Подоговы - потомственные красильщики из деревни Хрящи. Род свой они вели от деда Маркела, которого односельчане считали одним из первоначинателей хохломского искусства. Дело Маркела продолжил сын Григорий, а затем и внуки - Николай, Анатолий, Никандр, которые стали самыми известными в этой династии. У них была своя мастерская в д. Хрящи. Трудились они на городских купцов. А когда в 20-е гг. открыли художественный цех в Хрящевском промколхозе "Красный земледелец", перешли на работу в общественную мастерскую.
Творчество Подоговых имело большое значение для формирования хохломского орнамента 30-х гг. XX века. Они были приверженцами старинной "травки" и "кудрины", прекрасными знатоками традиционных мотивов росписи, при этом они постоянно стремились к новому, это было характерной чертой творчества братьев. Большую известность получила работа А.Г. Подогова "Весна", которая стала одним из существенных экспериментальных направлений в ковернинской хохломе, таком как поиски мастеров в области цвета. Здесь использовался приём "холодной" (незакаленной) росписи. Использовав мотив старинной композиции "древко", мастер поместил на серебристом фоне цветущее дерево черемухи. На тонких веточках, среди пушистых гроздьев белых цветов и свежей зелени листвы, - черные силуэты птиц, с раскрытыми клювами, растопыренными крыльями. Подогов отказался от золота, попробовал заменить его несвойственным хохломе серебристым фоном – ему хотелось создать нежный весенний колорит. Портал "Весна" был представлен на выставке "Народное творчество", состоявшейся в 1937 году в залах Государственной Третьяковской галереи.
Очень важны были работы хохломских мастеров в области мебели. Известны особенные стулья Подоговых – с головами коней, украшающими спинку.
Подогов А.Г. вместе с Бединым Ф.А. участвовал практически во всех экспериментах, к которым привлекались хохломские мастера. В 1936 году он работал на Дулевском заводе над росписью фарфоровых сервизов для Всемирной Парижской выставки, участвовал в освоении новых для хохломской росписи материалов – стекла, керамики, клеёнки.
Анатолий Григорьевич Подогов был призван на фронт Ковернинским РВК 12 июня 1941 года. Пропал без вести в декабре 1941 года. Его имя занесено в Книгу Памяти.
Работы Николая Григорьевича демонстрировались в Третьяковской галерее, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, на всемирных выставках в Париже и Соединённых Штатах Америки. Награждён значком "Отличник лесопромысловой кооперации", многочисленными грамотами и дипломами. В 1912 году получил на Макарьевской выставке серебряную медаль за роспись табурета.
Никандр Подогов отличался особым талантом, он был тонким знатоком хохломской технологии. Лучше других мог составить краски, сварить олифу. Был он замечательный "лачила" и свои знания охотно передавал молодым мастерам в Хрящёвском художественном цехе.
В. Смирнова,
Заведующая сектором МУК МВЦ "Отчина"