...в том виде, в котором её видели и переживали старшие поколения, начиная с 1922 года – нечто абстрактное.
"Ну да, были пионеры. Альтруисты прошлого века. Они носили красные галстуки и значки. Не быть в числе тех, кто "всегда готов", означало - позор. В пионеры принимали, порой исключая за плохие оценки и отлынивание от общественно важных дел. Сегодня пионеров нет. Есть мы", - говорят старшеклассники. Действительно, с распадом СССР фактически распались не только социальное видение и понимание "хорошего" и "плохого", но и ряд праздников потерял свой смысл, в том числе и День пионерии. В девяностые годы любые дело, движение, слово стали иметь свою цену. Новое поколение страны крайне редко соглашается на безвозмездную повсеместную помощь, потому что росло в условиях "ты - мне, я - тебе" и не иначе. Перевалив за двухтысячные, началось формирование особого социального пласта в лице молодёжи. Избегая политических фраз и идеологических лозунгов, государство пыталось восстановить мощнейшую машину по воспитанию граждан. Но, увы, коллективизм уступил индивидуализму, и отлаженная система не сработала.
Открестившись от заидеалогизированного движения: мол, нас ограничивают, принуждают, лепят, что хотят, народ отправился в свободное плавание: кто-то в лес, кто - по дрова. Собственно, дров и наломали. В мелочах проявляется глобальная катастрофа - обеднение ценностного костяка. Представьте стандартную ситуацию – ученик не пришёл однажды в школу. На вопрос учителя, что случилось, одноклассники молчат. Потому что не знают, не интересуются, им всё равно. Педагог самостоятельно выясняет причину отсутствия - ребёнок заболел. Ещё 50 лет назад ответственные пионеры распределили бы роли: кто идёт навещать больного, а кто помогать с изучением пропущенной учебной программы. А теперь не так, сегодня и домашнее задание узнать будет несколько проблематично. Казалось бы, рядовой случай, к которому привыкли и уже не возмущаются так активно, как могли бы. А ведь это росточек зарождающегося ещё на школьной скамье равнодушия по отношению к обществу. Со временем едва уловимый звоночек превращается в колокол, оглушающий людей. Посудите сами, мы едва ли знаем своих соседей по лестничной клетке или улице. Любое общественно полезное дело часто воспринимается в штыки: "Субботник? У меня самого дел по горло, а я вам тут убирать должен!". Теряется вера в искреннее желание помочь, зато укореняется чувство страха перед возможным обманом.
Тем не менее, государство не теряет надежды сформировать в стране нечто похожее на пионерию. Движение, которое станет опорой для школы и родителей. Воспитание должно быть разносторонним, пусть и несколько навязчивым.
Поколение пионеров 80-х годов считает, что в пионерии нет ничего плохого, правда, и хорошего тоже: "Были пионерами, даже посещали кружок, но вся эта работа была, во-первых, принудительной, во-вторых, мы толком не понимали, что от нас хотят".
Нужно ли сегодня вообще подобное движение? У всего должна быть цель. Если раньше пионерская организация преследовала цели решения проблем безграмотности, беспризорности, возникших после гражданской войны (и, кстати, успешно с ними справились), то теперь и безграмотность, и беспризорность несколько изменились, а следовательно, и подход к их устранению должен быть другим. В век высоких технологий, увы, существует явление отстранённости родителей от собственных детей. Некоторым молодым мамам и папам откровенно всё равно, чем занимается их ребёнок, главное, что не "достаёт". А безграмотность – парадоксальное последствие шквала доступной информации без правильной системы её фильтрации и отделения "важной" от "второстепенной". Отсюда и следует, что некоторые выпускники не знают, в каком году началась Великая Отечественная война и что такое "капель". Как таковой преемственности поколений сейчас практически нет, поэтому система воспитания прошлого века, имевшая чёткую структуру - октябрёнок становился пионером, затем комсомольцем и коммунистом – сегодня тоже навряд ли найдёт отклик в обществе.
Часто вспоминая о пионерии, мы говорим, что дети были заняты делом, состояли в кружках и секциях. Но и сегодня все школьники посещают хотя бы один кружок. А некоторые ходят везде и всюду, от чего часто страдает успеваемость в школе. Споры о пионерии в данном смысле давно перетекли в споры об организации детского досуга как такового, а это уже совсем другая история.
С большой буквы "Ч"
Кто такой пионер – по сути, это достойный гражданин своего государства и человек с большой буквы Ч: надёжный товарищ, уважающий старших и помогающий младшим. Он всегда поступает по совести и знает, что такое "честь". Политический курс сменился, оттого пионеры со всеми своими преимуществами и благими намерениями ушли в тень. СМИ периодически пишут о том, что пионерские организации продолжают существовать (в 2012 году они включали около 3 млн. человек), изо всех сил стараясь привлечь в свои ряды хоть кого-то. И то тупик. Возможно, потому что у детей есть тот же Интернет, который принято винить во всех бедах, и телевидение, которое винят в развращённости неокрепшего сознания подростков во вторую очередь. Никому не приходит мысль о том, что не последнюю роль в равнодушии детей к всякого рода мероприятиям играют родители, которые часто бывают против внеклассной деятельности, расценивая её как эксплуатацию детского труда. Опять же, возвращаемся к теме, что любая деятельность должна имееть свою цену. В обществе рыночных отношений на твоей благородности будут ездить. Чтобы этого не произошло, родители прививают детям умение знать себе цену, хоть и не в том смысле, в котором изначально предполагалось. И как ни крути, аксиома, что всё начинается с семьи, имеет место существовать и диктовать свои условия. Если в семье ребёнок не воспитывается, то любое благое начинание, прививаемое ему второстепенными институтами, будет им отторгаться и разрушаться.
Тем не менее, сколько бы препятствий на пути вступления в ту или иную молодёжную организацию не было, они перестают иметь силу, если ребёнок, действительно, этого хочет. Понимая, зачем ему это, он становится тем же пионером с целью найти единомышленников. Ребёнок самостоятельно расставляет приоритеты. За действительно заинтересованными в деятельности организации и себя в её составе подростками мало самопиара, за ними, скорее, больше действий и, как следствие, их результатов. Такие дети стремятся к понятным человеческим ценностям, порой сталкиваясь с неприятием собственных взглядов и стремлением помочь окружающим сверстниками.
Так по-детски…
В Лиманском районе, в каждом образовательном учреждении действует своя организация школьников. Все они объединены целью воспитательной работы, но направлены больше на повышение рейтинга школы, чем на достижение целей всестороннего развития индивидуальности. Пионерия не развивала личность, она обезличивала народ, навязывая мысль единства и готовности. Готовности к чему? Одни говорят, что к тому, чтобы в любой момент подставить плечо товарищу, ответить за свои поступки, отстоять честь государства. Другие склоняются к утверждению, что "быть всегда готовым" призывали к войне. Строевой шаг, речёвки и манера обращения к старшим очень походили на армейскую дисциплину, нежели на детскую игру. Ведь пионерия, как детская организация, по своей сути должна представлять собой игру, в которую интересно играть. Маленькие дети хоть и делали большие и взрослые дела, но выполняли поставленные цели всё же по-детски.
Сегодня мальчику Пете не надо вступать в пионеры только потому, что ему нравится играть на барабане. Для этого достаточно пойти в музыкальную школу. Девочке Оле не стоит рваться в ряды красных галстуков только потому, что она хочет спасти речных мальков, ведь она свободно может принять участие в ежегодной акции спасения рыбной молоди. Так обязательно ли объединять детей и подростков одной идеей, чтобы те могли быть полезными обществу? Да и не является ли сама идея всеобщего сплочения и формирования шаблонного типа поведения той же самой пионерии на практике реальной? Какая идея объединит лиманских школьников с их сверстниками, живущими на Северном Кавказе или Москве? Это совершенно разные люди по менталитету, видению мира, а самое главное - набору ценностей. Абстрактная идея патриотизма тут не будет ключевой, потому что и его они понимают по-разному.
"Обязаловка" – путь в никуда из ниоткуда
Кто-то назвал пионерию "монстром": отличные идеи провальные на практике. Для того, чтобы развиваться ребёнку, не обязательно вешать на себя ярлык членства в той или иной организации. Как только проект приобретает черту "обязаловки", он обрекает себя на неминуемую гибель. Важна добровольность. Вспомните текст пионерского устава: слово "обязан", применяемое по отношению к детям, начиная с 9-летнего возраста, неоднократно повторяется только в 3-м его пункте, а пионеров называют словом "боец". За что воевать маленьким детям и с кем? И хоть пионерская клятва заключает в себе такие положительные моменты, как: "свято верить в дружбу", "учиться, быть настоящим другом и верным товарищем", "учиться хранить вверенную тайну", "уважать государственные символы своей страны", "учиться понимать, любить и уважать своих родителей, учителей предков, чтить память павших за свою Родину", она вместе с тем предполагает быть благодарным за наказание в случае нарушения одного из этих положений. Возможно, это проблема грубой формулировки, а может, и нет. Равно, как и утверждение в правилах пионеров о том, что "пионерская организация не занимается политикой и не принимает помощи от политиков и государственных структур". Смешно, не правда ли?
Несмотря на множество противоречивых моментов, всесоюзная организация дала возможность каждому большее время находиться в коллективе, узнать свои сильные и слабые стороны, понять, на что ты способен. Будь то ведение диалога или спортивные соревнования. Дети учились социальному взаимодействию друг с другом и взрослыми, учились вести диалоги и самостоятельно решать задачи. Помните мультфильм про Крокодила Гену и Чебурашку? Они очень хотели попасть в ряды пионеров. Чтобы доказать, что достойны этого, они даже собрали металлолом. А ещё пионеры собирали макулатуру, помогали собирать средства в помощь революционным рабочим зарубежных стран. В этом чувствуется дух соревнования. Кто больше, кто лучше? Вот он элемент игры. Примерно то же самое пытаются сделать авторы идеи создания "Российского движения школьников".
Один из пилотных проектов – "Российское движение школьников" (РДШ) - по словам организаторов, отличается от пионерии в привычном значении этого слова, возможностью вступления в ряды РДШ любого желающего ученика, независимо от его успеваемости. Плюс, это дело добровольное и открывает множество возможностей саморазвития, и даже членство в этой организации для некоторых вузов служит бонусом при поступлении. Опираясь на любовь молодого поколения к новым технологиям, проект масштабно использует в качестве площадки социальные сети и Интернет-пространство в целом. Сделал дело - выкладывай в сеть, чтобы послужить примером для других школьников. Вполне возможно, базирование принципов "добрых дел" на соревновательной основе может сработать и движение станет массовым. Тем не менее, пока делать выводы о его жизнеспособности рано, а сравнивать с многолетним опытом пионерии - тем более.
Детский лагерь "Артек" - мечта не только советских, но и российских школьников – и сегодня остаётся символом пионерского движения.
Президент республики "Антарес" МКОУ "ЛСОШ №2" (площадка реализации пилотного проекта РДШ в Астраханской области) Юлия Кержина – одна из немногих, кому выпала уникальная возможность оказаться в легендарном лагере: "Я очень горжусь тем, что побывала в Артеке. Артек и сейчас - сердце пионерии.
Даже существует хештег #артекмечтапионеровродомизссср . Тут всегда царит уютная и домашняя атмосфера. С первых дней всё становится настолько близким и родным, что в конце смены проливаются литры слёз разочарования, что это всё вновь может и не повториться. Безусловно, исконные традиции чтят и сегодня. Самая значимая из них – костры дружбы. Их разжигают в начале смены и по её завершению. Перед тем, как уезжать домой, всем детям лагеря раздаются угольки из костра с открытия смены. "Подарите на память, товарищи, мне живой уголёк из костра", - это строки из старой песни, но в Артеке она актуальна всегда. Раньше в артековскую форму входила атрибутика пионерии - галстуки, но сейчас этого уже нет, так как форма с каждым годом модернизируется и совершенствуется. Если возобновлять пионерское движение, то только для того, чтобы коллективы были более сплочённые. Сейчас существует РДШ, которое и так справляется с этими обязанностями. Про школьную нагрузку можно много говорить, но ведь школа - это не только учёба, но и творческое развитие. Мы и так уже состоим в "Российском движении школьников" и, вроде, довольно неплохо справляемся с тем, чтобы не потерять хороший уровень и статус школы".
"Отряды! Смирно!"
В День пионерии в п. Лиман состоялся традиционный слёт отрядов детских общественных организаций. "Отряды! Смирно! Равнение на Флаг Российской Федерации!" - командует ведущая слёта РДОО "Радуга". Команды вытягиваются в тонкую струнку, с гордостью наблюдая за поднятием триколора.
Затем командиры отрядов, волнуясь и порой забывая слова, сдают рапорт товарищу председателю в лице начальника управления образованием МО "Лиманский район" Е.В. Иринархову. В районную детскую организацию "Радуга" входят 17 общественных объединений, общая численность которых составляет 2269 человек. Сегодня, в рамках неофициального празднования Дня всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина состоялся конкурс агитбригад "Мы за здоровый образ жизни!".
Слёт посетили почётные гости: первый секретарь Лиманского отделения Коммунитсической партии РФ В.П. Харина, пионер ветеранского движения Н.Н. Фирова, а также прибывший в этот день с визитом в МО "Лиманский район" председатель Думы Астраханской области, депутат Думы Астраханской области от избирательного объединении "Астраханское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" И. А. Мартынов.
Конкурс агитбригад предполагал 5-минутное выступление от каждой из команд, направленное на пропаганду ЗОЖ. В целом, все команды справились с поставленной задачей, хотя как всегда, кому-то это удалось сделать лучше всего: 1 место заняла команда объединения "Антарес" (МКОУ "ЛСОШ №2"), на позиции ниже энергичная команда МКОУ "Зензелинской СОШ" - "Феникс", на третьем - учащиеся МКОУ "ЛСОШ №1", команда республики "Альтаир". Не вошедшие в тройку лидеров участники конкурса были отмечены благодарственными письмами.
Подобное мероприятие в силу разных обстоятельств тяжело назвать пионерским: далеко не все команды следовали указанному организаторами регламенту и представляли идею ведения здорового образа жизни скорее по свободному формату, в стиле игр весёлых и находчивых, нежели убеждающих выступлений. Тем не менее, каждая из школьных сборных подошла к конкурсу творчески и заслуживала внимание судейской коллегии. "Такие мероприятия делают нас единым целым. Участвовать в них интересно. И пусть в этом году нам удача не улыбнулась, уверен, что в следующий раз мы займём место победителя", - говорит мальчик в жёлтой футболке и красном галстуке.
Тем не менее, дань светлому советскому прошлому отдана, пусть и без костра и барабанной дроби.
Так было или не было?
"В Советском союзе жили лучше! Мороженое вкуснее было, воров не было, пионеры пожилым помогали. Спорить не стану, не потому что согласна, а потому что не стоит сравнивать белое и чёрное – вроде, одно и то же, а вроде, и диаметрально разные вещи. Сегодня мы задаёмся вопросом, как жить дальше, как воспитывать детей, чтобы они были счастливыми и свободными. Вариантов развития событий масса, и мы вправе выбрать любой из них. Мы может отдать ребёнка в казачий полк, гимнастику, религиозную организацию, естественно преследуя благие намерения. Но при этом не забывайте, что у вашего ребёнка есть свои желания и мысли. Важно их услышать и попытаться поставить себя на его место. В прошлом страны много положительных моментов, да и в пионерии - тоже, но сегодня совсем другое время. Другие требования к человечеству, и ничего тут не поделаешь. Как ни крути, сегодня какой бы хорошей не казалась идея голубиной почты, ею пользоваться ни станут. Ведь есть электронная. Одному приходит на смену другое. Учитывать опыт поколений, безусловно, важно, но это не значит, что следует повторять его судьбу.