- Елена Александровна, поделитесь с читателя газеты своим видением реализации национального проекта "Образование"?
- 7 мая 2018 года вышел указ № 204 президента Владимира Путина "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Одна из целей, которая в нем поставлена, - обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и сделать так, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В начале 2019 года для этого был разработан национальный проект "Образование". В его структуру вошло еще несколько проектов, один из которых получил название "Современная школа".
Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени А.И. Куренцова в 2022 вошла в состав участников федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". В сентябре 2022 года на базе школы начал работу Центр образования естественно-научной направленности "Точка роста", который является частью образовательной среды.
- Пожалуйста, расскажите подробнее, что такое "Точка роста" в вашей школе?
- "Точка роста" состоит из двух кабинетов, где реализуются не только общеобразовательные программы по предметам "Физика", "Химия", "Биология" с обновленным содержанием и материально-технической базой, но и программы внеурочной деятельности, дополнительного образования, проектной и исследовательской деятельности. В образовательном центре функционирует 4 кружка дополнительного образования: "Интересное в науке и природе", "Омега", "Русский шах и мат", "Территория самоопределения".
В кружке "Омега" обучающиеся отрабатывают решение сложных задач, а также решение типовых заданий ОГЭ и ЕГЭ, в задачи кружка также входит коррекция школьной неуспеваемости. Кружок "Территория самоопределения" позволяет обучающимся лучше узнать свои способности, склонности к той или иной сфере трудовой деятельности, проводит профориентационную работу. Кружок "Русский шах и мат" положительно влияет на совершенствование у детей таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Результатом работы стало выступление в комплексной спартакиаде Орловской области по шахматам в составе команды Кромского района нашей одиннадцатиклассницы (команда заняла 2-е место); в районном турнире по шашкам и шахматам, команда нашей школы заняла 1-е место в третьей группе.
- Из образовательных новинок, которые теперь доступны учащимся, что, на Ваш взгляд, наиболее интересно для них?
- Особое место в школе уделяется земляку Алексею Ивановичу Куренцову - всемирно известному биологу, энтомологу, биогеографу. Мы так же, как и он, стремимся к познанию нового. Любознательным детям научное направление открывается в кружках "Интересное в науке и природе", "Экология и мы". Под руководством учителя обучающиеся проводят захватывающие опыты, превращаются в настоящих исследователей природы, играют в образовательные игры, квиз-турнир. Опытническая деятельность на занятиях в творческих объединениях детей позволяет педагогу использовать богатые возможности эксперимента для обучения, развития и воспитания обучающихся. Она является важнейшим средством для углубления и расширения знаний, способствует развитию логического мышления, выработке полезных навыков. Один из последних, проведенный перед каникулами - волшебный опыт под названием "Светофор в пробирке". Химическим светофором называют красивую цветную реакцию между щелочью, сахаром и перманганатом калия.
Самые запоминающиеся опыты, по словам школьников, "Ньютоновские и неньютоновские жидкости", "Лавовая лампа", "Башня плотности", "Вырастим кристаллы!", "Таинственное свечение", "Фараонова змея", "Зубная паста для слона", опыт по деплазмолизу растительных клеток. За время работы "Точки роста" школьники узнали много нового и интересного о личной гигиене, изучили технологию приготовления "бомбочек" для ванны, рассмотрели свойства основных компонентов, их влияние на кожу; узнали, как вырастить микрозелень, собрать аптечку, в которой все необходимое, опреснить воду.
Обучение в современном образовательном центре позволяет вести активную социальную деятельность. Дети участвуют в региональных форумах, во всероссийских акциях, в международных конкурсах. Ресурсы "Точки роста" активно используются при проведении всероссийских акций: "Синичкин день", Всероссийский экодиктант и урок цифры, "Здоровое питание в школе и дома" в рамках движения "Сделаем вместе", всероссийские уроки "Заповедный урок", "Эколята - молодые защитники природы", Международный день лесов. Обучающиеся школы под руководством учителя биологии приняли участие во всероссийском конкурсе экологических проектов с работой "Переработка пластика в детские игрушки для песочницы".
- Подытожьте, пожалуйста, значимость и необходимость дальнейшего действия нацпроекта "Образование".
- Участие в национальном проекте "Образование" федеральной программы "Современная школа" открывает учащимся неограниченный доступ к новейшим образовательным технологиям, делая учебу не только эффективной, но и интересной. Учителя получают возможность активно развивать потенциал учебного процесса в рамках новых образовательных стандартов. Единое учебное пространство, сформированное на основе взаимодействия центров и школ, функционирует как на региональном уровне, так и показывает первые результаты в масштабах страны.
- Елена Александровна, спасибо большое за предоставленную информацию, а вашим педагогам и ученикам пожелаем не останавливаться на достигнутом в стремлении к новым успехам!