"Законны ли действия владельцев крупных сетевых магазинов, и вправе ли руководство района запретить их работу на своей территории?"
- С этим вопросом "ЛВ" обратился к начальнику экономического отдела администрации МО "Лиманский район" Анне Юрьевне Шумилиной, которая ответила следующее:"Поступающие обращения от субъектов малого предпринимательства по вопросу ограничения деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю посредством торговой сети на территории Лиманского района, администрация МО "Лиманский район" разъясняет.
Статья 4 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) содержит методы государственного регулирования в области торговой деятельности, которое включает в себя, в том числе, антимонопольное регулирование (глава 3 Закона о торговле).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2009 №135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в состав антимонопольного законодательства включается в том числе Закон о торговле. Государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами.
Таким федеральным органом исполнительной власти согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.04.2004г. №189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" и от 30.06.2004г. № 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" является Федеральная антимонопольная служба России. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.
Одной из целей Закона о торговле (в соответствии с п. 3 ч.2 ст.1 данного Закона) является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о торговле, хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объёма всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
По данным анализа Астраханского УФАС России установлено, что доля от объёма всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за 2016 год в границах Лиманского района Астраханской области ЗАО "Тандер" (торговая сеть "Магнит") и ООО "Тамерлан" (торговая сеть "Покупочка") составляет 10,43% и 5,85%, соответственно. Следовательно, к ЗАО "Тандер" и ООО "Тамерлан" не могут быть применены нормы статьи 14 Закона о торговле.
При появлении данных о размещении торговыми сетями дополнительных площадей торговых объектов для осуществления торговой деятельности, администрацией МО "Лиманский район" будет направлена информация в Астраханское УФАС России для проведения проверки".