Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Районная общественно-политическая газета Лиманского муниципального района Астраханской области

416410, Астраханская область, п.г.т. Лиман, ул. Ленина, 44
телефон: +7 (85147) 2-26-44
e-mail: limvestnic@astranet.ru

Три кувшина счастья

По древнему обычаю, даргинский юноша, желающий посмотреть на потенциальную невесту, шёл к роднику и ждал, когда та придёт с кувшином за водой.

Если понравилась, то начинали обряд сватовства, на котором девушка впервые видела суженого. Сейчас к родникам не ходят, много современных традиций, но эффект неожиданности для слабого пола часто остаётся. Так было и с Заремой Ильясовной Хизриевой. Будущий супруг Шамиль Малачиханович Камаладинов предстал взору в день сватовства.

Их корни из одного села Мекеги Левашинского района Дагестана, где принято создавать семьи со "своими", то есть односельчанами. Зарема выросла в Дагестане, после школы поступила в педагогический университет в городе Избербаш. А малой Родиной Шамиля стала лиманская земля, куда родители переехали давно. Тут работали в колхозе, а потом создали своё фермерское хозяйство. Здесь родились и учились дети. Но связь с родным селом всегда сохранялась. Родственники приглядели невесту для Шамиля и прислали её фото. Так жених увидел Зарему, и она понравилась.

Потом близкие со стороны будущего мужа приехали сватать, как положено, с подарками. На застолье невеста не присутствует, а её родные ведут себя очень скромно, так как выдают дочь. Тосты, речи, пожелания говорят близкие жениха. Через его сестру молодые договорились не общаться до свадьбы.

Зарема училась, Шамиль трудился вместе с родителями. Решение не общаться выдержали. Настал торжественный момент бракосочетания. Свадьбу играли по-дагестански и по-лимански.

- Невеста надевает широкое закрытое платье (цвет обычно синий, зелёный или красный) с длинными рукавами, украшенное старинными монетами. На голове - два платка, волосы не должно быть видно. Если есть, надевают старинный пояс, - рассказывает Зарема. - На свадьбе кто-то из родных танцует лезгинку. Но теперь модно приглашать профессиональных танцоров. Жениху положено иметь дом, невесте — калым (мебель, постель, посуда). Но всегда можно договориться, если семьи живут бедно или какие-то другие обстоятельства. К счастью, мы начинали не с пустого места. Муж привёл меня в свой дом. В Лимане я живу девять лет. Впервые увидела посёлок в день свадьбы, когда тут её отмечали. Провели по-современному. У родителей мужа и у него самого много друзей разных национальностей. Сначала мы помогали родителям на точке. Когда стали подрастать дети, перебрались в Лиман. Старший сын Камаладин учится во втором классе, младший Малачихан ходит в детский сад. Детей принято называть в честь родных мужа, а если родится дочь, то дают имя свекрови (если так не назвал кто-то другой из сыновей). Ни разу не пожалели, что не общались (не перезванивались, не переписывались) до свадьбы. Во-первых, не поменяли решение, не испытали разочарования. Во-вторых, начало семейной жизни совпало с открытием друг друга. И медовый месяц затянулся надолго.

Зарема Ильясовна рассказала о своих впечатлениях от посёлка, о том, что удивило здесь. Не сразу привыкла к пустым улицам по вечерам и выходным, к тому, что рынок работает до обеда. В селе Мекеги народ вечерами бывает на улицах, в магазинах, на рынке. Все общаются, гуляют, жизнь кипит.

- Нас растили, уча быть сдержанными, следить за своим поведением, не приветствовалось на людях, да и дома, показывать свои чувства, настроение. Теперь понимаю, что такая привычка только помогает в жизни, потому что в наше свободное раскрепощённое время трудно держать себя в руках, всё время контролировать себя, - говорит Зарема. - Люди здесь хорошие и дружные. Свекровь говорит, что Бог один и нужно всех уважать, но и о своих корнях, традициях не забывать.

В молодой семье не забывают ни заветы предков о вечных ценностях жизни, ни религиозные праздники, ни обычаи даргинцев. На Уразу положено навестить всех взрослых близких, в пятницу раздать что-то белое (сахар, муку, хлеб и т. д.), помолиться о живых и умерших. Перед едой благодарят Всевышнего, после просят Его, чтобы не были голодными умершие. Национальные блюда хинкал и чуду — обычны на столе, на праздники готовят чак-чак. Берегут родной язык. Кстати, в Дагестане говор разных сёл хоть немного, но отличается.

Семья с удовольствием участвует во всех местных мероприятиях, общих гуляньях. Поздравляют православных друзей с их великими праздниками. Угощают представителей других вероисповеданий на свои праздники. Старший сын вместе со всей группой из детского сада поступил в казачий класс.

- Сыну нравится узнавать о казачьей культуре. Параллельно возрос интерес к своим корням, обычаям, религии. Задаёт много вопросов, - сказала мама. - Дети обогащают друг друга.

На лиманской земле Зарема не только нашла любовь, создала семью, но и открыла своё призвание. Когда-то мама настояла, чтобы дочь, мечтавшая стать дизайнером, делала выбор профессии между педагогической и медицинской. Ослушаться было нельзя. А теперь Зарема не жалеет о педагогическом направлении. Прошла дополнительное обучение в Астрахани и поступила на работу в детский сад "Чебурашка". Говорит, что рада общению с малышами, любит их.

Всё впереди, много планов. Но неизменными остаются принципы жизни, устои, которые переняли у родителей, уважаемых близких, односельчан. Как и давние предки, Зарема хранит в своём доме три кувшина, которые, по традиции, входят в калым невесты. Пусть не надо ходить с ними за водой, но они символизируют благополучие, добро, связь поколений.

Автор: Юлия Бабакова

По этой теме: Лиманский районАстраханская областьКавказ

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1391

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика