Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Азбука хохломы

Краеведческий проект.Продолжение.

Профтехшкола

Великая Отечественная война разрушительно отозвалась на жизни всей Советской страны. Суровым испытанием она стала и для хохломского промысла. Промысел уже в 1941 году резко пошёл на спад. В Новопокровском из 60 хозяйств ушло 40 человек; в Гордееве из 20 токарей – 18 ушли на фронт; в Сёминской артели из 30 столяров осталось пять. Тяжёлые утраты понесла Хохлома в годы войны. Не стало известных художников хохломской росписи, организаторов производства: Подогова Анатолия, Смирнова Нифантия, Цветкова Константина, Боронина Ивана, Красильникова Григория, Муравьёва Исая, Тюкалова Ивана, Киселёва Фёдора, Карпова Василия. Многие и другие мастера не вернулись с фронта. Не стало старейших из них А.М. Серова, Я.Д. Красильникова, С.С. Юзикова, И.Е. Тюкалова.

К концу 1942 года в производстве осталось незначительное количество людей, умеющих выполнять работы по хохломской окраске. Для того чтобы сохранить производство, нужно было решать основной вопрос – готовить новые кадры из молодёжи.

В 1943 году по решению Областного промышленного Совета на базе Сёминской промартели "Хохломский художник" была создана профтехшкола по подготовке художников, столяров. Директором профтехшколы был назначен Сунцов А.П., заведующим по учебной части – Власов И.В.; помощником по политической части, он же военрук, Набойщиков Ф.Г.; бухгалтером – Виноградова А.П. Поваром в профтехшколе трудилась Е.И. Новожилова. Курсантов набирали по желанию с разных деревень сёминской округи. В распоряжение профтехшколы было передано двухэтажное здание в д. Шабоши. В верхней части дома было организовано общежитие, внизу - столовая и Красный уголок. Профтехшкола имела подсобное хозяйство, где выращивали картофель и овощи для пополнения рациона трёхразового питания курсантов. Всем ученикам выдавалась одежда: костюмы, валенки и другие вещи. На каждого курсанта в день полагалось по 800 граммов хлеба. Лучшим ученикам платилась стипендия в размере 300 рублей.

Для обучения курсантов были поставлены лучшие мастера производства. По художественной росписи – Бедин Ф. А., по столярному производству – Бусов А.Т. Но особенно хочется отметить Фёдора Андреевича. Он не только учил ребят росписи, но был и наставником, и организатором, и воспитателем этих подростков. Чтобы быть ближе к своим ученикам, он часто не уходил домой после работы, оставался с ними в общежитии. Вечерами собирал вокруг себя, рассказывал им о старых мастерах хохломы, о том, как сам стал мастером, о своих поездках на международные выставки, показывал, как нужно создавать тот или иной орнамент. Федор Андреевич завоевал большую любовь и уважение своих питомцев. Они относились к нему не только как к мастеру и знаменитому художнику. Многие, особенно те, у кого отцы погибли на фронте, считали его своим отцом. У курсантов профтехшколы была возможность параллельно продолжать обучение в школе, многие успешно окончили 7 классов. Первый выпуск профтехшколы состоялся в январе 1944 года, выпущено: художников – 58, столяров – 24 человека. Выпускники школы были направлены для работы в промартели и промколхозы. За годы существования (до 1947 года) профтехшкола подготовила два выпуска молодых специалистов, всего 154 человека, из них 85 художников, 44 столяра, 25 токарей по дереву.

Благодаря молодым кадрам и ведущим специалистам, участвовавшим в обучении, хохломский промысел, который мог бы остаться без будущего, был спасен от полного затухания. Если до войны росписью занимались в основном мужчины, то после войны хохломский промысел оказался в женских руках, именно они стали основными художниками в нём. За годы Великой Отечественной войны в промысле сформировался большой, стабильный, профессиональный коллектив.

ПРЯНИК

В его основу положено соединение геометрического узора и растительного травного орнамента. Розетка, вписанная в ромб. Вокруг него мастер располагает изображения растительных побегов. Волнообразные, они то расходятся, то сливаются в единую ветвь, движение их плавно и бесконечно – у круглого предмета нет начала и конца. Иногда "пряник" укрупняется, а по бортику, как перья сказочной птицы, смело брошены вихрящиеся мазки, бегущие в одном направлении. Их стремительный ритм контрастирует с неподвижностью центральной фигуры. Строгое сочетание красного, чёрного, золота усиливает это впечатление. Хохломские мастера бережно сохранили древнейший орнамент со знаками языческой солярной символики. Ромб или квадрат означают символ земли, плодородия, круг – солнце, свет.

Птица

Птица – один из самых любимых образов декоративно-прикладного искусства. Жар-птица – живой образ, к которому обратились мастера хохломской росписи. Птица символизирует тепло и свет, является предвестником урожая и богатства. Хохломская птица яркая и богатая в своем "убранстве" — пышный хвост и гребешок, сочные цвета, изящная форма. Это не робкая пташка, присевшая на ветку дерева, а царица птичьего мира, живое существо, способное выполнять желания, делать предсказания, нести особые вести.

РЕЗЧИК ПО ДЕРЕВУ (резьба по дереву)

Резьба по дереву — разновидность декоративно-прикладного искусства. Древесина относится к излюбленным материалам русского человека. Труд резчиков по дереву ценится до сих пор. Говорить с деревом и слышать его, преобразуя кусок дерева в изящные формы – вот задача резчика. И от того, насколько чутким мастером он является, зависит чистота, тепло и красота будущих творений.

Резчику необходимо иметь развитый художественный вкус и чувство гармоничности композиций. Резчик должен уметь представлять итоговый результат своей работы, создавать эскизы, а также корректировать свою задумку в процессе исполнения.

Для резьбы используются липа, осина. Основной инструмент резчика по дереву: топор - большой и малый (топорище длинное или короткое), тесло (несколько, разных размеров для вырезания больших и малых форм), ножи (разные по длине лезвия), резцы (разные по диаметру полукруга резца), трубка, клюкарза (прямые и изогнутые), пилка (ножовка).

Резной инструмент – кованный, изготавливают на заказ в г. Семёнов на предприятии "Хохломская роспись". В Сёмине изготавливали инструмент только для токарного производства.

Процесс вырезания (выдалбливания) начинается с распиловки древесины на кряжи (раскряжовка) электро- или бензопилой. Дерево распиливается на кряжи длиной 60-70 см, затем снимается кора. Намечается будущее изделие на кряже – обкалывание по готовому шаблону или прорисовка с помощью карандаша и линейки. Дальше идёт запиловка с помощью пилы, обрубка запилённой заготовки топором - первичная грубая обработка дерева (снимается всё лишнее), затем работа теслом и ножом – более чистовая обработка. Затем резчик переходит к работе клюкарзой (раньше использовали только резцы) – с помощью этого инструмента выбираются стенки внутри будущего изделия. После клюкарзы идёт работа резцом – подчищается внутренняя поверхность изделия, выбирается дно. Когда работа окончена, идёт просушка полученной резной заготовки и шлифовка (сначала крупной, а затем мелкой шлифшкуркой).

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 561

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика