Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Архимандрит Иувеналий

Настоятель Городецкого Феодоровского монастыря, сельский батюшка Ковернинского района, репрессированный и расстрелянный в 1937-ом, был уроженцем села Пурех.

В качестве предисловия.

В начале этого года, как уже сообщалось на страницах районной газеты, в стенах редакции районной газеты прошла встреча с краеведом из Москвы А.М. Ледневым, который подарил коллективу "КН" диск с фотографиями номеров уездной газеты "Ковернинская коммуна" - с 1920 по 1922 годы и районной газеты "Промколхозник" - с 1934 по 1937 годы (наш архив ведётся с 1938 года). Вместе с ним участие во встрече принял краевед А.В. Снегирев, рассказавший о работе над своей родословной. Среди его предков немало священнослужителей. Один из них – архимандрит Иувеналий. В тридцатые годы прошлого века он был приходским священником Успенской церкви с. Понурово, попал под репрессии. Сегодня мы знакомим наших читателей с материалом о нём.

Настоятель Городецкого Феодоровского монастыря, сельский батюшка Ковернинского района, репрессированный и расстрелянный в 1937-ом, был уроженцем села Пурех. Уже много лет пишет книгу о священнослужителях Сокольского района краевед Алексей Снегирев. Вот что он рассказывает:

- Работа основана на архивных документах, следственных делах репрессированных и воспоминаниях потомков; собрано много хорошего фотоматериала. Книга, которую я думаю завершить в ближайшие полгода, рассказывает о семьях духовенства периода богоборчества. И, конечно, о моей семье, также пострадавшей от репрессий. Мои предки по отцовской линии до революции все были священнослужителями. Служили в Сокольском и Ковернинском районах, в Макарьеве, Галиче, Нерехте, Юрьевце, а потом и за рубежом. Так совпало, что у матери в роду был тоже священнослужитель - архимандрит Иувеналий...

Одно из самых ярких впечатлений детства, которое оставило неизгладимый след в моей душе, связано с селом Пурех. Часто вспоминаю, как однажды дед Виктор Александрович Седов взял меня на колокольню Спасо-Преображенской церкви. Около пяти лет он работал там звонарём, почти сразу с момента ее "второго" открытия в 90-е годы ХХ века. Помню, что мне было немного страшно, конструкция лестницы казалась ненадёжной. В начале подъёма было как-то мрачно, сыро и прохладно, внезапно взлетали птицы. Зато когда мы поднялись на звонницу, нам открылась панорама родного села. Цепочки крошечных домиков вытягивались в улицы, и мне, ребёнку, думалось, что мы оказались прямо на небе. Вид сверху очаровывал, и восторг переполнил сердце, когда дед доверил мне, семилетнему мальчишке, позвонить в один из колоколов.

С Пурехом связаны и жизни моих родных. Несколько поколений их венчались, крестили детей и причащались Тела и Крови Христовой в том же самом храме.

Сам же мой дед - Виктор Александрович - был внучатым племянником архимандрита Иувеналия, который возглавлял Городецкий Феодоровский мужской монастырь в начале ХХ века. Огромный фотопортрет архимандрита Иувеналия в облачении занимал почётное место на стене зала дома деда. Дед с глубоким уважением рассказывал мне про нашего родственника, монаха, который, по преданию, пропал без вести. Спустя много лет, когда деда уже не стало, мне удалось получить архивные справки, а также уголовное дело архимандрита Иувеналия.

История его жизни

27 марта 1881 года в селе Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье кузнеца Осипа Фёдоровича Погодина (дети Осипа имели двойную фамилию Нюнин-Погодин. Мой прапрадед при венчании записан как Погодин, в других же документах и даже на памятнике - Нюнин) и его жены Анастасии Павловны родился сын. На следующий день при крещении в Спасо-Преображенской церкви он был наречён именем Иван. Восприемниками при крещении стали крестьянин Иван Фёдоров Аряшин и крестьянская девица Екатерина Васильева (ЦАНО ф.570, оп. 10, д. 919, л. 238 об. - 239). Сведений о молодости Ивана Осиповича не сохранилось, но известно, что основным родом деятельности в его семье было кузнечное ремесло, которым в совершенстве владели его отец, брат Александр и племянник Григорий.

Очевидно, и Ивану была уготована судьба сельского кузнеца, но русско-японская война, участником которой ему суждено было стать, резко изменила всю его жизнь.

С 1902 по 1906 он проходил службу во Владивостоке, имел звание старшего унтер-офицера. Во время войны дал зарок, что если вернётся домой живым, то уйдёт в монастырь, что впоследствии и исполнил. Приняв постриг в Городецком Феодоровском монастыре, он прошёл путь от простого монаха до настоятеля обители и получения чина архимандрита. Как годы воинской службы, так и время духовного служения архимандрита Иувеналия были крайне неспокойными. Начались репрессии. В 1928 году священнослужитель был выслан в Кировскую область. В 1931-ом за контрреволюционную деятельность был осуждён тройкой ОГПУ Москвы на 5 лет лагерей. Он освободился в 1935 году, и в ноябре 1936-го отправился в город Семёнов, где встретился с митрополитом Феофаном.

(Из Книги памяти Нижегородской области: Митрополит Феофан - Туляков Василий Степанович. Родился в 1864 г., г. Ленинград; митрополит Епархиального Управления. Проживал: г. Семёнов. Арестован в 1937 г. Приговорён: тройка , обв.: 58- 8, -11. Приговор: расстрел. Расстрелян в октябре 1937 г.).

Получив от митрополита назначение, направился к месту служения в Успенскую церковь села Понурово в Ковернинском районе. Так архимандрит стал приходским священником. Из показаний отца Иувеналия удалось узнать о его встрече с благочинным Григорием Денисовым, которому он твёрдо заявил, что готов принять смерть за Православную Церковь.

(Из Книги памяти Нижегородской области: Денисов Григорий Николаевич. Родился в 1889 г., Нижегородская обл., Ковернинский р-н, д. Раково; русский; священник с. Марково. Проживал: Нижегородская обл., Ковернинский р-н, с. Ковернино. В 1921 г., 1930 г., 1933 г. подвергался аресту. Арестован 7 августа 1937 г. Приговорён: тройка 8 сентября 1937 г., обв.: 58-10. Приговор: ВМН (прим. авт.: высшая мера наказания). Дело прекращено 18.12.57 г. Расстрелян 14 сентября 1937 г.).

Позиция Церкви, которой, безусловно, придерживался и сам архимандрит, была направлена на укрепление старой модели крестьянского хозяйства, что стало сильной преградой к коллективизации в данном районе. Так, в приходе отца Иувеналия насчитывалось 66 дворов единоличников и только 40 состояли в колхозе. Такое положение дел не могло нравиться властям.

18 октября 1937 года в квартире священника был произведён обыск, а батюшка арестован. Заседанием особой тройки управления НКВД по Горьковской области от 6 ноября 1937 года было вынесено постановление: "Нюнина-Погодина Иувеналия-Ивана Осипыча расстрелять" (приводится дословно). Приговор был вскоре исполнен.

В 1962 году свидетели по обвинению священнослужителя, значившиеся в деле, были повторно допрошены. Многие из них заявили, что таких показаний в 1937 году они не давали. Другие положительно отзывались о репрессированных священниках, фигурировавших в деле. Архимандрита Иувеналия, как записано в следственном деле, "осудили без достаточных к тому оснований", а постановление от 6 ноября 1937 года отменили за недоказанностью обвинения. В настоящее время место погребения архимандрита неизвестно.

Подготовила Татьяна Снегирева по материалам Алексея Снегирева

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 486

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика