Как это было?
Село Яндыки было основано в сороковые годы 19 века выходцами из Воронежской и Курской губерний. В 1859 году получило статус села. В 1861-м была построена церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1891-м открыта церковно-приходская школа. Детей учил священник Митрохин. В школе было 3 класса.
Одной из учительниц была Лепёхина Клавдия Ивановна. Девочки и мальчики учились врозь. За невыполнение домашних заданий и другие провинности детей наказывали: били линейкой, ставили на колени на горох и соль. Часто строем водили в церковь на молебны.
В школе преподавали славянский язык, закон Божий, арифметику, письмо, чтение. Позднее в школе открыли 4, 5, 6 классы. После установления Советской власти из школьных предметов были исключены славянский язык, закон Божий. Больше внимания уделялось общеобразовательным предметам. С тех пор школа не раз меняла свой статус, была семи-, восьми-, десятилеткой. Причём, классы как добавлялись, так и убирались. Сейчас это полноценное среднее общеобразовательное заведение.
В 1933 году был создан интернат для учащихся из других сёл, открылся детский сад.
В 1933 - 1936 годах директором школы был Глухов Владимир Алексеевич, который позже уехал в г. Астрахань и возглавил техникум. После него пост руководителя занял учитель немецкого языка Айрих Давыд Христианович.
Школа содержалась в чистоте, порядке. В интернате ребят хорошо кормили. Держали выездного рысака, им восторгались односельчане, глядя на ухоженность и красивый бег.
6 августа 1939 года директором школы стал математик Владимир Георгиевич Корсаков. Он организовал струнный оркестр, и в 1940-м на праздновании 400-летия Джангра в Элисте школа заняла первое место, получив в награду инструменты для неаполитанского ансамбля. Коллектив ансамбля распался в 1942 году. Часть ребят ушла на фронт, а Корсакова перевели в райком партии.
Преподавали в школе математик Ивашиненко Михаил Филиппович, учительница рисования Гундарина Анна Дмитриевна, выпускница Астраханского художественного училища, она была знакомас известными мастерами Кустодиевым и Власовым.
Трудно было работать и учиться в годы Великой Отечественной войны. Не хватало топлива, одежды, письменных принадлежностей. Ученики собирали подарки воинам: тёплые вещи, кисеты, носовые платки и т.д. Собирались деньги на которые строили самолеты, танки.
С 28 декабря 1942 года на должность директора школы назначен Скворцов Петр Алексеевич, его заместителем была Родионова Анна Ивановна. С 12 июля 1943 года исполнял обязанности Дрюков Михаил Васильевич. С 10 сентября 1945 года - Краснопёрова Анна Павловна. С 3 декабря 1946 года школу возглавляла Ходырева (Инчикова) Александра Георгиевна. В период с августа 1939 года по август 1948 года в списках по приказу значатся следующие педагоги: Краснопёрова Анна Павловна, Родионова Анна Ивановна, Петинова Валентина Ивановна, Глебова Зоя Васильевна, Дрюков Михаил Васильевич, Ходырева Александра Георгиевна, Епифанова Таисия Иосифовна, Глебов Иван Сергеевич, Порохнина Марфа Фёдоровна, Порохнин Дмитрий Дмитриевич, Ермаков Валентин Евлампиевич и другие.
Родионова Анна Ивановна
16 августа 1948 года директором была назначена Родионова (Петинова) А.И. Она работала в школе с 1940-го по 1972-й годы, из них директором - с 1948-го по 1963-й г.
В соответствии со временем её педагогическая и управленческая деятельность отличались высочайшей строгостью, требовательностью, ответственностью. Также требовательна она была и к себе, но в сочетании со справедливостью всё это служило большой сплочённости педколлектива. Можно с уверенностью сказать, что проходило становление школы. В связи с геолого-разведывательными работали в селе увеличивалась численность населения, что требовало укрепления и расширения материально-технической базы учебного заведения. Анна Ивановна очень успешно по тем временам решала задачи реконструкции.
Появились несколько учебных корпусов, мастерские, пришкольный участок с хорошим садом. Ученики Анны Ивановны по химии и биологии отличались не только глубокими знаниями, но и практическими умениями. А выпускники семилетней школы составляли традиционно хорошую основу Лиманской средней школы.
Многочисленные строгие проверки тех времён постоянно отмечали успешную педагогическую деятельность и директора, и коллектива школы, профессиональную компетентность педагогов, их высочайшую ответственность в работе и самообразовании.
Краснопёрова Анна Павловна
Заместителем по учебно-воспитательной работе в школе была Краснопёрова (Кошманова) Анна Павловна. Она работала с 1940-го по 1974 годы учителем русского языка и литературы. Из них десять лет преподавание совмещала с работой завуча. С самого начала вопреки требованиям времени 40 - 50-х годов деятельность Анны Павловны отличалась гуманистической направленностью, демократическими приёмами управления в сочетании с большой строгостью, ответственностью, добротой, любовью к детям и своему делу.
Она была учителем от бога для детей, учителей, родителей и практически для каждого сельчанина. К ней с лёгкой душой обращались за советом не только по педагогическим вопросам. Анна Павловна глубоко понимала проблемы "трудных" подростков, спасая их от "улицы". Многим своим воспитанникам не только дала путёвку в жизнь, но и повлияла на семейную жизнь, так как долго педагогическую работу совмещала с общественной нагрузкой, регистрируя акты бракосочетания своих выпускников. Многие воспитанники Анны Павловны стали продолжателями её любимого дела. А такие учителя, как Тараканова: Т.Г., Мордасова А.А., Чернышова Л.Б., Давыдов Ю.А., Смолянинова Т.Б., Кошманова О.С., Пугачёва Н.И. и другие являются её учениками.
Анна Павловна отличалась большим энтузиазмом, творческой изобретательностью и в организации досуга детей, учителей, родителей.
Это был неиссякаемый генератор многих хороших начинаний в школе и на селе. Анна Павловна много и упорно работала над совершенствованием профессионального роста учителей, а также над проблемой формирования навыков самообразования учащихся, много внимания уделяла проверке и оценке знаний учащихся. Своим богатым опытом, различными наработками Анна Павловна не только в совершенстве владела на практике, но и щедро делилась с учителями школы, района.
Выпускники Анны Павловны отличались высокой грамотностью, самостоятельностью мышления, порядочностью. В их памяти она всегда оставалась добрым учителем и наставником на всю жизнь.
Коллектив педагогов. Работавший с 1948-го по август 1963 года: Ходырева А.Н., Гарянина Н.А., Кузнецова Т.М., Буранова (Парфёнова) М.И., Трубицына А.Н., Мордасова (Глебова) Т.А., Кошманова О.С., Бойко А.С., Шурыгина В.В., Лейбенко (Боканёва) В.А., Шацкова (Глебова) А.В., Железнова Л.В., Лыцева Н.Ф., Давыдов Ю.А., Рузанова Л.Я., Лейбенко З.Г., Тюрина (Клачкова) Т.А., Вахромеева (Иноземцева) В.В., Евтеева (Давыдова) Н.М., Плетенёва А.В., Шашин Е.М., Сафаров А.В., Пантюшина (Сергиенко) Т.Ф., Яковлева (Дронь) Н.Т., Глебова (Тараканова) Т.Г., Кананыхина (Ширина) А.В., Гурьянов В.М., Меретина Т.В., Лушникова О.Г., Чернышова (Белова) Л.Б., Глебова (Авдеева) Т.В., Мясникова (Соболева) В.Г., Завьялова (Красотина) Н.Ф., Смирнова Т.В. и другие.
Порохнин Дмитрий Дмитриевич
15 августа 1963 года директором Яндыковской восьмилетней школы назначен Порохнин Дмитрий Дмитриевич.
Ключевой педагог, стоявший у истоков становления современной школы. Его педагогическая и управленческая деятельность на посту директора, учителя русского языка и литературы, отличались либерально-демократической направленностью, коллегиальностью решения проблем.
Именно в эти годы в школе начала зарождаться основа методической службы, которая успешно сочеталась с большой самообразовательной работой. В деятельности педколлектива стали определяться направленность, проблемность. Впервые педсоветы приобрели помимо контрольно-отчётной функции профессионально-тематическую интерпретацию. Сменив на посту Родинову А.И., Дмитрий Дмитриевич продолжил укрепление материально-технической базы школы.
Восьмилетка к тому времени насчитывала до 760 учащихся, а занятия в школе организовывались порой в три смены, что постоянно требовало расширения посадочных мест. Школа занимала пять корпусов. Впервые появились комплексные кабинеты химии, биологии, физики, географии, кабинет ТСО (технических средств обучения) с лаборантом, а учащимся по этим дисциплинам представилась возможность фронтальных и практических занятий. Выпускники восьмилетки по-прежнему составляли твёрдую основу Лиманской средней школы, ничуть не уступая учащимся Лимана.
Впервые были предприняты небезуспешные попытки решения проблемы преемственности в работе восьмилетней и средней школ, организации совместных тематических педсоветов двух школ.
Гигантских усилий и больших организаторских способностей потребовало оперативное строительство нового корпуса школы, её реорганизации в среднюю в 1971 году. Усилиями Дмитрия Дмитриевича и педколлектива были заложены основы кабинетной системы. На хорошем уровне была поставлена художественная самодеятельность учащихся и учителей, участники которой были неоднократными дипломантами районных и областных конкурсов. Школа стабильно занимала ведущие позиции в районе по спорту. Стала закладываться основа новых качественных изменений педагогического коллектива.
С 1 сентября 1971 школе присвоили статус средней. Открыли интернат на 88 человек. Здесь проживали дети чабанов колхоза "Большевик" и ребята из ближайших сёл, желающие обучаться в 9 - 10 классах.
Кот Станислав Владимирович
Приказом областного отдела народного образования от 18.07.1973 года директором назначен Кот Станислав Владимирович, ранее работавший учителем физики и математики в Олинской школе.
С приходом нового директора появились новые возможности у педагогического коллектива. Кот С.В. относится к новой волне педагогов-учителей и педагогов-руководителей 70 - 80 годов. Он успешно совмещал руководство школой с преподаванием физики.
Имея высокую научно-профессиональную подготовку и большие организаторские способности, он умело воспользовался основами для новых качественных изменений школы, заложенными его предшественниками как в материально-технической базе, так и в творческой деятельности. Этому способствовали коммуникативные способности, хорошие вокально-музыкальные данные, чувство нового. В связи с реорганизацией школы в среднюю, педколлектив пополнился значительным количеством молодых специалистов. Именно в эти годы начали активно использовать психолого-педагогическую науку как в педагогической, так и в управленческой деятельности. Открыли трёхгодичный ежемесячный психолого-педагогический семинар по опыту Горской под руководством завуча Давыдова Юрия Александровича. А вот об этом учителе нужно рассказать отдельно.
Давыдов Юрий Александрович
Знакомство Юрия Александровича с педагогическим трудом началось в 1963 году. Тогда в области катастрофически не хватало учителей математики. Областной отдел образования и обратился с призывом к студентам поработать в школах. После 3-го курса Юрий Александрович стал учителем математики и физики в Мумре.
Года самостоятельной работы оказалось достаточно, чтобы пришло понимание того, что сложный педагогический труд немыслим без постоянного самообразования, независимо от подготовки, опыта.
По окончании института по направлению приехал в Яндыковскую восьмилетнюю школу. Преподавал математику, физику, черчение.
С 1967 года по 2004 год деятельность учителя сочетал с работой завуча. Ему приходилось к тому же брать на себя функции организатора внеклассной работы, преподавателя ОБЖ, военрука. Их тогда не хватало.
С опытом пришло понимание, что ни учителя, ни учащиеся не любят, когда их учат. Важнее создать условия для самостоятельного творческого поиска и тех, и других, чтобы они испытывали ощущения того, что длительные физические и интеллектуальные усилия приносят результат, удовлетворение и силы для нового.
Со временем менялись и совершенствовались методики обучения, совершенствовалась и система управления учебно-воспитательной работой в школе, однако, её принципы, сущность, стержень оставались и будут оставаться ещё долгие годы прежними.
Юрий Александрович обучил, воспитал, дал творческий заряд нескольким поколениям педагогических работников школы.
Восточная пословица гласит: "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь". Этой пословице он следовал.
Имеет множество наград разных уровней, знак "Отличник народного просвещения", звание "Заслуженный учитель России". Несколько месяцев Юрий Александрович исполнял обязанности директора, потому что Кот Станислав Владимирович был избран секретарём партийной организации колхоза "Большевик".
Смирнов Николай Петрович
2 июня 1981 года директором Яндыковской средней школы назначен Смирнов Николай Петрович. Он проработал до 1990 года, совмещая должность директора с должностью учителя математики.
Николай Петрович погрузился в административно-хозяйственную работу, конструктивно усиливая деятельность заместителя директора по хозяйственной части Холиной Майи Алексеевны. В короткие сроки в школе осуществился капитальный ремонт системы теплоснабжения. Николай Петрович наделил большими полномочиями в области повышения квалификации педагогов заместителей по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений. Педагогический коллектив школы в районе продолжал сохранять лидирующие позиции по основным показателям.
20 августа 1990 года на пост директора Яндыковской средней школы назначена выпускница школы 1968 года Яковлева (Синченко) Людмила Михайловна.
Яковлева (Синченко) Людмила Михайловна
На посту директора школы Людмила Михайловна начала работать, будучи зрелыми педагогом и опытным учителем математики и начальных классов. Несмотря на то, что до 1990 г. она трудилась здесь же, а некоторые педагоги были её наставниками в ученические годы, начала с глубокого изучением педколлектива, положительного опыта своих предшественников, с критической оценки результатов работы школы за последние годы. Результаты позволили оптимизировать распределение обязанностей в управленческом аппарате в составе заместителей и методического совета школы. Первые шаги были направлены на дальнейшее сплочение и стабилизацию опытного педколлектива, находящегося на ведущих позициях в районе по ряду показателей, создание условий для творческой работы каждого педагога. Стержневым направлением были дальнейшее укрепление материально- технического и дидактического обеспечения урока, работа с педкадрами по совершенствованию профессионального мастерства.
Уже с самого начала Людмиле Михайловне довольно быстро и органично удалось соединить демократические и гуманистические принципы управления с волевыми. Этому способствовали такие личностные качества, как смелость и решительность, целеустремлённость и последовательность, высокая работоспособность, аккуратность, здоровое честолюбие, доверительные отношения со всеми педагогами в сочетании с большими организаторскими способностями, с искренней заботой о творческом росте каждого учителя.
Следующий этап связан с укреплением аналитических позиций в контроле, руководстве, планировании, работе на перспективу, учебный год, четверть, неделю.
Со стороны директора учителя ощущали поддержку и объективную оценку труда, а ещё им представлялась большая самостоятельность, учитывались различные точки зрения. Работа велась в расчёте на динамику развития.
Учащиеся школы занимали ведущие позиции в районных олимпиадах, различных конкурсах не только в районе, но и в области. Высокую оценку получают и педагоги в конкурсах "Учитель года".
Традиционными становятся мероприятия по итогам учебного года "Виват, победители!", в которой активно участвовали дети с учителями, родителями.
В школе появился компьютерный класс, один из лучших в районе. Значительное внимание уделялось совершенствованию учителями интерактивных методик.
Людмила Михайловна бережно дорожила опытом педагогов–ветеранов. Их опыт успешно используется молодыми педагогами. А они сами являются активными участниками мероприятий и событий в школе.
2 августа 2014 года директором школы назначена Инна Викторовна Кананыхина. Инна Викторовна выпускница школы 1989 года.
Всё, ранее достигнутое, приумножается в энергичном, творчески работающем коллективе педагогов, пришедшем на смену.