Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики

361350, Кабардино-Балкарская Республика, Лескенский район, с. Анзорей, ул. Шинахова, 1 «а»
телефон: +7 (86639)95-6-00
e-mail: les-redakciya@yandex.ru

В вихре пленительного танца

Шорох красного бархата кулис и шепот артистов, ждущих своего выхода, смешанный коктейль из волнения и адреналина, нарастающего в крови при бесконечно тягучем течении времени.

Окутанная ярким светом возвышенная сцена – сакральный символ твоей избранности и особенности, которая перемещает тебя в нечто неземное, невесомое и волшебное. Вот заветный и ожидаемый выход в яркий мир Сцены - огромная сила восхищения, любви и поддержки от сотен тысяч зрителей, которая ощущается в зале, буквально поднимает тебя высоко над землей. Вот почему человек, однажды избравший сложный и яркий путь артиста, навсегда остается верен ему.

Беслан Битоков – заслуженный артист КБР, участник боевых действий в Абхазии, солист легендарного ГААТ "Кабардинка". Среди многочисленных регалий и достижений Беслана не только высочайшие хореографические успехи, он вложил и продолжает вкладывать большую лепту в благородное дело сохранения культурных, языковых и духовных традиций адыгского народа, в пропаганде среди молодого и подрастающего поколения грамотного владения знаниями адыгской истории, адыгского этикета.

- Пользуясь возможностью, хочу вас поздравить с прошедшим юбилеем. Пусть все ваши профессиональные и личные надежды будут оправданы, а самые большие победы будут только впереди. Расскажите немного о своем детстве, о семье, кто вам привил такую любовь к своим национальным традициям, языку, культуре. Как вы пришли в мир танцев, в мир народного искусства?

- Я родился в Нальчике, но мы родом из села Урух Лескенского района. Родители переехали в город еще до нашего появления. Но мы, как и все городские дети, любили ездить к бабушке с дедушкой в родное село. Помню эти трогательные вечера, когда нанэ Зулихан – талантливая гармонистка, играла нам самые красивые адыгские мотивы, а мы танцевали под них, как могли.

Конечно же, такое сильное притяжение к самому прекрасному, что может быть на свете – нашей культуре, традициям и танцам возникло из далекого детства. Первое знакомство с танцами, уже как видом искусства, зрелищным и незабываемым, произошло в школьные годы, в начальных классах. Мы ходили на кружки в старый Дом пионеров, не помню, какие были тогда занятия. Братья (Асланбек, я, Анзор) и два наших друга направлялись к выходу, как неожиданно услышали родные нам и любимые мотивы кабардинской гармошки. Нам стало любопытно, откуда они доносятся и тихонько подбежали к тому самому кабинету, откуда все громче и громче заиграла национальная музыка. Возможно, это было обусловлено генетически, возможно, социально, но мы тогда навсегда влюбились в это искусство. Азида Хамидовна Нырова – легендарная солистка "Кабардинки", у которой учились выдающиеся солисты академического одноименного ансамбля, заметила нас и подозвала. Она спросила "Фы адыгэ?" ("Вы кабардинцы?"), мы ответили "Да". "А умеете ли вы танцевать?" - мы растерянно смотрели на нее. "Если вы хотите научиться красиво танцевать, то приходите обязательно в следующий раз уже учениками". Приглашение, которое изменило всю нашу жизнь. С этого момента у нас была одна страсть, одна цель – стать лучшими в танцах.

- Расскажите о своих учителях. Кто вас научил танцам и приблизил к пику своей профессиональной карьеры и участию в ГААТ "Кабардинка"?

- Танец – это не просто приятное времяпрепровождение, это отвлечение и от житейских забот, это и черпание позитивной созидающей силы, это и образ жизни, способ всестороннего воспитания, когда вместе с физической закалкой, формируется манера поведения, общения, мышления, которые основаны на адыгском адате уважения к старшим, беспрекословному послушанию отца, который, прежде всего, должен выступать фактическим примером мужественности, храбрости, честности и выдержанности. На занятиях мы не только разучивали танцевальные движения и тренировали тело и чувство ритма, но и проходили школу жизни. Азида Хамидовна нас учила правильной манере общения, умению находить общий язык с окружающими, при этом, не теряя своего человеческого достоинства, вести себя всегда "к месту". Только благодаря тому, что мы были воспитанниками Азиды Ныровой, и прошли ее великую школу, нас взял художественный руководитель ансамбля "Нальчанка" при Доме культуры системы профтехобразования Дашуев Хашир Хакашевич – заслуженный артист РСФСР. Балетмейстером был в ансамбле Тхамоков Мартин Борисович. Это были великие люди с большим хореографическим стажем и образованием. В связи с болезнью худрука на место Дашуева пришел Алакаев Мухамед – заслуженный артист РСФСР, который очень много дал нам и технически, и в воспитании. После него пришел Марышев Заурби Мухамедгериевич – один из лучших солистов ГААТ "Кабардинка". Это были люди, на которых мы равнялись и смотрели снизу вверх, мечтали прожить такую же великую и славную танцевальную жизнь, как они. Они были для нас некими недосягаемыми в хореографическом и культурном плане людьми. После многолетней и сложной работы, интенсивных, как в спорте, тренировок тела и ума наш художественный руководитель ансамбля "Нальчанка" Заурби Мухамедгериевич привел нас к заветной мечте – мы стали участниками легендарной истории "Кабардинки". Высочайшая профессиональная планка, к которой стремятся все народные танцоры – это и есть Государственный Академический Ансамбль Танца "Кабардинка". Приставка "Академический" к ансамблю - означает максимальный, предельный профессиональный статус, которыми на данный момент обладает, если не ошибаюсь, кроме "Кабардинки" по СКФО только еще два таких ансамбля. Быть участником "Кабардинки", где солировали выдающиеся и талантливейшие, виртуозные артисты нашей родины, это честь высочайшая.

- Помните ваше первое выступление на сцене? Какие ощущения и эмоции вас переполняли в те моменты? Насколько сценическое проявление и выступления важны для танцора?

- Это было самое яркое событие в жизни. Подобных моментов в моей маленькой детской жизни не было никогда. Я вышел и исполнил без ошибок все, что репетировал. Выступил хорошо. Главное для меня было оправдать ожидания моего педагога, не ударить в грязь лицом и отстоять честь своего коллектива и учителя. Но когда мы выступили и прозвучали аплодисменты и сквозь свет прожекторов увидел горящие взгляды восхищенных зрителей, меня охватила гордость за себя, за свои возможности, удовольствие ощущать себя особенным, нужным и вдохновляющим. Это эмоции самые яркие, которые дает сцена. Без зрительской востребованности и признания публики, артист не сможет осознать важность и значимость искусства, твоей работы. А любая работа требует признания. Для учителя – это успешные ученики с высокой успеваемостью, для врачей – вылеченные пациенты, а для артистов – возможность воплотить и выразить красоту танца широкой публике на сцене, и как результат – восхищение и признание зрительской публики.

- Разделяете ли вы мнение, что искусство, культура не только учит демонстрировать прекрасное, но и воспитывает эстетически, духовно и этически. То есть искусство следует понимать в ее более широком понимании. Оно воспитывает человека. Вы согласны с этим?

- Безусловно. Национальные танцы неразрывно связаны с культурой и традициями, они учат не только красивой хореографии, но и истинам жизни, учат правилам и законам достойного, порядочного и правильного существования. Сейчас я, после 15 лет танцевальной сценической карьеры, начал заниматься с детьми. Вначале собирал ансамбли, но, как показала практика жизни, в ансамблях всегда действует конкуренция и чувство соперничества, кто-то понаглее, грубо говоря, может натянуть одеяло на себя, а другой, в связи с врожденной скромностью, встанет на второй план. Поэтому, так или иначе, участники танцевальных коллективов находятся не в равных позициях. Сейчас я провожу комплексные занятия по танцам, стараясь работать с детьми не только в области хореографии, но и в воспитательном русле. Наша культура, этикет "Адыгэ хабзэ" - это гениальная сводка правил и рекомендаций, соблюдение которых гарантирует правильное порядочное воспитание и по итогу формирует и "выпускает" честных, достойных личностей. Важнейший адат адыгского этикета – уважение к старшим, почитание родителей, сдержанное и немного субординированное в тактильном плане отношение отца к сыновьям, строгость и жесткость в правилах и при этом наивысшая гуманистическая философия характеризуют "Адыгэ хабзэ".

- Знаю о ваших высоких ценностях и любви к своей родной культуре и языку. Со своими воспитанниками и окружающими вы общаетесь исключительно на родном языке, конечно, если речь не идет о представителях другой национальности. Насколько сейчас актуальна забота о сохранении и привитии любви к адыгским традициям, культуре и языку среди подрастающего поколения и насколько это обстоятельство может повлиять на их культурное, эстетическое, духовное воспитание?

- Воспитание – понятие, которое требует постоянного совершенствования и наблюдения. Неважно, сколько лет твоему ребенку, ты должен, несмотря ни на что, ни на какую занятость или обстоятельства, хотя бы раз в день узнавать о нем, где он, что делает, о чем его заботы и мысли, поговорить, пообщаться, дать понять на реальной практике, что все, что происходит в жизни твоего ребенка, для тебя важно. Родительская, особенно отцовская любовь – это не ласки, не сюсюканья со своим ребенком, который, подрастая, оставляет в себе инфантильную манеру поведения и образ жизни несамостоятельного зависимого человека. А с чем это связано – с тем, что отец предстает не в образе мужественного, сдержанного, строгого и решительного мужчины, а того, кто может себе позволить частые сантименты. Сын неосознанно копирует такую же манеру поведения, потом же родители жалуются, что он недостаточно мужественен. Не говорить надо, а быть примером для детей. Вот главная суть воспитания, которая и является главным составляющим Адыгэ хабзэ.

Когда я вернулся из армии и с радостью забежал домой, обнял маму, папа просто спокойно выговорил "А, вернулся что ли?" - вопрос с ноткой иронии и доброй усмешкой, в которых и выражалась его бесконечная радость от встречи со мной. Отцы должны быть такими. Они очень сильно любят своего ребенка, но в силу своей мужской природы и постоянного поддерживания отцовского примера во благо сыновей, вынуждены сдерживать эмоциональные выплески.

Адыгская культура воспитания уникальна. Например, в кабардинском языке нет обращения на "вы", что, по мнению историков, свидетельствует о достаточном демократизме общества. Обращение к Всевышнему не предполагает местоимения "вы", что уж говорить о простых людях, к какой бы социальной прослойке они не принадлежали. Так же, например, обычай вставать при старших, когда они заходят. Что это означает? Сидящий человек встает не только при входе в комнату старших, но и младших. Это "физиологическое приравнивание" к заходящему, таким образом физическое проявление уважения. По мне, более гуманистической сводки этических правил нет во всем мире. Это уникальная ценность нашего Адыгэ хабзэ. Если родители будут придерживаться этих незыблемых канонов, то дети обязательно оправдают все ожидания и будут достойными сынами и дочерями нашей родины.

- Знаю, что у вас существует целая династия танцоров и истинных патриотов, приверженцев адыгской культуры и традиций. Ваши братья также солировали в ГААТ "Кабардинка" и заслужили высокие профессиональные регалии. Среди молодого поколения есть ли те, кто также продолжил это благородное дело?

- Старший брат Асланбек – народный артист республики, заслуженный артист Абхазии, ветеран боевых действий в Абхазии, я также наравне с братьями поддержал в те времена представителей братской республики, младший Анзор – также заслуженный артист республики. Супруга Асланбека Зарема руководит студией ансамбля танца "Кабардинка". Их сын Науркан работает ведущим торжественных и свадебных мероприятий. Все мы ратуем за сохранение наших традиций и привитие подрастающему поколению любви и интереса к нашему культурному наследию.

Марианна Губашиева

Автор: Марианна Губашиева

По этой теме: В вихре пленительного танцаАдыгэ хабзэАдыгская культура воспитания

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1304

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика