- все это мы вспоминаем с теплой улыбкой и легкой грустью и тоской по самой золотой поре нашей жизни. И мало кто в этих цветных и счастливых кадрах детства видит походы к доктору. Врач в белоснежном халате, который подносит холодный фонендоскоп к груди и с серьезным настороженным видом слушает твой пульс, который учащается при прикосновении инородного и незнакомого инструмента. Каждый день на борьбу с детскими страхами и болезнями выходят бойцы "невидимого фронта" - педиатры - спасители детских жизней, те, от кого зависит здоровье и благополучие самых дорогих наших чад. Познакомиться, подружиться, найти общий язык с ребенком, и только потом приступить к непосредственной и ответственной миссии лечения - в этом заключается работа педиатра. Быть психологом и врачом, настроить себя на нужную волну с детским сознанием - нелегкий труд, который требует огромной выдержки, терпения, опыта, мудрости и, конечно же, настоящих профессиональных медицинских способностей. Такими уникальными умениями обладает Мурат Теуников - педиатр с огромным профессиональным стажем и врачебным мастерством, который руководил в свое время инфекционным отделением ЦРБ Урванского района и был заведующим районной детской поликлиникой.
СПРАВОЧНО: Родился в 1958 году в селении Анзорей;
В 1976 году окончил первую среднюю школу в родном селении и поступил в Северо- Осетинский государственный университет во Владикавказе на медицинский факультет;
С 1982 года 3 года проработал в должности педиатра в ЦРБ Урванского района;
В 1985 - 1987 годах учился в ординатуре Ленинградской НИИ детских инфекций;
С 1987 по 88 годы - врач-ординатор инфекционного отделения Урванской ЦРБ;
С 1988 по 1999 годы - заведующий инфекционным отделением Урванской ЦРБ;
С 1999 по 2004 годы - районный педиатр Урванской ЦРБ;
С 2004 по 2007 годы - заведующий детской поликлиникой Урванского района;
С 2007 по 2014 годы - заместитель главного врача Урванской ЦРБ;
С 2015 года и по сей день - врач-педиатр в детской поликлинике Урванского района.
- урат Мухамедович, вы успешно ведете врачебную практику много лет, и через ваши руки прошло не одно поколение маленьких пациентов. Многие люди благодарны вам за ваш добросовестный и продуктивный труд. Насколько вы довольны своей профессиональной судьбой, своим выбором? И что было определяющим фактором в выборе профессии?
- Признаюсь честно, благодаря моим сильным педагогам, действительно профессионалам своего дела, я получил отличные знания, которые могли мне дать дорогу по любому выбранному мной направлению. Виноградова Нина Федоровна - учитель химии, Нагоева Алла Хатуевна - учитель русского языка и литературы, Табухов Батырби Хажбатырович - учитель физики - имена легендарные и знакомые всем моим землякам до сих пор. Они были кладезю таланта и знаний, и вырастили не одно поколение умных, успешных и выдающихся деятелей в самых различных профессиональных направлениях нашей республики. Я был уверен, что какую бы дорогу ни выбрал, смогу ее достойно пройти с таким уникальным багажом знаний. Химию я очень любил. Биологию тоже. Любил точные науки и любил познавать новое и открывать неизведанное. Думаю, что медицина - одна из таких сложнейших и интереснейших сфер деятельности, науки, которая постоянно переживает множество открытий и эволюций. Столько новых болезней появляется в мире каждый год, и ученые придумывают и открывают все новые средства, инструменты и препараты, которые должны излечить от новых недугов людей. По большому счету, медицина - наш спаситель, и чем больше добросовестных, трудолюбивых, опытных и умных специалистов будет в нашей сфере трудиться, тем вероятнее, что человечество оптимизирует качество своей жизни, и, возможно, откроет секрет долголетия.
Когда поступал в престижный Северо- Осетинский государственный университет, который славен своими выдающимися врачами, внесшими огромный вклад в медицину целой страны, выбрал педиатрический факультет. Это уже был интуитивный выбор. Мне показалось, что это направление ближе мне всего. И когда поступил в ординатуру в Ленинграде, признаюсь, получил приятные и достойные предложения от научно-исследовательского института, однако тоска по Родине и чувство патриотизма любви к своей родной земле победило, и я вернулся в республику. Думаю, что фраза "Где родился, там и пригодился" очень правильная. Нужно быть полезным на своей земле. Это твой главный долг перед Родиной, перед семьей, перед самим собой.
- ак вы и говорили, медицина не стоит на месте, и болезни, к сожалению, тоже. Много новых вирусов, заболеваний, в том числе и инфекционных, возникают. Как изменился детский иммунитет сейчас? Насколько отличается детский организм нынешнего поколения от предыдущих поколений советского и постсоветского периода? Расскажите также об изменениях в инструментах, средствах и методике лечения с начальных этапов своей профессиональной практики. Насколько эти изменения продуктивны и позитивны?
- Это сложный и вместе с тем очень интересный и многогранный вопрос. Нельзя однозначно разделить медицину тех времен и нынешнюю как белое и черное - на хорошую и плохую. В советской медицине были свои положительные и очень продуктивные методы и средства проведения врачебной практики, диагностики и лечения. Тогда придерживались очень строго всех правил - плановые вакцинации, медицинские осмотры и профилактика - все было строго и обязательно. Доверие также было на высоком уровне, так как в этом в первую очередь и заключалась политическая догма советского времени. Сегодня произошел огромный рывок в технической области - созданы новые оборудования, аппараты для упрощения, улучшения условий в медицинских учреждениях, внедрены новые средства, методы лечения и диагностирования, каждый год наука совершает шаги вперед к новому лучшему будущему в медицине, спасению человечества.
Мне трудно однозначно вынести вердикт по поводу уровня детского иммунитета сейчас и тогда, так как всегда есть организмы, в силу различных причин подверженных большему или меньшему воздействию того или иного заболевания, иммунитет ведь тоже формируется и на генетическом уровне, однако, безусловно, ухудшение экологической ситуации привело к снижению иммунитета, это так. Появилось много аллергиков, организм может по-разному реагировать на то или иное лекарственное средство. Это не новость для медиков. Это знание мы получаем с самого начала нашего обучения в том или ином медицинском учебном заведении. Для этого и собирают истории пациентов, проводят множество анализов и тестов, и после внимательного изучения истории болезни и результатов анализов и ставят медицинское заключение.
- ы затронули очень важный и актуальный вопрос - вакцинацию. Прививки. Прививки для детей - календарные, плановые и необязательные, но рекомендуемые в том числе тоже. Знаю, что определенная часть родителей отказывается прививать своего ребенка? Могут ли быть негативные последствия? Насколько важны и нужны детские прививки?
- В конечном счете, болезни, которые сейчас считаются побежденными: краснуха, паротит, корь, полиомиелит - были успешным итогом обязательной и массовой вакцинации. Не возникало случаев заболевания, так как все были привиты и в организмах людей присутствовал сформировавшийся иммунитет против этих болезней. Это было одним из нерушимых правил советской медицины. И это было оправданным решением. Был такой случай проведения своеобразного медицинского эксперимента в Ленинграде. Они полностью отказались от прививок от полиомиелита на два года. Итог был плачевным - началась практически эпидемия данного заболевания среди детского населения. Резкий и массовый скачок болезни - вот к чему привел отказ от этих прививок. Пришлось подключить и мобильные медицинские бригады и провести массовую вакцинацию населения. Только так удалось потушить этот "очаг".
Сейчас родитель имеет право отказаться от прививок и это очень часто неоправданный поступок, который приводит к негативным последствиям. Врачи наблюдают периодически вспышки коклюша, полиомиелита - заболеваний, которые считались уже побежденными, но в связи с массовыми отказами от прививок, они снова появились. Возможно, по каким-либо причинам, например, аллергия на определенные препараты, продукты, у ребенка отрицательные реакции организма на те или иные прививки. Тут дело касается не только прививок, подчеркиваю, что если для данного ребенка противопоказаны те или иные препараты, тогда, конечно, без тщательного осмотра и изучения истории, а также проведения анализов, нельзя вводить эту вакцину. Однако риск побочной реакции от вакцин, проверенных и изученных годами, минимален. И тут уже на чаше весов неравнозначный по мне выбор - возможная аллергическая реакция на препарат или риск заболеть ребенку тяжелым инфекционным заболеванием.
- ы много лет работаете именно в области педиатрии, и маленькие пациенты приходят к вам без страха и волнения. Как вам удается наладить связь с ребенком, ведь многие дети боятся докторов, а родители часто пугают ими, мол, придет злой доктор и сделает тебе укол?
- Когда родители пугают так детей, они в тот момент думают лишь о том, чтобы ребенок успокоился и прекратил совершать те или иные, на их взгляд, неправильные поступки. Мало кто задумывается о том, что после этих запугиваний, дети приходят с тревогой и страхом, что им могут причинить боль, а нам приходится долго доказывать им обратное. Педиатр, как и любой другой врач, прежде всего должен быть психологом. А если ты детский врач, тем более тебе нужно перестроить свой язык. Нужно говорить с ребенком мягко, ласково, возможно, даже в игровой форме проводить осмотр, чтобы отвлечь ребенка от страхов и волнения и успокоить его. Прежде чем послушать легкие, я, например, даю ребенку фонендоскоп, чтобы он его пощупал и понял, что в нем нет ничего опасного и устрашающего, что он не причиняет боль. Ребенок должен доверять врачу, он должен видеть в нем спасителя, а не мучителя. Так что, кроме лечения, мы выполняем самые различные работы по налаживанию связи с ребенком. Ведь ребенок не все может рассказать о своей болезни, он просто может сказать, что у него что-то болит, где болит, характер или интенсивность боли, а также все сопровождающие ее явления, ребенок вряд ли сможет рассказать, сформулировать, именно поэтому очень важно успокоить его страхи и завоевать доверие.
Хотелось бы также обратиться ко всем с одной просьбой - меньше доверять тому, что вы видите или слышите в интернете. Множество видеороликов, аудиосообщений, которые со скоростью света распространяются в сети с негативным посылом, а также нигде не подтвержденной информацией - прежде всего, неподтвержденной специалистами, приводят к дезинформации общества. Люди почему-то доверяют совершенно незнакомым людям, которые и близко не пересекаются с медициной, доверяют их совершенно необоснованным мнениям и гипотезам, не подкрепленным объективными фактами, и не доверяют врачам - специалистам в области медицины. Говорят, одна ложка дегтя портит бочку меда - так же и ошибка одного специалиста в нашей области может разрушить репутацию целого поколения высококлассных и опытных врачей. Говорю по себе, невозможно долго существовать в нашей профессии, будучи неквалифицированным и недобросовестным специалистом. И также хочется призвать всех молодых людей, которые решили связать свою жизнь с этой благородной и сложной профессией медицинского работника, подумать сто раз, взвесить все за и против, и, осознав всю огромную ответственность и многогранность этого труда, выбрать ее раз и навсегда, не нарушая главное обещание врача - во что бы то ни стало служить спасению человечества.
Марианна Губашиева