И чтобы дать ученикам искорку знаний, учитель должен впитать целое море света" - знаменитая фраза легендарного педагога своего времени Василия Сухомлинского в полной мере раскрывает истинное предназначение педагога.
Эту важную миссию учителя – быть путеводителем по жизни – разделяет Ильяс Гумаев – преподаватель русского языка и литературы и ОБЖ ташлы-талинской школы, учитель высшей профессиональной категории.
- К своему призванию я пришёл не сразу, - вспоминает он. – В старших классах много бессонных дней и ночей провёл в раздумьях, кем же я хочу стать в будущем. Ведь выбор профессии решает нашу дальнейшую судьбу – кем мы станем в итоге.
Для Ильяса выбор стал действительно судьбоносным, эту линию судьбы "нарисовала" мама. Стать учителем было её несбыточной мечтой.
- Когда её вместе с семьёй депортировали, она только перешла в шестой класс. Мама с улыбкой делилась с нами о том, что её всегда ставили в пример сверстникам на школьных линейках и отмечали её примерное поведение и высокую успеваемость. Даже находясь в чужих степных краях Казахстана, она не предавала мечту и старательно училась. После окончания школы собиралась продолжить образование и стать педагогом, но судьба распорядилась иначе, - рассказывает Ильяс.
Началась война. Дядя Ильяса ушёл на фронт, даже не достигнув своего совершеннолетия. А дедушка умер в первый же месяц выселения. От такого рокового удара судьбы супруга его слегла, дети заболели тифом. Маме будущего педагога пришлось несладко – рано повзрослела, заботясь о всей семье.
- Для меня именно мама стала тем путеводителем и примером в жизни, которая и указала мне правильную дорогу. Её жизненные горести и испытания дали мне подпитку и утвердили в том, что именно профессия учителя мне подходит. Я решил исполнить материнскую мечту, - признаётся он.
Мечту самого родного и дорогого человека исполнил не только Ильяс. Старшая сестра Аминат окончила филологическое отделение Кабардино-Балкарского государственного университета и по сей день работает учителем в школе в селении Яникой. Старший брат Хусей, получив высшее историческое образование, тоже долгое время проработал преподавателем истории и обществознания. Салимат после окончания педагогического училища устроилась учителем начальных классов в школе с.п. Верхняя Балкария, где работает по настоящее время. С такой учительской родословной Ильясу сложно было пойти по другой профессиональной тропе и устроить карьеру в иной сфере.
После окончания КБГУ, с 1985 по 1987 год он работал во второчегемской второй школе учителем русского языка и литературы. А после он перевелся в родную ташлы-талинскую школу на ту же должность, прибавив к своему педагогическому функционалу обучение дополнительному предмету – ОБЖ.
Ильяс Гумаев за годы работы в качестве учителя и наставника не только пополнил свою копилку знаний, навыков и отточил своё педагогическое мастерство до совершенства, он ведёт большую методическую работу и руководит школьным методическим объединением учителей гуманитарного цикла. Он делится с молодыми коллегами своим опытом, помогает им в наработке авторского почерка в методике обучения, проводит открытые уроки, мастер-классы, выступает на районных и республиканских семинарах.
"Главная задача учителя-филолога – не только дать определённую сумму теоретических и практических знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их прикладное предназначение и применение в обыденной жизни", - считает он.
"Учебная программа должна отвечать рациональным критериям – требованиям, предъявляемым ученикам, должны отвечать и учителя. Самосовершенствование, беспрестанное движение вперёд к покорению новых вершин просвещения – есть девиз для педагога", - говорит Ильяс.
Покорил опытный педагог за годы службы благородному делу не одну вершину. В коллекции наград и регалий Ильяса Долхатовича такие высокие достижения, как победа в республиканском конкурсе профессионального мастерства "Лучшая методическая разработка" в номинации "Лучший урок русского языка и литература" в 2013 году. Он стал победителем конкурса лучших учителей России, прошедшем в рамках национального проекта "Образование" в 2009 году. Ильяс - лауреат муниципального этапа конкурса "Учитель года 2005" (2-ое место), участник конкурса народного творчества "Таланты Лескенского района" в 2006 году, второй призёр районного профессионального конкурса методических идей в 2013 году, участник праздничного фестиваля "Нарт оюнла" в 2012 году, организатор всероссийского конкурса "Родное слово", "Я энциклопедия", "Лисёнок", участник Летней общеобразовательной конференции "Актуальные проблемы теории и практики образования" (2013 год). Он также автор научно-методических публикаций и разработчик тестовых заданий и уроков-игр для школьников по русскому языку и литературе. В своей бурной педагогической деятельности он умудряется оставлять время и для творчества. Он автор и редактор школьного литературно-художественного иллюстрированного журнала "Вдохновение", где публикуются не только его сочинения, но и произведения учеников, которые пробуют свои силы и таланты в писательстве.
Ильяс Гумаев в 2005 году был награждён медалью "100 лет Профсоюза России", а в 2012 году получил медаль "За ратную доблесть".
Быть разносторонним и деятельным его обязывает профессия. Ведь учитель, по его мнению, должен обладать артистическими, литераторскими, творческими талантами, чтобы быть интересным для своих учеников, быть примером и главным вдохновителем для них.
- В педагогике я уже больше 38 лет. Это уже то, чем я дышу, живу, в другом деле я себя уже и не представляю. Если бы мне предложили заново выбрать свою профессию, не задумывался ни минуты. Быть учителем – это моё призвание. Другого выбора мне не дано по воле судьбы, - делится своими мыслями он.
Марианна Губашиева