И все разговоры в народе только о том, когда это столбик термометра, давно остановился на отметке +35 градусов, наконец-то поползет вниз. И будет живительная влага. Люди ропщут, мечтая о спасении урожая и свежести воздуха. А старожилы напоминают им о том, как важно в эти моменты подумать о душе, приводя в пример многовековую историю предков, всецело уповавших на Бога. Ведь в старые давние времена тоже случались засушливые сезоны, всегда грозившие голодом. В такие годы краснослободчане приносили всем миром покаяние, связывая свои грехи с происходящим в природе.
Они шли большим крестным ходом по дороге на Москву, сворачивали к полю, с развилки на святой источник святой мученицы Параскевы, уже ползли на коленях с покаянием, прося милости у Бога. И после длительного богомолья и службы всегда шли обильные дожди с живительной влагой. Это исторический факт.
Сейчас уже мало кто помнит, сколько веков назад икона святой Параскевы явилась местным пастухам деревни Старое Заберезово, что пришли утолить жажду к ключу у основания овражка. Но вот документальные источники о том, что возле колодца с чистой родниковой водой несколько веков находился монашеский скит, а на пригорке стояла деревянная церковь, возведенная в ознаменование явления народу лика святой мученицы Параскевы, имеются. Именно сюда краснослободчане ходили не только за святой водой, но и на богослужения, за духовными советами к старцам.
Удивительно, но храмовая древняя святыня - метровая икона святой Параскевы сохранилась: она передается из поколения в поколение, хранясь в одной из краснослободских семей в с.Старые Горяши, как было завещано прародителями. Примечательно и то, что даже в советское время на святом источнике Пятницкий, ежегодно собирался на богомолье народ, служились водосвятные молебны. Еще живы те, кто прислуживал о.Василию (Скворцову). Потом его дело продолжил о.Василий (Лысенко). С 1997 года в праздник святой мученицы Параскевы здесь со старожилами встречается настоятель храма Космы и Дамиана из села Мордовские Парки, протоиерей Владимир (Селиванов). 5 июля он, по сложившейся многовековой традиции, отслужил водосвятный молебен, окропив всех земляков из Москвы и Саранска, жителей Краснослободска, Старых Горяш, Куликова, Старого Заберезова и других сел округи, водой, подарив каждому на память о встрече брошюры "В помощь кающимся".
- У всех на памяти, как горячо молились наши прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки, - говорил батюшка. – Помним, как в послевоенные годы и наши родители молитвенно обращались к Богу. – Вроде и скрывали православную веру, а под подушкой всегда четки лежали. Я был тогда еще мальчиком, но запомнил, с какой жаждой наши предки старались почерпнуть силы в обращении к Богу. Ведь в Нем главный источник жизни. И ответы на свои многочисленные вопросы возможно снова сегодня найти у Господа. Каждого волнует, как работать и общаться с коллегами, воспитывать детей, жить в мире с супругом, ведь все это тяжелый труд. И чтобы разрешить свои житейские проблемы, человеку просто необходимо вести духовную жизнь. Учиться есть у кого – у святых, что мы почитаем. К примеру, у святой мученицы Параскевы, к которой за помощью мы постоянно обращаемся. Ведь, как показательна ее сила веры и духа в страшных мучениях и страданиях за Христа.
После соборной молитвы прихожане с радостью приняли подарки, собираясь за столами на совместную трапезу. Благотворители и благоукрасители святого места, земляки и жители округи были хлебосольны.
Отведывая мордовские блины и пироги с квасом, все они вспоминали богатую историю мордовского края и свое детство в местных живописных краях.
- 46 лет мы живем в Саранске, - рассказывали супруги Тюркины. – Но каждый выходной день проводим в родительском доме в Старом Заберезове. Так сложилось по жизни, что приходилось постоянно возвращаться на малую родину для помощи. До сих пор исполняем наказ: "Живи не как хочешь, а как Бог велит". С малолетства нас старшие в роду брали на крестный ход. В памяти, как за три дня на богомолье со всех концов России собирался в деревню православный народ. Родственники останавливались в домах и банях, другие люди размещались возле святого источника. То были дни большого покаяния и соборной молитвы. Удивляло, сколько православные с собой привозили на лошадях с подводами иконы большого размера, каким ровным строем шли и как громко молитвенно пели. Причем, все складывалось очень благоговейно. Дело в том, что здесь стоял маленький сруб. И воды в колодце скапливалось мало. Каждому хватало лишь по бидону.
- Все лето напролет я вместе с дедом, ветераном войны П.С.Феоктистовым, у которого было восемь детей, пасли скот, - продолжала Тамара Васильевна. - Вокруг святого источника всю жизнь сеяли зерновые культуры. Их обход был лишь по оврагам. И возможность напиться представлялась только из родника. Помню, как просила деда подогнать коров поближе к источнику, чтобы меньше бегать за студеной водой. Но он не следовал детским уговорам, наоборот, терпеливо рассказывал о соблюдении первой и других заповедей, богопочитании… Вообще, дедушка передавал не только свою верю, но и истории святого места, нашего рода и всего поселения. Хоть и был партийный по названию, но глубоковерующий человек – на деле оказался. Всем помогал. Всех почитал. За всех молился. И наказ давал – не бросать источник после их смерти: чистить его и облагораживать. В 2012 году мы приехали на него и ужаснулись, насколько все оказалось в упадке. Место заросло бурьяном. Ключ затянуло трясиной.
Благодаря совместным усилиям краснослободских предпринимателей Ямаковых и Якушкиных, веками намоленное место стало притягательным магнитом для современников. Здесь поставили крест, два сруба для колодца и купальни, обустроили ступени, лавочки, высадили плодовые кустарники и деревья, разбили цветники. Со всех концов Мордовии и района к живому роднику едут жители, земляки, гости. Они пьют воду из источника, омываются, купаются в купальне, приговаривая: " Святая мученица Параскева, помоги!"
Свои истории по очереди рассказывали и многие другие земляки. И все они были, словно из другой жизни, не нашей с вами. Люди обсуждали, что же поменялось с тех пор? Ценности стали другие. Народ раньше имел свой уклад жизни и свои обычаи, не соблюдать, не знать же их считалось большим грехом. А главным обычаем на Руси было иметь столько детей, сколько даёт Бог. Умели наши люди работать и отдыхать… Ели, одевались, жили – с молитвой на устах. Какие бы гонения и трудности не испытывали, но всегда просили у Бога помощи, понимая, насколько все всецело находятся в Его руках. И количество своевременных осадков – тоже.
Пока шел водосвятный молебен, на чистом небосклоне неожиданно собрались облака, прогремел гром и начался дождичек: молва гласила – на Пятницком отслужили. В Старом Заберезове прошел сильный ливень, вызвавший благодарные слезы на глазах его жителей и земляков. А вот по району тучи хороводили сутки. И гром с молниями сверкали. Небо трясло и гремело с ураганом. Но дождь лишь пыль прибил. И продолжился искусственный полив в огородах, что мощной живительной силы растениям не добавил, как и доброго плодородия. Больше стало трудов и разговоров. Но не молитв Богу, как в старые добрые времена.
Светлана РЕПНИКОВА.