Крепкая, несмотря на вековую историю, величественная, невзирая на полное запустение, и совершенно отрешённая – рядом нет ни одного дополнительного церковного строения. Мой интерес подогревало ещё одно обстоятельство: в интернет-источниках я так и не смог найти точной информации о происхождении колокольни. Недолго думая, за ответами на все свои вопросы я обратился к уважаемым краеведам. И на этот раз моими экскурсоводами в историю этого заинтересовавшего меня "таинственного" объекта стали краевед, член Союза возрождения родословных традиций О.С. Барыкина и мой давний друг - почётный краевед Ковернинского района А.А. Балдин. И вот, что мне стало известно.
Оказывается, по ревизским сказкам (ревизские сказки – документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в XVIII – первой половине XIX веков, проводившихся с целью налогообложения. - Прим. ред.) самая первая церковь (зимняя) в честь святителя-чудотворца Николая Мирликийского была построена в д. Филино в 1773 году. В 1782 году в России состоялась четвёртая перепись населения (четвёртая ревизия), в результате которой деревняФилино стала называться селом Большое Филино и вот почему: дело в том, что зимняя церковь была построена между двумя ревизскими сказками – третьей и четвёртой ревизией. Именно тогда, когда стали совершать четвёртую, и обнаружилось, что в Филине была построена церковь. А раз церковь стоит, значит, деревню уже следует называть селом. Так, деревня Филино превратилось в село Большое Филино, которое даже называлось Николино (или Николёно)-Филино в честь Николая Мирликийского.
Спустя время, в 1850 году, была построена летняя церковь.Оба приходских храма возводились "тщанием прихожан", то есть на их пожертвования. Зимняя постепенно приходила в ветхое состояние. Новая церковь с престолом в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня была освящена в 1854 году. Престольным праздником на селе стал Николин день. Кстати, и сегодня в некоторых деревнях, входивших в приход села Большое Филино, он так и остался – 22 мая и 19 декабря. В остальных же деревнях, таких, как Дёмино, Филино, Чащиха, Гарель, Мурени, праздником стало 27 сентября – день Воздвижения Креста Господня.Тогда обе церкви ещё были действующие. Летом молились в летней, зимой – в зимней. В 1912 году был разработан новый проект, согласно которому должна была быть построена уже каменная церковь и каменная колокольня. Но до революции успели построить только колокольню. В 30-х годах Филинская церковь была закрыта. Со временем она развалилась, а колокольня так и осталась.
Вот, как подробно об этом рассказываетОльга Сергеевна Барыкина:
"К 1917 году в селе Филино находились два деревянных храма: Крестовоздвиженский (летний) и Никольский (зимний). До революции приход этот относился к первому благочинию Семёновского уезда. Первый храм был построен здесь в 1850 году, а освящён спустя несколько лет – 11 сентября 1854 года. Вторая церковь была построена в 1773 году.
В приходских Клировых ведомостях XIXвека про Филинские храмы писали: "Зданием деревянные; холодная на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею, окрашенная краскою на манер каменной (покраска фасадов под кирпичную кладку - Прим. авт.), крепкая. Есть ещё церковь деревянная, весьма ветхая, но в ней, кроме Святого Престола,утвари никакой не имеется".
Ветхая Никольская церковь, о которой в пятой ревизской сказке за 1795 год записано так: "села Урлина, Филино тож, бывшая в четвёртую ревизию двухприходною, при разборе1784 года учреждённой одноприходною, после того ж по соизволению Преосвященного Домаскина епископа бывшаго Нижегородского так и учинённой и ныне состоящей двуприходною же Святителя и Чудотворца Николая…".
В середине XIX столетия Крестовоздвиженская церковь, видимо, была уже отапливаемая, имела металлическую кровлю и в ней богослужения совершались круглый год. Филинский приход не был богатым, так как в нём проживало много раскольников. Поэтому все иконы и утварь находились в одной церкви. В Клировых ведомостях священнослужители отмечали, что: "при церкви имеется ветхая церковь, не имеющая иконостаса и полов, ветхая сторожка и каменная ограда. Утварью и ризницею снабжена недостаточно. Также имеется недостаток и в облачениях: на престол и жертвенник, в одеяниях на аналои, подсвечники и лампады".
На 1875 год Филинский церковный причт состоял из одного священника и двух псаломщиков. А спустя десять лет в штате было уже два священника и два псаломщика. На 1893 год – два священника, диакон и два псаломщика. На 1902 год был тот же штат, но "дьяконское место числится временно прикрытым, за неимением помещения (видимо, жилья для диакона не было – Прим. авт.)".
При Крестовоздвиженской церкви было три десятины усадебной земли. Имели священно-церковнослужители ещё пахотную и сенокосною землю в размере 33-х десятин. Некоторую часть этих наделов они обрабатывали сами и при этом в архивных документах отмечали, что: "по каменисто-песчаному грунту в аренду не отдаётся, к хлебородию не очень удобна".
На 1875 год дома у священно-церковнослужителей были собственные деревянные, стояли на церковной земле. К 1885 году у одного священника и псаломщиков собственные деревянные на церковной земле. А у второго священника – общественный, деревянный, на церковной земле. На 1902 год – у одного священника общественный, новый деревянный дом, у другого – церковный, пожертвованный крестьянином Пикуловым, ветхий. Псаломщик же имеет собственный, а диакон проживал в ветхом общественном доме.
Согласно записям в Клировых ведомостях на 1909 год: у священника Николая Парамонова был деревянный дом общественный, построенный в 1902 году, а диакон (на псаломнической вакансии) Захарий Цветков проживал в церковном доме, который был пожертвован приходу в 1903 году крестьянином Венедиктом Павловым Пикуловым.
Метрические книги и исповедные росписи хранились при Крестовоздвиженской церкви, начиная с 1812 года, а копии с циркулярных предписаний Нижегородской духовной консистории – с 1847 года.
В 1892 году при храме была построена церковно-приходская школа "на средства, отпущенные генерал-лейтенантом Анненковым из сумм, состоящих в его распоряжении на предмет общественных работ".
На 1902 год в этой школе обучалось 20 мальчиков и 18 девочек. Законоучителем состоял приходской священник Стефан Фигуров, а учителем – крестьянский сын Михаил Флегонтович Бровкин. На 1909 год в школе уже 25 мальчиков и 12 девочек. Законоучителем состоял священник Николай Парамонов, а учительницей Клавдия Михайлова Остроумова.
В июне 1912 года прихожане подают прошение в Нижегородскую духовную консисторию с просьбой разрешить им построить при Крестовоздвиженской церкви новую каменную колокольню и произвести "сломку ветхой деревянной церкви". Проект колокольни был рассмотрен и одобрен в Строительном отделении Нижегородского губернского правления 4 июня 1912 года. Колокольню построили в 1912 году, а старый Никольский храм так и не был сломан.
В мае 1926 года были выполнены обмерные (фиксационные) чертежи двух храмов села – Крестовоздвиженского и Никольского. Благодаря данным чертежам сегодня возможно представить облик обоих филинских храмов.
Летом 1938 года на пленуме сельсовета и колхозного актива было вынесено решение о том, чтобы Крестовоздвиженскую церковь в Филино закрыть и "потребовать от президиума сельсовета ускорить переоборудование из церкви клуба и организации вокруг клуба парка". Затем президиум Ковернинского райисполкома принимает аналогичное постановление о закрытии Филинского храма. Из протокола от 27 июля 1938 года: "1) <…> просьбу граждан селений Большое Филино, Дёмино, Мурени, М. Карпово, Гарель, Колесниково, Гришино, Лукино, Авдонино, Грачиха, Малахово о закрытии Филинской церкви – удовлетворить. 2) Средства в сумме 1100 рублей на переоборудование Филинской церкви под клуб разрешить сельсовету израсходовать из средств самообложения …".
В архивных документах сохранилась пояснительная записка инженера Адучаева к проекту переоборудования Крестовоздвиженской церкви села Филина Ковернинского района Горьковской области: "…церковь деревянная, построена в 1868 году, которая по своему расположению и состоянию вполне отвечает для переоборудования в сельский, колхозный клуб. Алтарь, расположенный 0,5 м, <…> который может служить сценой, и для переоборудования не потребуется большой затраты средств. Восточный зал можно использовать для зрительного зала вместительностью 70-80 человек, западная зала требуется использовать под фойе и буфет. Переднюю комнату под раздевалку".
Составил он пояснительную записку и по зданию старой Никольской церкви. "При осмотре в натуре оказалось: церковь построена 250–300 лет тому назад, которая от давности лет пришла в ветхое состояние, половые балки подгнили, и пол просел,ввиду чего при скоплении народа в данном помещении может получится авария с человеческими жертвами" . Инженер Адучаев сделал вывод, что переоборудование церкви в культурное учреждение "непригодное , как и непригодное для совершения тех или иных религиозных обрядов, по тем же обстоятельствам".
В дальнейшем решение о закрытии Филинской церкви было утверждено постановлением Горьковского облисполкома от 11 ноября 1938 года. А 1 декабря того же года секретарь Ковернинского райисполкома об этом объявил приходскому церковному совету в лице двух местных жителей: Метелькова Якова Васильевича и Зерновой Анны Семёновны.
Однако, по воспоминаниям старожилов села, Крестовоздвиженский храм так и не был переоборудован под клуб. Новый клуб был построен чуть позднее, находился он между селом Филино и деревней Дёмино, а в самих храмах долгое время было зернохранилище. В 1960-х годах рухнул Никольский храм и был разобран на дрова, а в 1970-х Крестовоздвиженская церковь пришла в негодность и впоследствии рухнула. Осталась только каменная колокольня. В наши дни, в престольный праздник 27 сентября, на месте утраченного храма проводятся праздничные богослужения.
Исследовательская работа по Филинским храмам и её священно-церковнослужителям продолжается".
Аркадий Мимоходов