материала, как то штыковая медь, олова, кроме железа…". При этом, согласно контракту, Андриан Матвеев обязывался перелить два раза колокол, если "...оной выльется чем-либо недостаточен или голос его не понравится прихожанам".
При храмах стояла каменная колокольня и, как писали в клировых ведомостях, "все сии здания крепки и прочны и обнесены каменной оградой". Высокую каменную ограду делала в 1827 году артель каменщиков во главе с крестьянином из деревни Готовки Костромской губернии (вотчины господина коллежского советника Петра Яковлевича Козмина) — Петром Тимофеевым сыном Хватова, который по контракту был обязан построить "...у той церкви каменной ограды со святыми вратами, калитками и башнями…". По неизвестной причине в 1843 году часть церковной ограды с южной стороны разрушилась, а именно 18 её звеньев (пролётов) на расстоянии 38 саженей, и впоследствии место это было обнесено уже деревянным ограждением. К 1880 году Вознесенский храм и ограда были "крыты железом и окрашены медянкою" (покрашены зелёной краской).
Утварью и богослужебными книгами приход этот был "снабжён достаточно". При Вознесенской церкви имелась каменная сторожка для караула. На городской базарной площади стояла каменная часовня.
Приходское кладбище для погребения умерших находилось вне поселения и было обнесено с трёх сторон "каменною с железными решётками оградой, а с четвёртой стороны - деревянным забором".
О. Барыкина
Продолжение следует