". Нет дороже места, где ты родился и вырос. Для меня – это мое родное село Шаверки. Здесь родились мои мама и папа, здесь жили их родители. Здесь вот уже более пятидесяти лет живу и я. Каждый день хожу на работу через все село. И проходя по улице, я вижу то, что в последнее время строится много красивых домов. Строят дома мои земляки, живущие в селе, и те, которые когда-то его покинули. В наших силах сделать наше село краше и лучше. Оно и делается красивым. Благодаря жителям села Шаверки родное село превратилось в "райский" уголок, жизнь в нем наполнена активностью и смыслом.
Проезжая по трассе Ковылкино – Краснослободск, поверните направо и через село Шаверки загляните в это место. Расположенное на взгорье, смотрится оно, как великан, твердо стоящий на ногах-порядках, раскинувший для приветственных объятий руки-улицы. Вас встретят чистые, ухоженные улицы, палисадники с цветами, яблочно-медовый запах из садов-огородов. И живут в этом селе добрые, заботливые, интересные творческие люди, руками которых и творится эта красота. Не случайно же, что это место облюбовали его первые поселенцы.
Исторические вехи села
В 14 километрах от города Краснослободска, вверх по течению реки Мокши, расположилось старинное русское село Шаверки. Его основали служилые люди как один из сторожевых пунктов для охраны юго-восточных рубежей Руси от набегов орды. Точную дату его основания установить уже невозможно. Но в переписи 1629 года краснослободских земель ключником Федором Малым описаны и принадлежащие шаверским жителям земельные угодья "от Тенишевских татаровей до Мамолаевской мордвы". В 1653 году сюда была привезена и установлена церковь во имя Архангела Михаила, заплачены все полагающиеся налоги, и населенный пункт стал селом.
В конце 17 века дворцовое село Шаверки входило в состав Краснослободского присуда. Шаверки вначале находились у подножия холма на берегу Мокши, а со временем из-за неудобств жители переселились на гору, "когда вода подступать стала".
К началу 18 века его жители были переведены из служилых людей в государственные крестьяне. Платили налоги: рекрутская повинность (с 4 дворов 1 человек), покосные, тягло, подушные, драгунские, некрещеные платили двойной налог. В 1710 году в селе по ревизским сказкам был записан 31 двор с 132 душами.
Летом 1774 года на территории района развернул действия отряд пугачевца Петра Евстафьева. Наши земляки не остались в стороне от восстания, недаром по приказу графа Панина на Шаверской горе были поставлены виселицы с пугачевцами, они были видны на 20 верст окрест. Для устрашения населения казненные висели долгое время. И. Н. Беляев в середине 19 века писал: "И доселе толкуют, как эти бунтовщики в длинных белых рубахах в продолжение нескольких месяцев висели на своих петлях и как ветер, раскачивая их, придавал им особенно страшное, таинственно-гробовое значение, преимущественно в лунную ночь и на заре. Лишь в начале июня 1775 года было приказано убрать виселицы, поставленные осенью 1774 года".
250 лет прошло с той поры, но коренные жители села из поколения в поколение передают рассказы о тех событиях, как и легенду о "золотой лодке" с сокровищами, спрятанными восставшими в окрестностях села.
Народная память хранит рассказы об избушке разбойников "на железных столбах". Разбойники грабили проходившие обозы и прятали добычу в глухих оврагах. По воспоминаниям старожилов, крестьяне боялись их и работать в полях ездили большими группами.
В 18 веке крестьяне сел Шаверки, Ефаево и Тенишево совместно владели землёй, всей пашни за ними было 1446,7 десятин, лугов - 534 десятины, на одного человека выходило по 2,25 десятины пашни. Урожаи на неплодородной почве были низкими, и прокормиться было очень непросто. Поэтому одни уходили на заработки в другие губернии, другие занимались ремеслами. Наиболее развито было производство кирпича, а для их обжига углежоги готовили уголь. Выращивали на продажу капусту и огурцы, наряду с Краснослободском продавали вишню и яблоки.
В 19 веке часть жителей из-за малоземелья и нищеты вместе с крестьянами села Ишеево переселились в Оренбургскую губернию и положили начало селу Костино. И сейчас там часть села зовут Шаверками, хотя местные жители не помнят почему. Село Каймар тоже основано переселенцами из Шаверок.
В 1830 году в селе была открыта церковно-приходская школа, в 1895 году - четырехлетняя начальная школа, первым учителем был Ерошкин Василий Иванович, закон божий вел священник Никольский Иван Николаевич. В 1894 году в Шаверках насчитывалось 238 хозяйств и 1655 человек. В подворной переписи 1913 года в селе были церковь, церковно-приходская школа, ветряная мельница, 2 хлебозапасных магазина, маслобойка, просодранка, 2 шесточесалки, валяльный и овчинный заводы, кузница, 3 лавки, 11 кирпичных сараев.
Дорога Краснослободск-Троицк-Наровчат проходила через села. И сейчас в Шаверках и в Ефаеве главные улицы в народе называют Большой дорогой. Дорога по горе между селами была замощена булыжником.
Начавшийся 20 век с мировыми войнами, революцией, гражданской войной и репрессиями до неузнаваемости изменил жизнь сельчан.
В 1930 был создан колхоз с громким названием "50 лет Сталину", но колхозники жили в нищете, большинство домов были под соломенными или камышовыми крышами, освещались керосиновыми лампами. Работали за трудодни, которые оплачивались в конце года зерном. Много семей в это время покинули родные края в поисках лучшей жизни.
Только в послевоенные годы село стало развиваться: пришло электричество, был проведён водопровод, стали строиться новые дома. В 1983 году асфальтовая дорога соединила село с трассой Краснослободск-Ковылкино. В 1998 году в село пришёл природный газ. И хотя с каждым годом численность населения уменьшается, все - таки остается надежда, что в истории села последняя страница ещё не написана.
Шаверки живут и здравствуют
В библиотеке собраны и бережно хранятся списки участников Великой Отечественной войны и списки погибших на полях сражений и тех, кто вернулся домой. Источниками служили воспоминания старожилов, информация родственников, архивные материалы, Книги памяти. Для оформления информационных стендов жители приносили сохраненные документы своих родственников-фронтовиков. А для тех, у кого ничего не сохранилось, были найдены наградные листы в интернет-ресурсах.
Одним из приоритетов работы библиотеки является сбор краеведческого материала на тему "Исторические вехи села". Сюда входят материалы об истории возникновения села, развитии образования, становлении колхоза "Прогресс" и, конечно же, о возрождении традиций. Для читателей-сельчан это представляет большой интерес.
Антонина ХВОРОВА,
библиотекарь Шаверской сельской библиотеки.
Фото из архива библиотеки.