Храмы на Руси всегда были сокровищницей народа. Древняя Русь не знала музеев: всё поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — знаменитые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, различные реликвии...
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. "В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним...", — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся, как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу и подобны свече.
Один из таких "огненных" - Покровский храм в селе Басы. Эту церковь Покрова Пресвятой Богородицы в степном селе называют вершиной творчества астраханских мастеров культовых зданий эпохи расцвета каменного строительства в 19 веке. Маленькое, изящное здание поставлено на небольшом беровском бугре, недалеко от некогда полноводной речки. В прежние времена бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной лёгкий одноглавый храм, словно свеча вырастающий над приземистыми сельскими домишками во всей своей ясности и красоте…
Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойдённых шедевров, вероятно, нет памятника более лирического, чем церковь Покрова в селе Басы. Этот удивительно гармоничный кирпичный храм с побелкой по штукатурке, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатлённой в камне. "Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создаёт тонкую и просветлённую гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, – пишет искусствовед Н.Н. Воронин. – Образ прославленного творения астраханских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими".
Храм Покрова Богородицы в селе Басы по лаконичности и совершенству форм впору сравнивать с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм только чудом спасён от гибели. И опасность ему грозила от немецко-фашистских захватчиков. Во время Великой Отечественной войны снаряд влетел в окно и застрял в кирпичной кладке. Церковь уцелела лишь благодаря тому, что снаряд не взорвался.
Церковь в селе Басы была построена в 1865 году и посвящена любимому на Руси празднику – Покрова Богородицы.
Конструктивно храм чрезвычайно прост – это обычный для русского зодчества одноглавый храм. Но строители сумели воплотить в нём совершенно новый художественный образ. От всех астраханских храмов басинская церковь отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности кафедрального Успенского собора (Астраханский кремль), нет мужественной величавости Троицкого собора (главный храм Троицкого монастыря в Астраханском кремле). Светлый и лёгкий, Покровский храм в Басах – это воплощённая победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей архитектор и строители добились удивительного преодоления тяжести камня. Сказочная лёгкость форм создаёт впечатление невесомости, устремленности ввысь.
Всеми доступными приёмами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания.
Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее – движению ввысь. Высоко над головой парит полный света купол. По стенам разбегались цветные фрески, а на полу располагались белые известняковые плиты. Сейчас всё это утрачено.
Но несмотря на все утраты, храм сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие – гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем православной религии. И, вероятно, именно поэтому получил известность и признание, став своеобразной "визитной карточкой" Лиманского района.
Русские храмы органично сочетаются с окружающей их природой. Они удивительным образом подчёркивают особенности русского ландшафта с его тонкой и нежной красотой. Недаром художник и иллюстратор Алексей Михайлович Лаптев "белокаменными цветами" назвал их. "Кажется, - пишет он, - что волшебник зодчий вызвал из недр земли эти прекрасные цветы - храмы. Сравнивая русские храмы, например, со стрельчатыми формами Миланского собора, можно видеть, как стремительно пытаются оторваться от земли готические архитектурные формы и как мудро и уравновешенно формы куполообразных покрытий древнерусского зодчества повторяют форму раскинувшегося над ними свода небес".
Но каждый храм, будучи представителем небесным на земле, является отражением небесной красоты и порядка. Поэтому и Преображенский собор в Кижах, и Церковь Покрова на Нерли, и Вознесенская церковь в Коломне, церковь Покрова в селе Басы, и многие другие неповторимые образцы русского церковного зодчества - всё это отражение России идеальной, России-мечты, России такой, какой она должна быть, России - самой красивой страны в мире, России-сада, России–цветника.