Как пояснил директор учреждения С.Л. Лебедев, в этом проекте участвуют 15 образовательных учреждений Астраханской области, из них только четыре — сельские. И то, что в числе этих четырёх оказалась Олинская школа, налагает большую ответственность.Курирует данную работу Астраханский институт развития образования. Затем Сергей Леонидович предложил ознакомиться с тем, как реализуется новый для нашего района и очень интересный проект.
Признаться, об аквакультуре и гидропонике слышала немало из СМИ. Но вот о том, что же это такое на самом деле, не знала. Сергей Леонидович пояснил, что аквакультура — это разведение и выращивание водных организмов (рыб, ракообразных, моллюсков, водорослей) в естественных и искусственных водоёмах, а также на специально созданных водных плантациях. А гидропоника — это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. При выращивании гидропонным способом растение питается корнями не в почве, а во влажно-воздушной, сильно аэрируемой водной или твёрдой, но пористой, влаго- и воздухоёмкой среде, которая способствует дыханию корней и требует сравнительно частого или постоянно-капельного полива рабочим раствором минеральных солей, приготовленным по потребностям этого растения. В качестве таких заменителей могут использоваться гравий, щебень, а также некоторые пористые материалы — керамзит, вермикулит и другие. Вот и получается, что если к аквакультуре прибавить гидропонику, в итоге получим аквапонику.
Совместно с руководителем данного проекта Е.Л. Лебедевой, учителем биологии, мы проследовали в "святая святых" - помещение, где выращивают стерлядей и растения. В больших ёмкостях, наполненных водой с питательной смесью, зеленеет рассада — будущие цветы для пришкольного участка. А до неё вырастили салат для ученической столовой. В ёмкостях пониже плещутся маленькие стерлядки. Как мне рассказали, сначала их было более двадцати. Несколько особей погибло, когда отключали электроэнергию. Дело в том, что от неё работает аппарат, подающий в воду кислород. Из-за его нехватки и погибли питомцы. Сколько огорчений это принесло ребятам и их руководителям, сколько переживаний! Даже слёзы были. Но первые неудачи помогли приобрести бесценный профессиональный опыт. Школьные исследователи поняли, как важно для жизнедеятельности рыб поддерживать не только кислородный баланс в воде, но и температурный. С.Л. Лебедев поделился, что сейчас учреждение приобрело систему бесперебойной подачи электроэнергии, запасные моторы для аппарата подачи кислорода, в кабинете гидропоники установили сплитсистему, чтобы поддерживать оптимальную температуру. А ещё в ёмкость для выращивания рыб запустили к стерлядкам маленького осетра.
За время, прошедшее с начала реализации проекта, его участники приобрели и научно-исследовательский опыт. Из примерно 70 учащихся, изъявивших желание участвовать в инновационном проекте, сложился костяк юных экологов, посещающих внеклассные занятия постоянно, решивших связать свою будущую профессию с современным производством растениеводческой и рыбной продукции, с природоохранной деятельностью или заняться перспективным и выгодным на сегодня аквабизнесом.
Кроме Е.В. Лебедевой, с ребятами занимаются в рамках данного проекта учитель химии М.В. Высоцкая, учитель технологии Т.И. Алымова, а директор учреждения преподаёт ребятам азы экономики. Ученики сами выбрали интересующие их направления и готовят по ним исследовательские материалы.
Как сообщил директор С.Л. Лебедев, регулярно руководители проекта участвуют в видеоконференциях, обмениваются с коллегами из других школ опытом работы. В процессе обмена информацией выяснилось, например, что проще выращивать в условиях сельской школы клариевых сомов, которые более жизнестойки по сравнению со стерлядями. В перспективе планируется наладить такой же видеообмен и среди ребят-участников проекта.
Максим Рогачёв, учащийся 8 б класса, выбравший для себя такие направления работы, как химия и биология, - один из самых активных исследователей. Попросила его поделиться впечатлениями.
-Мы приходим в школу рано утром, кормим рыб, берём пробу воды и исследуем её на пригодность. Если она не соответствует необходимым требованиям, добавляем специальные реактивы, вносим в рабочий журнал записи об этом, - сказал он. - И после уроков тоже сюда приходим.
- Если не секрет, ты уже выбрал для себя профессию, которой хотел бы обучиться?
- Хочу стать орнитологом и работать в Астраханской заповеднике, - ответил Максим.
Но это дело будущего. А пока вместе со своим другом Данилой Амбарновым и другими учениками он с большим интересом готовит исследовательский материал, планирует выступать на научно-практических конференциях и защищать на них собственные проекты.
С энтузиазмом олинские школьники во внеурочное время на практике изучают и технологию пикировки рассады, высадки её в водную питательную среду, наблюдают за ростом растений. Навыки, получаемые на таких занятиях, безусловно пригодятся им в дальнейшей жизни.