Первый храм в Бирючьей Косе начали возводить в начале 19 века. Завершить строительство и освятить его удалось в 1835 году. Здание выглядело не так, как современное. Оно было небольшим и одноэтажным, без колокольни. Его хотели продать с аукциона, церковь закрыли и опечатали. Но позже, по воле Императора, храм оставили на месте и передали в ведение епархиального начальства. Стараниями прихожан он несколько раз капитально ремонтировался.
Церковь в селе действовала до конца 1930-х годов. Накануне войны она была закрыта и частично разобрана. Затем её реконструировали и разместили здесь Дом культуры. Вместо богослужений проводили увеселительные мероприятия, а затем и вовсе разобрали.
Долгое время территория пребывала в запустении, но в 2003-м на месте прежнего храма начали строительство нового. Его проект сделали по сохранившейся старой фотографии. Был составлен генеральный план, закипела работа. К сожалению, довести дело до конца не удалось. Вот уже на протяжении почти 15 лет оно оставлено на самотёк.
- Отче, в каком состоянии храм находится в настоящее время? - спросил я настоятеля.
- В плачевном. Из того, что предусмотрено в генеральном плане, практически ничего не сделано. Да, возвели стены, но внутри верхнего храма в честь Василия Великого только строительные леса. Местный предприниматель в прошлом году выделил средства, чтобы оштукатурить помещение для подготовки к росписи. К сожалению, расписали только алтарную часть, да и то не до конца. На этом всё опять остановилось.
Очень неудобно сделаны ступеньки при входе. Здесь молодому взбираться сложно, а как же быть бабушкам? Необходимо сделать пандусы. Удалось оборудовать подвальное помещение под нижний храм, названный в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", но оно очень маленькое, тёмное и сырое. В большие праздники с трудом получается уместить всех желающих. Чтобы перенести богослужения на верх, необходимо полностью обустроить полы, сделать стяжку, поднять их, положить плитку, подключить освещение и отопление. Нужно установить хотя бы временный иконостас и только тогда совершать священнодействия.
Когда делали ограду, за пределами двора оставили кочегарку и туалет, хотя это тоже территория церкви. Теперь, чтобы по плану построить дом причта и сторожку, придётся сносить этот забор и потом всё переделывать заново.
У нас нет никаких источников дохода. Для завершения строительства храм нуждается в финансировании. Снаружи уже начинает осыпаться облицовочная плитка. За 15 лет без ухода здание потихоньку рушится. От себя и лица прихожан обращаюсь с просьбой о помощи. Может, всё-таки найдутся люди, имеющие возможность поддержать нас. Основная проблема — отсутствие вообще какого-либо спонсора. Средства, вкладываемые прихожанами, уходят на покрытие коммунальных счетов, материальную поддержку трудящихся в храме и незначительные строительные работы.
- Расскажите о жизни прихода.
- Всё идёт своим чередом. С 9 утра ежедневно читаются акафисты храмовым святым (Василию Великому и иконе Божией Матери "Неопалимая Купина"), священномученику митрополиту Иосифу Астраханскому.
По субботам и воскресеньям проходят уставные богослужения. Также собираемся на престольные или большие праздники.
Прихожан немного, но в великие дни — Рождество, Крещение, Пасха — собираются до 100 сельчан.
Несмотря на тяжёлую финансовую ситуацию, прихожане ведут миссионерскую деятельность и принимают участие в различных мероприятиях в школе.
Сложности храма неразрывно связаны с текущей ситуацией в населённом пункте. Людей становится меньше не только в церкви, но и в Бирючьей Косе в целом. После 9 класса ребята разъезжаются на учёбу. Молодёжь покидает дома в поисках хоть какой-то работы, а старенькие потихоньку уходят в мир иной. Ситуация год от года всё усложняется. Дороги в ужасающем состоянии, и даже строители не хотят сюда ехать.
- Много крещёных людей не ходят в церковь, но при этом считают себя верующими. Скажите, такое возможно?
- Если человек не исповедуется, не причащается Тела и Крови Христовых, то о какой вере мы говорим? В молитве мы можем соединится с Богом где угодно, но чтобы участвовать в Таинствах Церкви, надо посещать службу в храме. Этим самым мы исполняем главную заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею". Церковь учит настоящей любви к ближнему.
Конечно, молиться Богу нужно и вне храма, но этого недостаточно для спасения души. Грехи, совершаемые нами ежедневно, повреждают человеческую природу. Для того, чтобы исправить их, необходимо участвовать в церковных таинствах, совершаемых в храме. Лишь в редких случаях, например, когда человек болен, священник исповедует, причащает или соборует на дому.
- А можно ли прожить вообще без веры?
- Многие так и делают. Едят, пьют, развлекаются, забывая о том, что, кроме тела, имеют ещё и душу, которая пребывает в состоянии сна. Господь периодически обращается к нам, пытаясь разбудить, и в этот момент очень важно откликнуться. Пришла мысль помолиться - не откладывай её в долгий ящик, а тут же исполни. Не надо ждать, когда завершишь дело, чтобы помолиться. Молись во время исполнения его.
Без веры мы живём, как животные, совершенно не помня о даре духовном. Лишь развиваясь всесторонне, можно стать полноценной личностью.
- Почему в обществе наблюдается всё больше и больше агрессии?
- Потому что люди всё дальше уходят от Бога. Не хотят исполнять своего предназначения. Господь — источник всякого блага, и когда наши мысли, чувства и желания обращены к Нему, мы становимся добрее. Человек, пренебрегающий способностью соединения, наполняется противоположным духом. Удаление от общения с Богом и есть причина всеобщей озлобленности.
- Как верующим надлежит воспитывать детей в православии?
- В первую очередь, понять, что главное, а что второстепенное. Многие родители и крёстные неправильно исполняют свои обязанности в духовном плане. Да, они учат детей креститься, кланяться, поститься, но основное напутствие - это любовь к Богу. Можно ходить в храм, участвовать в таинствах и при этом не любить Господа. Таких примеров достаточно много. Чтобы помочь ребёнку обрести подобное чувство (любовь), нужно учить молитвам, читать Библию и другие православные книги. Молитва — это слово человека, обращённое к Богу, а Святое Евангелие — слово Господа, обращённое к человеку. Через богообщение происходит и богопознание. Насколько мы воссоединяемся с Богом, настолько и познаём. Через сближение нам передаются Его качества, а именно: доброта, любовь, смирение и все иные блага, которыми Господь нас щедро одаривает.